Прокурор Бертосса: Ближний круг Ельцина хранит деньги в Швейцарии
Генеральный прокурор Женевы Бертран Бертосса дал эксклюзивное интервью нашему специальному корреспонденту Олегу Лурье
"Судя по тому, как в России продвигается расследование наиболее громких уголовных дел, можно предположить, что Генеральной прокуратуры в нашем отечестве не существует. Действительно, дела о коррупции в Кремле, "Аэрофлот" - "Андава", об убийстве Листьева и Холодова плавно уходят в небытие, разваливаясь на куски.
Нашими отечественными коррупционерами и мафиози гораздо больше интересуется швейцарская прокуратура, которая, видимо, и доведет целый ряд уголовных дел до победного конца. Наши же ребята-прокуроры отдыхают, ссылаясь на загруженность текучкой, отсутствие средств, отказы западных коллег предоставлять им нужную информацию. Ну, в общем, помните, о помехах плохому танцору...
Поэтому мы вынуждены были обратиться в генеральную прокуратуру кантона Женева с просьбой внести ясность в целый ворох уголовных дел, связанных с нашими соотечественниками.
В Европе генерального прокурора Женевы Бертрана Бертосса называют человеком-легендой, а в России его имя с дрожью вспоминают в самых страшных снах проворовавшиеся олигархи-депутаты, "семья" и многие другие бывшие и нынешние высокопоставленные чиновники из Кремля и Белого дома. Именно месье Бертосса принял из рук Карлы дель Понте дело о коррупции в высших эшелонах российской власти (ранее это называлось делом "Мабетекса"), "Дело Березовского", и, как выяснилось, не только его одного, дело по "Бэнк оф Нью-Йорк" и многие другие уголовные истории, связанные с Россией, а точнее, с ее властителями.
То, чем занимается прокурор Бертосса, покрыто завесой следственной тайны, и любая утечка может вызвать информационную бурю. Так было после его единственного интервью итальянской "Коррьере делла Сера", когда скандал "семья" - "Мабетекс" взорвался с невероятной силой. Поэтому генеральная прокуратура Швейцарии в принципе закрыта для журналистов. Но 8 марта генпрокурор Женевы Бертран Бертосса сделал исключение для "Новой газеты" и впервые дал эксклюзивное интервью российскому журналисту
- Можно ли назвать "дело "Мабетекса" делом о коррупции в высших эшелонах Кремля?
- Я считаю, что это одно и то же. По швейцарским законам карается в первую очередь отмывание грязных денег, и для открытия уголовного дела мы должны установить факт наличия материальных ценностей, полученных в результате преступления. Также важно то, что эти ценности были скрыты именно у нас, в Швейцарии. И мы нашли их - это были деньги, спрятанные на швейцарских счетах.
- Какое отношение эти деньги имеют к высокопоставленным россиянам?
- Некоторые личности, приближенные к самым высшим российским структурам, имеют счета в Швейцарии, и на эти счета поступали очень крупные суммы, происхождение которых невозможно объяснить какими-либо законными операциями. И сейчас мы занимаемся тем, что планомерно доказываем то, что за этими гигантскими суммами стоит преступление.
- В российских СМИ упоминаются в первую очередь сотрудники управления делами президента как основные фигуранты дела. Так ли это?
- Я могу сказать вам то, что эти люди далеко не единственные участники уголовного дела об отмывании российских денег в Швейцарии. Просто ряд фамилий стал достоянием гласности.
- Есть ли чего опасаться семье Бориса Ельцина?
- Я могу подтвердить тот факт, что в Швейцарии существуют именные банковские счета, открытые на лиц, очень близких к Борису Ельцину. О подробностях я вынужден умолчать, это может повредить нашему расследованию. Еще раз повторю, что счета в Швейцарии у близких Ельцину людей имеются. И не только у них...
- Российская прокуратура неоднократно заявляла, что швейцарская прокуратура не предоставляет документы по делу о кремлевской коррупции и делу Березовского, необходимые для успешного завершения этих громких дел на территории России. Так ли это?
