За конфликтом губернатора и частной фирмы следит вся область
"Помните чудесный фильм "Начальник Чукотки"? Волей-неволей напрашивается сравнение с персонажами этой картины, когда речь заходит о конфликте между губернатором Кемеровской области Аманом Тулеевым и частной столичной финансово-промышленной группой "Металлургическая инвестиционная компания" (МИКОМ), которую возглавляет Михаил Живило. В жизни, как и в кино, один готов положить голову за "товарищей чукчей", а другой отстаивает принципы частной собственности и свободного предпринимательства. В жизни все круче, чем в кино, потому что речь идет о других, очень больших деньгах. И совсем не смешно.
Постепенно конфликт Тулеев - МИКОМ перерастает границы Кузбасса и становится общероссийской темой. Об этом конфликте все чаще говорят в окружении олигархов, среди финансистов, которые так или иначе способны оказать влияние на финансово-экономическую погоду в Москве и России в целом. Об этом то и дело говорят теперь в журналистской тусовке, обсуждая, например, то, в какой степени мастера политической провокации из АПН выполняют и выполняют ли вообще "заказ" Михаила Живило "мочить" в средствах массовой информации Амана Тулеева. Сам Тулеев лично убежден, что Агентство политических новостей (АПН) работает в этом вопросе на МИКОМ, поскольку распространяемая в Интернете от имени АПН информация, которая подхватывается другими СМИ, объективно выгодна МИКОМу и работает против Тулеева, хотя по большей части это откровенная липа.
Суть конфликта между Аманом Тулеевым и МИКОМом сводится в целом к тому, что Тулеев пытается противостоять успешным до сей поры попыткам МИКОМа взять под свой контроль крупнейшие предприятия металлургической промышленности, угольные разрезы и энергетические предприятия Кузбасса.
Уже почти аксиомой стали тиражируемые газетами сведения, что компания МИКОМ, контролирующая Кузнецкий металлургический комбинат (КМК), Новокузнецкий алюминиевый завод (НКАЗ), имеющая долю в Кузбассэнерго, управляющая или контролирующая ряд угольных компаний, ежегодно вывозит из Кузбасса до 20 млн долларов прибыли. Поскольку деньги вывозятся за пределы Кемеровской области, никаких налогов с этих доходов в областной бюджет не поступает. Тулеев как губернатор и приверженец левых взглядов с таким положением дел, естественно, мириться не хочет и пытается обуздать "буржуев", грабящих предприятия и рабочих.
Одна из многих козырных карт администрации Кемеровской области - тот факт, что находящийся под контролем МИКОМа Кузнецкий металлургический комбинат, переживающий процесс банкротства и работающий под внешним управлением МИКОМа, замкнул на иностранные дочерние компании МИКОМа поставки сырья и готовой продукции. При этом сырье закупается по завышенным ценам, а продукция продается по сильно заниженным. Гениальная схема: МИКОМ покупает у себя втридорога, а продает самому же себе по дешевке. При этом миллионы долларов - именно те суммы, на которые фактически обкрадывается КМК, - остаются за границей, на счетах дочерних фирм МИКОМа.
Конфликт между Тулеевым и Живило вступил в новую фазу, когда администрация Кемеровской области предложила проект слияния КМК и Западносибирского металлургического комбината ("Запсиба") в Сибирскую горно-металлургическую корпорацию. Цель этого проекта, по замыслу областной администрации, - повысить эффективность производства, возродить мощный отечественный металлургический потенциал в Кузбассе и - не в последнюю очередь - сконцентрировать доходы от этого производства в регионе, остановить выкачивание средств за пределы Кузбасса и, как следствие, пополнить областной бюджет за счет налогов с этих денег и сохранить социальную стабильность.
Если рассматривать экономическую целесообразность с точки зрения производства, интересов трудовых коллективов и областного бюджета, слияние КМК и "Запсиба" вполне логично. Оба эти предприятия, находящиеся в Кузнецке, переживают кризис. Подниматься вдвоем легче.
Кроме того, их производственные интересы не пересекаются, они не конкуренты, поскольку структура производства у них разная. КМК - монополист в производстве железнодорожных рельсов, которые составляют 30 процентов продукции комбината. Кроме того, в ассортименте КМК - толстый горячекатаный лист. Этих основных для КМК видов продукции "Запсиб" не выпускает, занимаясь главным образом выпуском сортового проката (более двух третей от общего объема выпускаемой продукции). Иными словами, оба предприятия в случае слияния будут дополнять друг друга, а не конкурировать. А номенклатура продукции будущей корпорации значительно расширилась бы.
Однако совершенно очевидно, что подобный проект не может устраивать МИКОМ, который в случае его реализации потеряет контроль над КМК и его денежными потоками. А потому ни для кого не секрет, что МИКОМ будет продолжать борьбу против кемеровской администрации и против Тулеева лично.
Тулеев тоже не намерен останавливаться на полпути. Проблему объединения КМК и "Запсиба" он уже поставил перед правительством, и, судя по всему, в центре находит понимание озабоченность Тулеева тем, что частная структура выкачивает средства КМК да еще, скорее всего, вывозит их за рубеж. Вероятно, если бы не война в Дагестане и "санитарная операция" в Чечне, правительство Путина могло бы более предметно рассмотреть судьбу проекта администрации Кемеровской области по созданию Сибирской горно-металлургической корпорации.
В конфликте между Тулеевым и МИКОМом есть еще один момент. Не надо быть мощным аналитиком, чтобы понять, что отдельное лицо или компания, пытающиеся установить тотальный контроль над ведущими предприятиями региона, которые в ряде случаев являются городообразующими, превращаются постепенно в хозяев жизни в этом регионе. И когда этот процесс достигнет логического конца, будет уже не важно, кого изберут губернатором путем демократического голосования. При любом губернаторе бал править будет компания МИКОМ или ей подобные. В этом случае волеизъявление населения можно будет сравнить только с театральным шоу, поскольку регион превратится в маленькую "банановую республику", где верховным правителем будет "владелец заводов, газет, пароходов...".
Можно было бы согласиться с таким положением дел, если бы "хозяин" в первую очередь заботился о населении Кузбасса. Увы...
Поэтому вопрос о том, кто будет "начальником" Кузбасса, - совсем не праздный. "