Как известные худруки государственных театров зарабатывают на жизнь
Новости FLB: Как минимум 14 художественных руководителей, в числе которых Олег Табаков, Надежда Бабкина, Константин Райкин, Олег Меньшиков и Кирилл Серебренников, получают госконтракты от своих театров, искусственно создавая себе дополнительные возможности для зарабатывания денег
"
Скрин-шот с сайта «Трансперенси Интернешнл»
В последний день августа Агентство федеральных расследований опубликовало материал «Финансовый «задник» Кирилла Серебренникова», где рассказало об «убыточном» театральном искусстве столицы, которое получает ежегодную дотацию из городского бюджета в размере 8,5 млрд рублей.
Теперь «Трансперенси Интернешнл — Россия» опубликовала расследование, в котором рассказала, как руководители государственных театров платят высокие гонорары сами себе.
«Руководители, по меньшей мере, четырнадцати театров регулярно выплачивают гонорары, подчас довольно внушительные, фактически самим себе. Актеры и режиссеры, в том числе Олег Табаков, Олег Меньшиков, Кирилл Серебренников и другие, в качестве индивидуальных предпринимателей заключают госконтракты со своими собственными театрами на постановку спектаклей, на актерскую игру, на аренду реквизита и т.д.».
«Мы проверили коммерческую деятельность руководителей всех государственных театров Москвы и Санкт-Петербурга — всего около 135, — выявили признаки конфликта интересов и написали заявления в прокуратуру в отношении 14 руководителей государственных театров. Двенадцать из этих театров учреждены Департаментом культуры Москвы. После проверки прокуратура подтвердила наши доводы о нарушениях в трех театрах и вынесла три представления: одно в адрес Минкультуры РФ в отношении Театра имени Федора Волкова и два в адрес директора Департамента культуры правительства Москвы — в отношении Театра кошек Куклачева и «Гоголь-центра».
Как отмечает в своем расследовании «Центр ТИ-Р», речь идет о характерной ситуации конфликта интересов. Причем в случае государственных театров конфликт интересов фактически невозможно урегулировать в рамках процедур, предусмотренных действующим законодательством. Театры являются государственными бюджетными учреждениями культуры, их руководители не считаются госслужащими, и нормы, касающиеся конфликта интересов, на них не распространяются.
В расследовании, в частности, речь идет о более чем 60-ти контрактах, сумма которых превышает 97 млн рублей. «Театры нанимали своих художественных руководителей в качестве актеров и режиссеров, а также арендовали у них помещения и реквизит для постановок», — установили специалисты «Трансперенси Интернешнл».
В связи с этим «Трансперенси Интернешнл – Россия» обратилась с заявлениями в Генпрокуратуру.
В трех случаях — с Кириллом Серебренниковым (Гоголь-центр), Юрием Куклачевым (Театр кошек) и Евгением Марчелли (Театр им. Федора Волкова в Ярославле) — ведомство подтвердило нарушения федерального законодательства.
Так, например, руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман получал от своего театра в среднем примерно по 440 тыс. рублей в месяц за постановку одного спектакля, а зарплата руководителя Театра имени Пушкина Евгения Писарева составляла 480 тыс. рублей. Чуть дешевле себя оценил Кирилл Серебренников, у которого в среднем выходило по 345 тыс. рублей.
Известные актеры и руководители театров Олег Табаков и Олег Меньшиков за игру на сцене в своих театрах получали более 600 тыс. рублей. Чуть скромнее оказалась Надежда Бабкина – 520 тыс. рублей.
«Транспереси» приводит еще один характерный пример Юрия Куклачева, который заключил два контракта на аренду помещений с собственным сыном на 3,76 млн рублей, а Павел Слободкин в течение двух лет снимал помещение своего же театрально-концертного зала у компании, которая принадлежит ему на 50%, за 38,6 млн рублей.
При этом, отмечается в расследовании, все названные лица продолжают получать зарплату художественных руководителей государственных театров.
Авторы расследования Игорь Сергеев, Роман Романовский, Александр Вавилов и Александр Автонагов отмечают очевидность того, что высокооплачиваемые худруки зависят от своих непосредственных начальников и не могут принимать решения вопреки их интересам. А значит, это не освобождает руководителей театров от конфликта интересов.
Авторы расследования «Транспереси» отмечают также, что все выявленные сделки не имеют никакого отношения к «делу Седьмой студии», по которому проходят Кирилл Серебренников, Нина Масляева, Алексей Малобродский и Юрий Итин.
Последние новости о скандалах, компромате и о борьбе с коррупцией в России читайте на страницах Агентства Федеральных Расследований и в наших группах в СоцСетях: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и Livejournal "