- Нет. Конечно, это не так! Швейцария никогда не отказывалась предоставлять необходимые России документы в рамках следствия. Меня удивляют эти заявления, так как я знаю точно, что большинство запрашиваемых российской прокуратурой документов было отправлено в вашу страну. Конечно, действующие лица уголовных дел об отмывке российских денег пытаются через своих швейцарских адвокатов тормозить отправку документов в Россию. Но это им не всегда удается. И еще сообщу вам немаловажный, на мой взгляд, факт: только за период работы в прокуратуре Карлы дель Понте мы передали российской стороне очень большое количество документов по наиболее громким уголовным делам. Они находятся в Москве. Это совершенно точно.
- Скажите, пожалуйста, имеются ли в распоряжении российской прокуратуры документы, на основании которых можно выдвинуть обвинение ближайшему окружению Ельцина, Березовскому и другим известным российским личностям?
- В Швейцарии мы выдвинули против ряда высокопоставленных россиян в первую очередь обвинение в отмывании грязных денег, а Россия должна разобраться в том, откуда эти деньги появились. Ведь они попали в Женеву сложным путем через посреднические фирмы именно из России. Мы свою часть работы выполняем, а остальное - дело России. Могу утверждать лишь то, что я сам лично направлял письмо в Российскую генпрокуратуру, в котором указал, что у целого ряда высших российских чиновников, у членов их семей имеются банковские счета в Швейцарии и большие деньги, поступающие на них, вызывают у нас определенные опасения. Я назвал в этом письме все фамилии.
- Господин Бертосса, говорит ли вам что-либо следующая цепочка из названий и фамилий: "Бэнк оф Нью-Йорк" - Леонид Дьяченко - фирма "Руником" и Роман Абрамович - Борис Березовский?
- Об этом сочетании я пока не хотел бы говорить, но эти фамилии и названия мне хорошо знакомы. Конкретно ответить на ваш вопрос я пока не могу, но скажу совершенно точно, что перечисленные имена и организации нам отлично известны. С именами и организациями, которые вы назвали, мы встретились в ходе нашего расследования. Знаем их хорошо и, поверьте, что не из публикаций в прессе.
- Березовский и Абрамович сейчас являются депутатами Государственной Думы и обладают парламентской неприкосновенностью. Вас это не смущает?
- Нас это совершенно не беспокоит, так как депутатский иммунитет, которым располагают Березовский и Абрамович, недействителен на территории Швейцарии. Никакая неприкосновенность, которой они располагают в России, для нас не является препятствием. Для нас неприкосновенен только глава государства. Причем действующий. Для нас с иммунитетом Березовского и Абрамовича существует только одна проблема. Так как преступление по отмыванию денег - дело весьма сложное и его корни уходят в Россию, то у нас могут возникнуть сложности с получением нужной информации из Москвы. Ведь дело касается ваших действующих депутатов, и нам вполне могут отказать в получении документов и данных из России, которые нам могут понадобиться.
- Действительно ли в Швейцарии арестованы счета Березовского, Абрамовича и их компаний?
- Я не могу вам ответить на этот вопрос. Если счета арестованы, то это происходило не в Женеве, а в Лозанне, в федеральном ведомстве генерального прокурора Бенсигера, который стоял у истоков этого дела.
- Отстраненный генпрокурор России Юрий Скуратов считает, что демонстрация пресловутой видеокассеты по центральному российскому телеканалу явилась "заказом" окружения Ельцина, которое испугалось результатов расследования дел о коррупции в Кремле. Считаете ли вы, что таким образом Кремль попытался остановить Скуратова и прервать его сотрудничество со швейцарской прокуратурой?
- На мой взгляд, это вполне возможный сценарий. - Действительно ли дочь экс-президента Татьяна Дьяченко проходит по целому ряду уголовных дел об отмывании российских денег, которые ведет швейцарская прокуратура?
- Я не могу ни отрицать, ни утверждать ничего, что связано с именами участников этих дел.
