"Особо циничные советники из окружения полпреда президента РФ в Приволжском федеральном округе, председателя государственной комиссии по химическому разоружению Сергея Кириенко любят шутить: "Если бы Аль-Каиды не было, ее нужно было бы придумать". Именно они подсказали своему боссу выступить на следующий день после Нью-Йоркской трагедии 11 сентября с заявлением, что после тарана Всемирного торгового центра США срочно должны выделить России деньги на уничтожение запасов советского химического оружия. 30 января Кириенко поехал в Америку и встретился по этому поводу с вице-президентом США Ричардом Чейни и советником по национальной безопасности президента США Кодолизой Райс. После встречи Кириенко заявил, что США пообещали выделить России на уничтожение боевых отравляющих веществ 600 миллионов долларов.
Еще 17 апреля 1998 года господин Кириенко подписал постановление правительства за № 402 "О первоочередных работах по созданию объектов по уничтожению химического оружия в Российской Федерации", разрешающее в порядке исключения проведение строительных работ по строительству без проектной документации, технико-экономического обоснования и т. д. Министерству финансов было приказано выделить деньги. Скандал подняла тогда председатель комитет Госдумы РФ Тамара Злотникова, которая обвинила Кириенко в нарушении целого ряда законов: "О промышленной безопасности", "Об экологической экспертизе", "Об охране окружающей природной среды" и Земельного кодекса. С трибуны Думы Кириенко ответил на эти вопросы с позиций почти что большевистской целесообразности: "Ожидание, пока ведомства согласуют до конца все бумаги, может оказаться в итоге преступлением, поэтому решение принято таким образом". Потом вдруг спохватился, что хватил лишку, и добавил: "Никто не преступит к работам по его уничтожению до тех пор, пока не будут согласованы ТЭО, не будут согласованы все планы в установленном порядке. Но Минфину начать финансирование подготовительных работ необходимо, иначе мы откатимся по этой работе на один год как минимум". Интересная логика, согласитесь. Будучи главой правительства Кириенко якобы не может перебороть бюрократическую машину. А вот выделить деньги, - запросто. Уж не на взятки ли тем же бюрократам для ускорения "согласования".
Еще в позапрошлом году Сергей Кириенко заявил, что 2001 год станет для Приволжского федерального округа "Годом уничтожения химического оружия". Это вполне логично. На территории округа сосредоточено около 80% всех боевых отравляющих веществ. Правда Кириенко хорошо знал, что получить бюджетные средства на эти цели вряд ли удастся. Но аналитики Кириенко знали и о другой стороне вопроса: в США существует похожая проблема. Конгресс США уже долгое время отказывается выделять средства для проведения научных исследований по совершенствованию технологий уничтожения американского химического оружия. По мнению конгрессменов, слишком большие деньги запрашивают из бюджета соответствующие химические лаборатории.
По сведениям из аппарата Приволжского федерального округа, как только Кириенко был назначен председателем Госкомиссии по химическому разоружению, его представители стали вести закрытые переговоры в США. Суть их сводилась к следующему: США дают деньги на строительство в России заводов по уничтожению химического оружия и на соответствующие исследования, а результатами этих исследований Россия через какое-то время поделится с Америкой. И, таким образом, снизит американские затраты на решение этой проблемы. Ведь в России, как стране почти уже третьего мира, все стоит дешевле. Да и контроль, во время проведения всяческих экспериментов, значительно менее жесткий.
Пойти на столь рискованную для национальной безопасности России сделку, по информации отечественной госбезопасности, Кириенко заставила не жажда приобрести лавры "политика-миротворца", а угрозы обнародовать некое досье, собранное американскими спецслужбами. Это - крупные банковские счета полпреда в Швейцарии, открытые еще в пору его министерской деятельности. Если эта информация соответствует действительности, то Кириенко давно уже висит на шпионском крючке, и его политическая карьера, по сути, предопределена. Это вопрос лишь времени и цены.
