Петербургский морской торговый порт еще недавно называли российскими воротами в Европу. Суда Балтийского морского пароходства уходили отсюда к портам всех континентов.
Теперь картина иная. Среди кораблей, швартующихся у причалов порта "Санкт-Петербург", 70 процентов принадлежат иностранным компаниям. Балтийское же морское пароходство из судоходного гиганта за несколько пет превратилось в жалкую развалину...
Сочувственно кивают головами
Увы, АО "БМП" полностью лишилось своего некогда знаменитого пассажирского флота. А всего из 176 судов у пароходства осталось 68, да и то 28 из них - под арестом в чужих портах. 340 миллионов долларов - долг БМП зарубежным фирмам, 400 миллиардов рублей - российским. Для того, чтобы отдать долги, как подсчитали в пароходстве, надо продать треть еще оставшихся у пароходства судов и половину всех береговых сооружений. Работники пароходства давно позабыли, что такое заработная плата, поэтому, не дожидаясь милости от властей, создали "комитет спасения" Балтийского морского пароходства. Вот мнение его председателя - механика теплохода "Новодружеск" Виктора Сададина:
- Полное впечатление, что кто-то планомерно и целенаправленно душит пароходство, чтобы набить собственные карманы пачками "зеленых". Спасая российское пароходство, мы спасаем самих себя...
Криминальную подоплеку происходящего, о которой прямо говорит Виктор Сададин, трудно доказать, хотя пружины ее очевидны. рать из числа конкурентов крупнейшее пароходство, перехватить у него линии - это понятная (опять же - рынок...) мечта многих иностранных судовладельческих компаний. За такой подарок не жаль и заплатить.
Все попытки нынешнего президента БМП Михаила Романовского добиться от государства ощутимой поддержки ничего не дали. Нет, Романовского в кабинетах выслушивают, сочувственно кивают головами. Даже принимают решения. Скажем, в Петербурге под председательством вице-губернатора Дмитрия Сергеева создана специальная группа, занимающаяся вопросами пароходства. С давних пор у нас известно: "Хочешь похоронить дело - создай комиссию"... 30 июня 1996 года издан Указ N 1004 президента России "О государственной поддержке морского торгового флота России на Балтике", а затем и правительственное постановление. Первым пунктом этого документа значится: "Приобрести контрольный пакет акций открытого акционерного общества "Балтийское морское пароходство". Но какая радость БМП от того, что контрольный пакет акций удет принадлежать полунищему государству? Заплатить-то за этот пакет оно может разве что обещаниями. Скорее всего, этим постановлением правительство лишь обозначило внимание к беде, которую не замечать нельзя, но на решение которой у него нет ни сил, ни денег, а может быть, и желания.
Между тем возродить БМП - значит защитить интересы России на мировом рынке, на морских транспортных линиях. И, естественно, заработать на этом капитал. А не спасти - значит неизбежно оказаться в полной зависимости от западных компаний, платить которым придется втридорога. Россия уже и платит ежегодно миллиарды долларов зарубежным судовладельцам. Куда больше, чем нужно для возрождения БМП.
Как же могло случиться, что всего за несколько лет было развалено то, что создавалось многими десятилетиями?
"Сладкая парочка"
Скандальное дело о хищении крупных денежных средств в Балтийском морском пароходстве подходит к своему логическому концу. Обвинительное заключение, подписанное прокурором города, передано на рассмотрение в Кировский районный суд.
А началось все еще в апреле 1991 года, когда между БМП (президент Виктор Харченко) и петербургским представительством отделения "Международный центр научной культуры - Всемирная лаборатория" (директор Андрей Финкельштейн) было подписано генеральное соглашение о совместной деятельности. Соглашение предполагало сдачу в аренду судов пароходства - "Всемирной лаборатории". Последняя брала на себя и все расходы по эксплуатации судов: 75 процентов чистой валютной выручки должно было отчисляться пароходству (для содержания сотрудников, приобретения судов, закупки оборудования), оставшиеся средства "Всемирная лаборатория" обязывалась использовать на приобретение оборудования для наукоемких технологий и иных полезных проектов.