- Так это все-таки подтверждение того, что имя Татьяны фигурирует в деле?
- Без комментариев.
- Глава "Мабетекса" Беджет Пакколли утверждает, что он совершенно не виновен и его "подставили" люди из Кремля. Так ли это?
- Это не так. Нами установлены и доказаны следующие факты. "Мабетекс" получил выгодные контракты по реставрации Кремля и других объектов, а высокопоставленные люди из России получили очень крупные суммы денег. Точно назвать количество денег пока трудно, так как сама система перевода взяток на счета весьма и весьма сложна. Деньги проходят через целый ряд швейцарских и зарубежных фирм, и мы сейчас восстанавливаем эти длинные цепочки. Когда цепочки будут восстановлены, мы сможем назвать эти гигантские суммы. И их хозяев.
- Сколько было высокопоставленных россиян, получавших взятки и по служебной иерархии стоящих выше, чем чиновники управления делами президента?
- Имеются некоторые фамилии, относительно которых мы пока не знаем, каково их место во властной иерархии. У нас также есть имена посредников, и мы выясняем, чьи это посредники и для кого они работали. Но могу твердо сказать, что те чиновники, о которых мы уже знаем, - это совсем не рядовые клерки, а самые высокопоставленные люди в России.
- Скажите, пожалуйста, можете ли вы гарантировать Татьяне Дьяченко, Виктору Черномырдину и Анатолию Чубайсу то, что они, приехав в Швейцарию, не окажутся у вас в прокуратуре на допросе?
- В самых общих чертах скажу то, что я не могу дать никому никаких гарантий. Тем более это применительно к тем людям, которые так или иначе проходят по уголовным делам швейцарской прокуратуры. Более подробную информацию я не могу сообщить вам в интересах следствия.
- Путин, придя к власти, сразу же выпустил указ о неприкосновенности Бориса Ельцина и его семьи. Это вызовет у вас определенные трудности в расследовании уголовных дел?
- Вы опять (смеется) задаете мне провокационный вопрос. Я могу сказать одно - Швейцария признает иммунитет только действующего главы государства, а отнюдь не бывшего. И вообще проблема с бывшими руководителями стран стоит весьма остро, вспомните дело Пиночета. Вопрос о неприкосновенности бывшего президента России юридически очень похож на это дело. Тут есть масса подводных камней...
- Если говорить о главах других государств. Например, членов СНГ. Что можно сказать о них?
- Сказать можно многое. Ну, наличие счетов в Женеве бывшего лидера Украины Павла Лазаренко уже вопросов не вызывает. Так же в одном из банков Женевы имеется банковский счет и президента Казахстана господина Назарбаева. Более подробно сказать об этом пока не могу. Я и так рассказал достаточно.
- Знаете ли вы то, что нынешний и. о. генпрокурора России Устинов через посреднические фирмы получил от Кремля в собственность квартиру стоимостью в полмиллиона долларов, и теперь именно Устинов курирует расследование дела о коррупции в Кремле?
- Да, я ознакомился с документами, которые подтверждают факт получения недвижимости, и этот поступок вызывает у меня удивление, тем более если расследование кремлевского дела продолжает вести Генпрокуратура России под руководством нынешнего и.о. генпрокурора. Это, конечно, внутреннее дело России, но сам факт получения генпрокурором недвижимости от фигурантов уголовного дела дает нам понимание того, насколько можно доверять нашим российским коллегам. Если бы этот вопиющий инцидент произошел бы со мной, то я бы был моментально уволен и отправлен в тюрьму. Надолго.
После разговора, который состоялся в весьма скромном по российским понятиям кабинете генерального прокурора Женевы, мы вышли вместе с Бертосса из огромного здания Дворца правосудия. Бернар Бертосса, надев кепочку и подняв воротник куртки, направился через дорогу на другую сторону улицы, помахав мне на прощание. Никакой охраны, суетящихся секретарей и помощников, лимузинов с мигалками. Просто пожилой швейцарец с грустными глазами шел обедать в ближайшее кафе. "