Накануне выборов мэр города Братска Александр Петрунько, переизбирающийся на новый срок, разрешил местным СМИ критиковать его … «на 20 процентов». Впервые за четыре года правления Петрунько журналисты получили такую щедрую квоту.
"Братск изначально строился как промышленный город. Алюминиевый завод (БрАЗ), ГЭС, лесопромышленный комплекс (БЛПК) были и остаются одними из крупнейших предприятий в своих отраслях. А построила эти производства самая крупная в России строительная фирма “Братскгэсстрой”. Но не только предприятия она строила. В предперестроечное время в Братске очередной новый микрорайон вырастал за два года. Население города стремительно увеличивалось.
Девяностые годы Братску, как и всей стране, принесли лишь беды и лишения. “Братскгэсстрой” развалился на несколько мелких строительных фирм, которые далее умирали поодиночке. Практически все предприятия, за исключением упомянутых выше гигантов, остановились.
Но время рушить постепенно ушло, пришло время созидать. Пришло во всей стране, но только не в Братске. Просто власть в городе возглавил Александр Петрунько, который по натуре своей вряд ли разрушитель (сил маловато), уж точно не созидатель (желание напрочь отсутствует), а скорее так, наблюдатель.
Есть такой анекдот. “Плывет чукча с женой по реке. Жена гребет, а чукча рядом сидит. Сидит и думает: “Хорошо ей, греби себе да греби, а мне думать надо, как жить дальше”. Так и Петрунько, приезжает каждый день в свой кабинет на седьмом этаже городской администрации, садится у окна и думает. А о чем – неведомо.
И, правда, что мэру совать свой нос куда попало? Работает БрАЗ, и пусть себе работает. Деньги в казну вроде платит. Простаивает БЛПК - что ж, значит такая конъюнктура рынка. БЛПК заработал - это совсем здорово. Алюминщики из “Сибала” пришли, поедем, побеседуем с новенькими. Питерско-израильская фирма “Илим Палп” вернулась – тоже хорошие ребята, старые знакомые. Швейную фабрику купила текстильная фирма “Чайковские сорочки” - значит, зачем-то она ей нужна. Аэропорт в очередной раз обанкротился - так это к лучшему, нечего братчанам по стране летать да смотреть, как другие живут. Молочный комбинат перевез свои производственные мощности в Братский район, к более инициативному мэру – мы за ними не побежим, обратно звать не будем.
Такие или приблизительно такие мысли и посещают мэра ежедневно, когда он сидит да глядит в свое окошечко. А иногда сподобится на какую-нибудь глубокую мысль. Соберет пресс-конференцию, да как заявит: “Будем делать ставку на углубленную переработку древесины”. И напрасно народ ждет продолжений – лес на корню (то есть, не то что не глубоко переработанный, но даже как следует не обработанный), как вывозили, так и вывозят.
Между тем бездействие мэра не проходит для города бесследно. Стоят предприятия – людям негде работать. Безработица – лучшая почва для преступности, наркомании и проституции. Целый городской район – Правобережный только этим и знаменит. В Падунском и Центральном районах дела обстоят не на много лучше.
Людям негде не только работать, но и жить. В других промышленных центрах новые дома растут как на дрожжах. В Братске же жилищное строительство полностью прекращено. Такова позиция мэра. Чем она вызвана, непонятно. По строительному потенциалу Братск не уступит многим областным центрам. Цены на квартиры стремительно растут. Строить дома должно быть выгодно. Петрунько этого не хочет понимать. Он лишь занимается перестройкой бывших офисных, служебных помещений под квартиры. Строители же по-прежнему остаются без работы, а братчане – без жилья.
Естественно, что в таких условиях стремительно сокращается население города. Каждый год естественная убыль 280-тысячного города составляет три-четыре тысячи.
За всем этим бесстрастно наблюдает мэр Петрунько…
Фонтан красноречия
Наблюдая из своего окна, мэр вдруг обнаружил, что улица Советская, на которую выходят его окна, какая-то убогая. Смотреть на нее не доставляет никакого эстетического удовольствия. Эта мысль все больше и больше стала печалить Петрунько, и вот он решается преобразовать улицу, построить на ней фонтаны, посадить цветы. Городские коммунальные службы приводят замысел в исполнение.
От осознания важности содеянного на душе у мэра стало легко и светло. Он даже стал выходить из кабинета, прогуливаться по приемной и коридору. И взгляд его упал на противоположную сторону администрации, на улицу Кирова. Оказывается, на ней нет цветов и фонтанов! Немедленно исправить. Вновь коммунальные службы бросаются в бой. Несколько месяцев упорного труда – и вот уже и на улицу Кирова можно глядеть без внутреннего содрогания.
Благоустройство улиц – это прекрасно. Но только в том случае, когда благоустройство касается всего города, а не только местности возле горадминистрации.
Но Петрунько не ставит перед собой цель благоустроить город. Он хочет лишь показать, что благоустраивает его. Ведь обыватель подумает: раз в городе открываются фонтаны, значит все хорошо. Потом правда, вспомнит, что его уже три года, как уволили с работы и задастся вопросом: «И на кой мне нужны эти фонтаны?».
Кризис-менеджер
Именно так называется тот, кто присваивает себе чужое. Петрунько присвоил себе заслуги, к которым не имеет никакого отношения. В марте 1998 года его избрали мэром города, через полгода случился августовский кризис – рухнул курс рубля. Выручка ориентированных на экспорт предприятий – БрАЗа и БЛПК – выросла в несколько раз. Соответственно выросли и их платежи в городской бюджет. В 99-м и 2000-м по доходам городской бюджет исполнялся уже к июлю-августу, а к концу года налоговых платежей поступало вдвое больше, чем запланировано. В таких условиях не погасить перед бюджетниками долги по зарплате было просто невозможно. А Петрунько представил это как свою исключительную заслугу. Будто бы он сделал бюджет прозрачным, будто бы выстроил систему управления и т. д. Нет бы честно сказать: «Повезло, деньги с неба упали как манна небесная».
