"Помните, пару лет назад разгорелся скандал, связанный с неким американским бизнесменом Борисом Йорданом, который умудрился возглавить крупнейший банк "МФК-Ренессанс", не имея даже обычного разрешения на работу на территории России. А что стоила одна только распечатка телефонных разговоров, опубликованная в прессе, где Йордан дает играючи команды высшим российским чиновникам, почтительно ждущим аудиенции в приемной новорусского американца.
Прошло несколько лет, и в прессе вновь прошла волна публикаций о Борисе Йордане. Кем только не называли Бориса Алексеевича! И "ведущим бизнесменом России", и "правой рукой Сороса", и даже "агентом ЦРУ". На самом же деле все гораздо проще. В последние годы господин Йордан начудил столько, что даже западные покровители, включая и Сороса, отвернулись от нашего героя. Один из ведущих американских бизнесменов, работавший на российском рынке, сказал так: "Борис совсем не тот, за кого себя выдает. Аферист не может решать глобальные вопросы международного бизнеса. Посмотрите внимательнее на его действия. Там же сплошные махинации. Это великий жулик, открывший для себя золотое дно - Россию". И мы решили последовать совету земляка Бориса Алексеевича и воссоздали некоторые картинки из российского периода жизни активного американца мистера Йордана.
Суть первого эпизода деятельности Бориса Йордана в следующем: согласно биографическим данным, в 1990-92 гг. он работал в отделе инвестиций в странах Европы банка CS First Boston, а в 1992-95 гг. возглавил московское отделение того же банка. А в это же время в епархии Бориса Немцова в городе Нижний Новгород объявилась гражданка США некая Гретчен Уилсон, которая при помощи юного губернатора быстренько приватизировала крупнейший Балахнинский бумажный комбинат всего за семь миллионов долларов (реальная цена уникального комбината превышает эту цену в десятки раз). Из комбината высосали все, что возможно, а впоследствии развалили его, создав рабочим невыносимые условия. Но самое интересное то, что приватизировал Балахнинский бумажный комбинат не кто иной, как американский банк CS First Boston (чье московское отделение возглавлял Борис Йордан) при содействии немецкой компании "Херлис", также аффилиированной к Борису Йордану. А впоследствии, в 1997 году, госпожа Уилсон вышла замуж за президента "НБД-Банка" Бревнова, став Гретчен Уилсон-Бревновой. После чего вся "веселая компания" (Немцов, Бревнов и Уилсон-Бревнова) переехали в Москву, где Немцов занял пост первого вице-премьера, а Бревнов возглавил РАО "ЕЭС России". Так что, несмотря на всевозможные разговоры об отсутствии коррупции, в нижегородской линии нашего расследования прослеживается еще одна увлекательная цепочка "Йордан - Уилсон-Бревнова - Бревнов - Немцов - Йордан". Теплая компания оставила за собой сотни голодных семей рабочих Балахнинского бумкомбината, покупку данного комбината за "гроши" и его полное разграбление.
Вот что рассказывал об этой неприглядной истории неудавшийся мэр Нижнего Новгорода Андрей Климентьев: "Действительно, американский банк CS First Boston участвовал в конкурсе, проводимом Борисом Немцовым, и приобрел крупнейший бумкомбинат за семь миллионов долларов. Но эта сумма удивляет потому, что годовой оборот комбината составляет 250 миллионов долларов. Боря продал комбинат своей приятельнице Гретчен Уилсон, она представляла интересы банка CS First Boston, где в это время "рулил" гражданин США Йордан, и именно этот банк организовывал поездки Бориса Немцова как великого политика в Швейцарию, в Давос. Немцов в Давосе вошел тогда в число двухсот самых перспективных политиков мира, к чему на самом деле не было объективных предпосылок. Скорее всего, Йордан и Уилсон готовили трамплин для будущего продвижения своего человека, то есть Немцова, в высшие сферы Российского государства. Сейчас американцы, выжав все что только возможно из Балахнинского бумкомбината, пытаются продать его за... 25 миллионов долларов".
