"Следственный комитет при МВД возбудил уголовное дело в отношении компании "Панавто", крупнейшего официального дилера германской корпорации DaimlerChrysler AG в России. "Панавто" подозревается в контрабандном ввозе самых дорогих моделей DaimlerChrysler. По версии следствия, сейчас по России колесит более 1000 контрабандно ввезенных Mercedes 500, Mercedes 600 и джипов Gelaendewagen.
В 2001 г. по официальным каналам в Россию было поставлено около 3500 автомобилей Mercedes. По данным московского представительства DaimlerChrysler, около 30% из этого объема было продано через "Панавто", ставшую официальным дилером концерна в 1996 г. и имеющую 20 филиалов по всей России. Всего российская дилерская сеть DaimlerChrysler состоит из 16 компаний, пять из которых работают в Москве.
Уголовное дело в отношении "Панавто" было возбуждено несколько дней назад. По словам Евгения Леонова, возглавляющего пресс-службу Следственного комитета, следствие предполагает, что компания незаконно ввозила в Россию самые дорогие модели Mercedes - "пятисотые", "шестисотые" и внедорожники. Схема контрабандного ввоза, по словам Леонова, могла выглядеть так: фирма, учрежденная "Панавто" в Германии, покупала у DaimlerChrysler автомобили по заводским ценам, перепродавала их "Панавто" дешевле, чем купила, и официальный дилер указывал в таможенных документах эту низкую цену - $20 000 - 30 000. Кроме того, говорит Леонов, "Панавто" занималась поставками бронированных автомобилей Mercedes, которые ввозились в страну как обычные машины, без соответствующего сертификата. Такие машины импортировались по таможенной стоимости $50 000 - 70 000, а потом продавались по $200 000.
Леонов утверждает, что в данный момент в деле фигурируют эпизоды, связанные с провозом 300 партий контрабандных машин. "В целом число незаконно ввезенных машин может превышать 1000, так как в каждой партии могло быть до 10 машин", - говорит пресс-секретарь Следственного комитета. По его словам, сейчас в "Панавто" арестовано более 50 непроданных машин. Отбирать уже реализованные "Мерседесы", впрочем, никто не собирается.
В поле зрения правоохранительных структур "Панавто" попала давно. Еще в прошлом году УБЭП ГУВД Москвы провело комплексную проверку деятельности компании, после которой заявило, что сотрудники "Панавто" не смогли подтвердить законность ввоза 15 автомобилей. Но теперь все гораздо серьезнее. Деятельность компании практически парализована - по словам пресс-секретаря "Панавто" Надежды Казаковой, работает только станция техобслуживания. Казакова рассказала, что еще 24 января представители следствия забрали у компании "на ответственное хранение" 27 автомобилей и вывезли их "в неизвестном направлении".
Известие об уголовном деле в отношении "Панавто" пришло не вовремя для DaimlerChrysler - как раз вчера компания устраивала в Москве презентацию автомобиля Mercedes E-Klasse нового поколения. В московском представительстве DaimlerChrysler "Ведомостям" сказали, что дилеры концерна никогда прежде в таких уголовных делах не фигурировали. "Если МВД и заявило что-то [об уголовном деле], то к нам еще ничего не поступало, - говорит Елена Мачурина, представитель компании "ДаймлерКрайслер Автомобили Рус". - Мы должны изучить документы, поговорить с "Панавто" на эту тему".
История с "Панавто" может повредить другим торговцам новыми иномарками: от таможенников могут потребовать более жесткого контроля за дилерами. До февраля этого года "Панавто" была в таможенном списке импортеров, ввозящих товары по упрощенной процедуре. По словам начальника управления контроля таможенной стоимости ГТК Владимира Саркисова, никаких нарушений в ее деятельности таможенники не видели. "Компания декларировала автомобили по счетам-фактурам, которые были выписаны германским концерном, поэтому ни о каком занижении стоимости в рамках приказа N 847 речи не идет", - говорит Саркисов.
В соответствии с приказом N 847 от 24 августа 2001 г. "Об особенностях контроля таможенной стоимости транспортных средств" для компаний, являющихся официальными дилерами иностранных автоконцернов, размер таможенной пошлины исчисляется на основе сопроводительных счетов-фактур, выписываемых производителем, а не по усредненной стоимости машины, взятой из каталога. Это позволяет импортерам ввозить автомобили с учетом специальных дилерских скидок, которые могут достигать нескольких тысяч долларов с одного автомобиля. Если таможня действительно "прокололась" с "Панавто", это дает важный козырь Министерству по антимонопольной политике, которое пытается добиться отмены приказа N 847. МАП предписал ГТК отменить приказ, но таможенники не согласились и обратились в суд. Первое заседание по этому делу назначено на 15 апреля."
04.04.2002
Мария Рожкова, Александр Гришин, Кирилл Горский Ведомости