Сколько что в России по этому вопросу стоит и как что происходит, западные представители хорошо знают. В июне прошлого года представители 12 государств присутствовали на открытии строительства завода по уничтожению химического оружия в селе Щучье Курганской области. Завод должны построить к 2004 году и за семь лет он должен уничтожить 5,5 тысячи тонн снарядов и боеголовок и отравляющими веществами. Торжества в Щучьем вызвали панику среди экологов. Председатель союза "За химическую безопасность" Лев Федоров заявил тогда, что технологии уничтожения отравляющих веществ в промышленном масштабе до сих пор не существует. "Конечно, - говорит Федоров, реакции уничтожения того же зарина или, например, зомана известны, но это только одна сторона процесса. Сейчас их уничтожение ведется только в лабораторных условиях. А эти вещества слишком ядовиты, чтобы мы могли допустить возможность утечки отравляющих газов". Кроме этого Федоров утверждает, что проект завода в городе Щучье так и не прошел экологическую экспертизу. Так как в 2000 году правительство упразднило Госкомэкологию. А комитет этот никогда бы не утвердил проект этого завода в его нынешнем виде. А вот в США все утвердили. Именно на завод в Щучьем, по официальным заявлениям Кириенко, конгресс США уже выделил 50 миллионов долларов.
Официальные лица во главе с Кириенко утверждают, что после того как завод переработает находящееся в Щучьем химоружие, "создаваемый комплекс может быть использован как центр по производству минерально-сырьевой продукции". Наверное не искушенные в политике и науке жители Курганской области в это верят. Но специалисты с грустью смеются. И даже не потому, что сотни заводов по производству "минерально-сырьевой продукции" уже лет десять простаивают без работы. Стране, как выяснилось, не нужно столько минеральных удобрений. Но главное в том, как опять же сообщают источники в аппарате Приволжского полпреда, все гораздо серьезнее. Дело в том, что в прошлом году Госдума приняла поправку к закону об уничтожении химического оружия, которая теперь позволяет перевозить по стране боевые отравляющие вещества. И значит на завод в Щучьем будут их привозить со всей страны. В США перевозить отравляющие вещества запрещено, поскольку нет соответствующих технологий и транспортных средств. Несколько раз Конгресс резко отвергал предложенные по этому поводу поправки к соответствующему американскому закону. И опять же, по секретным договоренностям с Кириенко, решили посмотреть, как будут перевозить отравляющие вещества по России, что из этого выйдет.
Между тем, как мы уже говорили, на территории Приволжского федерального округа находится большинство запасов боевых отравляющих средств.
В Удмуртии хранится 30 % всех российских запасов химоружия. Марадыковский арсенал в Кировской области содержит около 7 тысяч тонн химических боеприпасов: зарина, зомана, V-газа, смеси иприта с люизитом. Они находятся в обычных и кассетных авиабомбах, выливных авиационных приборах и блоках к универсальным контейнерам.
В поселке Горный Саратовской губернии ожидают переработки 1300 тонн, хранящихся на тамошних складах химических отравляющих веществ, и прежде всего - иприт. Здесь тоже ведется активное строительство завода по уничтожению химического оружия. Пуско-наладочные работы должны начаться к маю 2002 года. В мае Кириенко побывал на этом объекте и заявил: "Работы на заводе в поселке Горный очень важно своевременно и качественно завершить для реализации программы международной финансовой помощи России по уничтожению запасов химического оружия".
Иногда Кириенко "химичит" и на мелком уровне. Так по поводу огромного склада химоружия в поселке Леонидовка Пензенской области он заявил, что уничтожаться они там не будут, а скорее всего будут перевезены на другие заводы. Однако местные политологи почти уверены, что сказано это для того, чтобы поддержать на выборах члена СПС, соратника Кириенко, нынешнего губернатора пензенской области Василия Бочкарева. И, после победы Бочкарева, завод в Леонидовке начнут строить. А причем специалисты точно не могут сказать, хорошо это или плохо. Во всем мире старые боевые отравляющие вещества не транспортируют на расстояние больше пяти-десяти километров. С другой стороны, в России так и нет технологии их промышленной переработки. Кроме этого аналитики полагают, что в дальнейшем заводы эти российские чиновники начнут использовать для переработки европейских ядовитых отходов химических производств. Именно для этого, а не для производства "минерально-сырьевой продукции" они в общем-то и предназначены. Причем, после того, как Госдума разрешила ввоз в Россию для переработки отработанного ядерного топлива из-за границы, многие аналитики почти не сомневаются в таком сценарии. Тем более что активность Кириенко им хорошо известна. "
- российский государственный и политический деятель. Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации с 5 октября 2016 года