Действительно, в разорении Балахнинского бумкомбината самое активное участие принимал CS First Boston Bank, и в связи с этой достаточно скандальной историей прослеживается очень интересная линия - представительницей CS First Boston Bank, купившей комбинат, была американка Гретчен Уилсон, ставшая в дальнейшем Уилсон-Бревновой. Но она стала лишь связующим звеном. Основные роли играли: со стороны Нижнего - губернатор Борис Немцов, а с американской стороны - представитель First Boston Bank в Москве Борис Йордан, впоследствии ставший знаменитым благодаря приобретению "Связьинвеста" и "СИДАНКО" совместно с одним российским банком.
А теперь перенесемся на год вперед и попадем в тот благословенный период, когда Борис Бревнов возглавил РАО "ЕЭС России". Принято считать, что молодым нижегородцем официально руководил его близкий друг, тогдашний вице-премьер Борис Немцов, а неофициальное руководство осуществляла американская супруга Гретчен Уилсон-Бревнова. Но на самом деле все было гораздо проще, и Немцов с Уилсон представляли из себя лишь ширму, за которой стоял все тот же Борис Йордан. Американский Борис Алексеевич так же уверенно заправлял РАО "ЕЭС", как и ранее всем Нижним Новгородом.
В нашем распоряжении оказалась распечатка телефонных переговоров, которые в ноябре 1997 года вели Борис Йордан и тогдашний вице-премьер Альфред Кох. В одной из бесед нас привлекло то, как "списали" Бориса Бревнова из руководителей РАО "ЕЭС". Списали сразу и полностью, как только он начал выходить из-под контроля американского гражданина Бориса Йордана.
"Йордан Борис Алексеевич, компания "МФК-Ренессанс" (11.11.97, его приемная ищет Коха, просят связаться с ним)
11.11.97, звонок по тел. 258-79-92. Йордан.
Йордан: Алик, извини, меня Бревнов полностью зае... Я у него просидел полтора часа. Влиять уже невозможно. Он набрал вокруг себя кучу иностранных советников, которые ему порекомендовали кинуть "Дойче банк" по договоренностям, которые он подписал без нас. Ты можешь представить?
Кох: Да ты что? Без тебя?
Йордан: И в Германии наши от этого просто ох... Они не могут поверить, что вторая самая большая компания в России может так просто кинуть людей. Я сказал: "Боря, ты понимаешь, что ты делаешь?" Он мне напоминает Васильева и Чубайса 92-го года, когда вокруг них сидела куча иностранных советников и говорила им, что делать.
Кох: Но тогда-то они говорили дело. А что за иностранцы вокруг него?
Йордан: Никого наших там нет. Я прошел через главный холл в РАО "ЕЭС", там в холле гуляют только иностранцы, все говорят на английском языке. Вторая по величине компания в России. Нормально?! И между прочим, еще контроль государства. Отлично. Слушай, давай сядем сегодня после обеда? Надо убирать Борю из фирмы.
Кох: Давай.
Йордан: Ты мог бы подъехать в ОНЭКСИМ?
Кох: Конечно.
Йордан: Давай на девятом этаже в ОНЭКСИМе. Я с тобой поговорю и сразу пойдем к Володе (Потанину?).
Кох: Давай.
Йордан: В восемь часов у меня. Я на 9-м этаже...
(17.11.97 из приемной сообщают Коху, что на встречу к Бревнову Потанин не пойдет, а будет лишь Йордан).
Из милой беседы двух старых друзей Бориса Йордана и Альфреда Коха ясно одно - именно Борис Йордан, гражданин США, не имеющий даже разрешения на работу в России, решает кадровые вопросы правительственного уровня. Как только Бревнов начал выходить из полного подчинения Йордану, Борис Алексеевич принял решение об отстранении Бревнова от кормушки "ЕЭС". И вот сейчас друг всех российских олигархов Борис Йордан вновь вышел из тени. Значит, в самое ближайшее время мы вновь увидим очередные американо-российские авантюры, где будет четко прослеживаться жизнерадостная американская улыбка Бориса Йордана. Это вам не Березовский с Абрамовичем, добежавшие в поисках неприкосновенности аж до самой Госдумы. Йордану бояться нечего, ведь если что, то можно моментально двинуть в любую другую доверчивую страну из бывшего соцлагеря. "