20 процентов критики
Петрунько не допускает и мысли о возможности критики своих действий. Поэтому практически все городские СМИ (за исключением парочки мелких изданий, которым практически нечего терять) четыре года только и занимались тем, что воспевали успехи мэра. Правда, накануне выборов на своей пресс-конференции Петрунько разрешил муниципальному телевидению критиковать себя на 20 процентов (сказано было именно так). Но с тех пор в передачах муниципальной телерадиокомпании «Братск» критики даже на процент не появилось, а вот дифирамбов в адрес мэра стало значительно больше.
Правда об экстравагантных поступках Петрунько не приветствуется. Достаточно вспомнить, как показал себя мэр во время выборов в Государственную Думу в декабре 1999 года. Для того чтобы поддерживаемый им кандидат Виталий Шуба был вновь избран, Петрунько шел на любые методы. Он не ограничился призывами голосовать за Шубу, он заставлял милицию отлавливать и задерживать расклейщиков листовок из штаба другого кандидата – Юрия Пурденко. Милиция блокировала здания редакции оппозиционной газеты «Ярмарка Плюс», сжигала готовые к распространению тиражи газет. Избирательную же комиссию и на думских выборах, и на тех, которые проходят сейчас, возглавляет Нина Белова, человек стопроцентно преданный мэру. Согласно информации официального сайта администрации города Братска, она до сих пор является муниципальным служащим в ранге консультанта мэра, что является грубым нарушением выборного законодательства.
«И мстя моя ужасна»
Выборы, если они не формальные, это всегда борьба. И соперничающие кандидаты редко щадят друг друга. Ситуация, как правило, меняется после дня голосования. Бывшие недруги забывают временные разногласия и дальше живут мирно. Не таков оказался Петрунько. Победив на выборах, он продолжил преследование тех, кто был в другом лагере.
Бывший мэр Иван Невмержицкий долгое время не мог устроиться на работу. Наконец его взял на БрАЗ Борис Громов, возглавлявший в то время завод. Взял на скромную должность помощника по капитальному строительству. С тех пор Петрунько стал методично отравлять жизнь Громову, между городом и БрАЗом началась конфронтация. В конце концов, Невмержицкого с БрАЗа уволили. А затем бывший мэр вынужден был уехать из Братска.
Такова же была судьба и Александра Доскальчука, занимавшего при Невмержицком пост вице-мэра. Ему удалось устроиться на другое градообразующее предприятие – БЛПК. Но тяжелая рука Петрунько достала его и там. Вскоре Доскальчук также покинул Братск.
Много еще голов посносил мэр. Белугина, Омолоев, Кузьмин, Слободчиков, Нехороших, Артемьев – профессионалы в своих областях - были отстранены от занимаемых должностей. Практически все они покинули родной город.
Если Петрунько мстит, он мстит до конца и в любых мелочах. Характерен пример журналиста Андрея Швайкина, который за время работы на Невмержицкого заработал квартиру в Иркутске. Так вот, Петрунько судится со Швайкиным до сих пор, уже четыре года, пытаясь отобрать у него честно заработанную собственность и выкинуть вместе с семьей на улицу. Петрунько очень силен в мелочах.
Братский колобок
Действия Петрунько никак не соотносятся с создаваемым им образом. На публике он весельчак, постоянно шутит, улыбается. Но кто знает, что творится в его душе!
В 1997 году губернатором Иркутской области был избран Борис Говорин. С большим трудом он сформировал команду управленцев. Один из ключевых постов – зама по промышленности - занял тогда еще директор Братской ГЭС Александр Петрунько. Но, не проработав и четырех месяцев, Петрунько ушел от Говорина, и, даже не переговорив с губернатором, уехал баллотироваться в мэры Братска. Это был первый, как далее оказалось, самый безобидный случай, когда Петрунько кидал доверившихся ему людей.
Когда мэр шел на выборы в 1998 году, еще три кандидата – Данилов, Русланов и Казаков снялись с дистанции и призвали братчан голосовать за Петрунько. Это стало ключевым моментом избирательной кампании. Естественно, они ожидали увидеть хоть какую-то благодарность со стороны победителя. Но Петрунько кинул и Данилова, и Русланова. Обоим пришлось искать себе новое место работы уже за пределами Братска. Лишь Казаков сохранил за собой пост заместителя мэра по жилищно-коммунальному хозяйству. Петрунько просто некем было его заменить. Но все четыре года Казаков оставался изгоем в городской администрации, мэр прессинговал его, и прессинг этот сказывался на всем ЖКХ – из года в год субсидии этой отрасли урезались.
Так же поступил Александр Константинович со своими товарищами по работе в «Иркутскэнерго» - с теперь уже бывшим спикером Иркутского областного законодательного собрания Виктором Боровским и членом Совета Федерации Валентином Межевичем. Именно они помогли ему сесть в кресло сначала заместителя губернатора, а потом и мэра Братска. Именно они вместе с ним находились в оппозиции губернатору Говорину. Но приходит пора губернаторских выборов, и Петрунько забывает своих. Вместо поддержки кандидата Межевича, он открыто (сообразно выгоде политических обстоятельств) призывает голосовать за кандидата Говорина.
Все то же можно переадресовать и к избирателям, которым Петрунько в свое время нарисовал светлое будущее. Сейчас он баллотируется на новый срок. Можно не сомневаться, что он снова кинет проголосовавших за него людей. "
19.03.2002
Владимир Веселовский Братск – специально для FLB-Сибирь