Но - удивительное дело! - "эпохальный" документ был подписан, а в пароходстве все осталось по-прежнему: суда, как говорится в материалах следствия, продолжали пребывать в оперативном подчинении у БМП, работали в своем о ычном режиме. Со своей стороны, и "Всемирная лаборатория" никаких научных изысканий, предусмотренных специальным проектом "Транспорт", не проводило. Спрашивается: зачем же тогда этот договор?
Все оказалось проще выеденного яйца. Аренда морских судов оказалась весьма удобной формой обналички немалых средств. "Всемирная лаборатория" пользовалась налоговыми льготами, и при заключении БМП соглашения о совместной деятельности эти льготы распространялись на пароходство.
Сложилась занятная ситуация: 17 судов, как и положено, "пахали" на родное пароходство, а на расчетные счета "Всемирной лаборатории" с апреля 1991 года по январь 1993 года незаконно перечислялись в качестве прибыли значительные средства, принадлежащие трудовому коллективу пароходства. И прибыль эту распределял по своему усмотрению не кто иной, как Андрей Финкельштейн.
Щедрость Финкельштейна не знала предела. К примеру, он издает приказы о загранкомандировке Виктора Харченко - в Германию, Финляндию, Швецию, Велико ританию, США. Вояжеру выплачиваются поистине впечатляющие суточные - от 500 до тысячи долларов США.
Но, как выяснило следствие, исправно получая командировочные, Харченко на самом деле никуда не выезжал. В его паспорте не оказалось выездных виз ни в одну из перечисленных стран. Не обнаружено никаких отчетов о произведенных командировочных расходах. Приказы Финкельштейна оказались элементарным мошенничеством...
Ни в чем себе не отказывали
Правда, несколько раз Харченко действительно съездил в Гамбург, - по его признанию, "интересовался у агентств, полна ли загрузка судов..." И вылился этот невинный интерес в сумму, превышающую 39 тысяч долларов США.
По нескольку десятков тысяч заработали на липовых командировках и другие служители "научно-производственного" альянса - ныне обвиняемые.
Еще одной статьей расхода было приобретение за границей роскошных автомобилей - 14 "мерседесов" и одного "опеля". Каким образом? Валютную выручку от фрахта судов зарубежными компаниями, которая должна поступать на счет пароходства, дельцы отправляли на собственные счета или счета подставных компаний за рубежом. Эти деньги и пошли на оплату иномарок. И распределялись престижные автомобили исключительно между руководителями пароходства и лаборатории.
Таким же образом было приобретено 46 дорогостоящих югославских мебельных гарнитуров, которые тут же развезли по квартирам начальства. Только на даче Финкельштейна было обнаружено 39 различных предметов из иностранных ме ельных гарнитуров стоимостью свыше 11 тысяч долларов.
Но были аферы и покруче. В 1992 году Харченко "зачем-то" приобрел четыре сухогруза устаревшей конструкции, оцененных продавцами в 12-15 млн. долларов. Пароходство же заплатило за суда 28,5 млн. долларов. Понятно, кому пошла разница?
А вот с другим оригинальным приобретением - трехзвездочным отелем "Пальмира-Бич" в испанском городе Пальма-де-Мальорка - получилась накладка. Стоимость здания - 530 млн. долларов - пароходство обязалось выплатить по частям. Но одолело лишь около 19 млн. долларов и признало себя некредитоспособным. В итоге отель остался у прежнего владельца, а Балтийское морское пароходство потеряло почти 24 млн. долларов с учетом судебных издержек...
По о винительному заключению в общей сложности в пароходстве похищено более 3 млн. долларов.
Последние точки, конечно, расставит суд.
БМП еще можно спасти, если освободить его от части долгов, штрафов и налогов, предоставить ему полную свободу действий. На время, пока не обретет оно экономическую устойчивость. Если же ограничить "свободу" БМП возможностью пойти на дно, то пароходство неизбежно увлечет за собой в пучину краха не только огромные средства, но и надежду на возрождение России как солидной морской державы. Лишиться гражданского флота на Балтике - это значит отдать прорубленное Великим Петром окно в Европу зарубежному дяде... "