"Как стало известно "Ведомостям", Арнгольт Беккер, сделавший компанию "Стройтрансгаз" фактическим монополистом на российском рынке подрядно-строительных работ для газовой отрасли, 12 апреля перестанет быть президентом этой компании. Перед тем как уйти, Беккер получил полный контроль над "Стройтрансгазом", главный актив которого - акции "Газпрома" на $1 млрд.
Стать главным подрядчиком "Газпрома" "Стройтрансгазу" помогла дружба Беккера с Ремом Вяхиревым и Виктором Черномырдиным. Ежегодный объем работ компании оценивается в $1 - 1,5 млрд, из них более 80% приходится на заказы от газовой монополии. Но "Газпром" стремится избавиться от такого "наследства" прежних менеджеров. Как стало известно "Ведомостям", в начале марта в "Газпроме" вышел приказ о создании собственной компании-подрядчика под названием "Газпромстройинжиниринг ". А пока временным подрядчиком назначена пермская "дочка" "Газпрома" - ОАО "Спецгазавтотранс". Сейчас она активно ведет переговоры с субподрядчиками, которых до сих пор использовал "Стройтрансгаз".
В этой ситуации бизнес "Стройтрансгаза" оказывается под угрозой. Зато у компании есть 5,94% акций "Газпрома", которые стоят на рынке $1,09 млрд. И распоряжаться этим активом будет Беккер.
До недавнего времени блокирующий пакет акций "Стройтрансгаза" (25% плюс одна акция) принадлежал сыновьям Черномырдина, дочери Вяхирева и родственникам других бывших топ-менеджеров "Газпрома", а также близким к ним структурам. Остальные бумаги были сконцентрированы в руках самого Беккера (20% ), его родственников и близких к нему руководителей строительной компании. Но в конце прошлого года Беккер размыл доли "газпромовских детей", оставив им в общей сложности 15% акций. Для этого он провел нехитрый корпоративный маневр, о результатах которого "дети" узнали лишь в марте.
Уставный капитал "Стройтрансгаза" составлял 80 млн руб. и был разделен на 2 921 945 обыкновенных и 278 055 привилегированных акций номиналом 25 руб. каждая. Кроме того, в уставе компании был пункт о 800 000 объявленных акций. В конце 2001 г. совет директоров "Стройтрансгаза" решил разместить половину этих объявленных акций. Покупателями стали структуры, дружественные Беккеру. А доля миноритарных акционеров уменьшилась до 15%.
На собрании акционеров "Стройтрансгаза", назначенном на 12 апреля, совет директоров предлагает одобрить еще одну допэмиссию акций компании - на 25% уставного капитала. Нет сомнений, что акции будут выпущены, а доля родственников Вяхирева и Черномырдина - размыта еще сильнее.
То же собрание должно одобрить и смену президента "Стройтрансгаза" - Беккер передаст бразды правления своему первому заместителю Виктору Лоренцу, сообщил "Ведомостям" источник, близкий к одному из акционеров компании. Впрочем, в совете директоров Беккер, как крупный акционер, останется, а возможно, и возглавит его.
В самом "Стройтрансгазе" неохотно рассказывают об апрельском собрании акционеров. "Мы собираемся пересмотреть бизнес-стратегию с учетом новых веяний, - сказал "Ведомостям" один из сотрудников компании. - Может произойти и некоторое перераспределение обязанностей среди нашего руководства". Зато о будущем пакета акций "Газпрома" в компании высказываются весьма определенно. "Мы никому не собираемся продавать этот пакет, - говорит сотрудник "Стройтрансгаза". - Это наша святая святых".
Миноритарные акционеры "Стройтрансгаза" тоже это понимали - к ним в последнее время часто обращались с предложениями выкупить у них акции подрядчика. "Акции каждого из них по отдельности не представляли никакой ценности, но имело смысл выкупить их все сразу и, получив блокирующий пакет, включиться в игру за 6% акций "Газпрома", - сказал "Ведомостям" сотрудник одного крупного российского инвестбанка. Этот банк вел переговоры с членами семей Вяхирева и Черномырдина, но сделка сорвалась, когда стало известно о прошлогоднем размещении объявленных акций.
Как рассказал "Ведомостям" источник, близкий к руководству "Газпрома", монополия тоже хотела вернуть себе 6% -ный пакет. Люди из команды предправления Алексея Миллера уговаривали Беккера продать "Газпрому" контрольный пакет "Стройтрансгаза", а взамен оставить его генподрядчиком. Однако Беккер, по словам источника, был готов продать только 10%. В конце концов, заказчики приходят и уходят, а акции "Газпрома" остаются."