FLB: Как решения декабрьского съезда Российского союза пекарей могут отразиться на «устойчивом обеспечении населения хлебом высокого качества и в необходимом ассортименте». Хлеб в «торговых сетях». Имперский размах «Черёмушек». «Убить» конкурента, это своего рода гринмейл в хорошем смысле». Фактор «Настюши».
"Как и у всякой промышленной отрасли у российских пекарей и кондитеров есть своя общественная организация «Российский союз пекарей» В уставе РСП написано: «Союз создан с целью решения проблем отрасли при реализации главной задачи - устойчивого обеспечения населения хлебом высокого качества и в необходимом ассортименте». Так вот, последние события на московском хлебном рынке показывают, что положение «устойчивое обеспечение хлебом населения» находится под вопросом. И всему виной подковёрные корпоративные войны, желание отдельных производителей осуществить передел хлебного «пирога» столицы. Об этом в своём материале «На хлебном рынке Москвы грядёт большой передел» рассказала недавно газета «Совершенно секретно».
Известно, что всякий передел - враг нормального планомерного стабильного развития. Ожидается, что сам скандал разразится в полную силу во время очередного съезда Российского союза пекарей, который запланирован на декабрь этого года. На съезде хлебопеки должны избрать на новый срок президента РСП. (Вопрос вполне себе серьёзный – ведь в этой профессиональный союз входят организации на долю которых приходится до 70% объёмов производства хлеба и хлебобулочных изделий в России). Тот, кто возглавит такую мощную общественную организацию, естественно, будет способен существенно повлиять на ситуацию в отрасли.
Хлеб в «торговых сетях»
По информации газеты «Совершенно секретно» на пост президента «претендуют не менее пяти человек, включая действующего президента Российского союза пекарей Валерия Чешинского. Возможно, вариант продления полномочий Чешинского на следующий президентский срок был бы идеальным для хлебопеков. Как-никак, именно при нём отрасль добилась хоть каких-то позитивных результатов в многолетней борьбе с сетевым ритейлом. Были приняты поправки к "Закону о торговле", снизившие доминирующую мощь торговых сетей. Сети заявили о своей готовности отказаться от возвратов нереализованной продукции производителю».
На фото: Валерий Чешинский (слева), Дмитрий Медведев и Алексей Гордеев
И действительно, стоит отметить, что именно Валерий Чешинский сумел добиться того, что проблемы хлебной отрасли стали обсуждаться на законодательном уровне в Госдуме РФ. В апреле 2017 года в парламенте была создана рабочая группа по разработке дополнительных законодательных механизмов, направленных на защиту сельскохозяйственных товаропроизводителей от дискриминационных практик в сфере торговли продовольственными товарами. В среде хлебопроизводителей всем памятно первое июньское заседание рабочей группы, на котором депутат Госдумы Ирина Яровая откровенно рассказала о существующих болезненных противоречиях между хлебопеками и торговыми ритейлерами-монополистами: «Принятые в закон «О торговле» поправки были направлены на устранение дискриминационных практик торговых сетей. Между тем, скидки в размере до 30 %, которые сегодня повсеместно стали требовать торговые сети и которые не предоставляются покупателям, необходимо рассматривать как дискриминационные. Что произошло на практике? Не желая отказываться от привычной прибыли, торговые сети, понимая, что они дальше не могут осуществлять дискриминационные практики, придумали новые варианты, которые сохраняют их маржинальность, не позволяют снизить цену и фактически разоряют производителя», – описала тогда суть конфликта депутат Ирина Яровая. (Впечатляет цифра: около 50 млрд рублей в год хлебопекарные предприятия теряют на выплате сетевым торговым организациям так называемых бонусов – процентов от оборота – под видом различных маркетинговых услуг – прим. FLB)
Тогда, в июне, основные проблемы и противоречия были чётко обозначены. И надо отметить, что на сегодняшний день благодаря депутатам, экспертам отрасли, благодаря всё тому же президенту РСП Валерию Чешинскому, пекари и кондитеры ведут конструктивный диалог с торговыми сетями «Ашан Ритейл», Х5 Retail Group, «Магнит», «Лента», «Дикси», «Метро Кэш энд Керри», «Билла» и др. Кроме этого Чешинский зарекомендовал себя в среде хлебопроизводителей как справедливый и объективный арбитр.
Имперский размах «Черёмушек»
Но напомним, претендентов на пост Российского союза пекарей будет по крайней мере пятеро. Ещё одним кандидатом, по данным газеты «Совершенно секретно», может стать известный хлебный магнат, владелец кондитерско-булочного комбината «Черёмушки» Сергей Щедрин. (Бренды: «Чародейка», «Персидская ночь», «Медовик», «Карамелия», «Наполеон «Сдобная особа» и др. – прим. FLB)
На фото: Сергей Щедрин
«Щедрин – человек прагматичный, одержимый страстью превратить свой бизнес в настоящую хлебную империю. Большая работа в этом направлении была проведена им более десяти лет назад. Тогда компания "Черёмушки" приобрела хлебозавод № 6 в центре Москвы, один из крупнейших в столице промышленных комплексов – завод "Простор", площадью свыше 30 тыс. кв. м, блокирующий пакет акций Люберецкого хлебокомбината и вышла в сегмент замороженных изделий из теста, купив 100% второго по величине московского игрока на этом рынке — компанию "Алго". Тогда же интересы "Черёмушек" напрямую столкнулись с интересами агрохолдинга "Настюша", возглавляемого Игорем Пинкевичем. Конкурент приобрёл мукомольные активы "Московского комбината хлебопродуктов" и "Мелькомбината в Сокольниках", а также доли в хлебозаводах "Пролетарец" и "Яуза-хлеб". В дальнейшем под контроль "Черёмушек" перешёл московский хлебозавод № 12. Причём, эта покупка не обошлась без скандалов. Как утверждают аналитики рынка, Щедрин, осваивая новый бизнес, вроде как нарушил имевшиеся соглашения. Бывший совладелец и гендиректор завода Вадим Иванов обвинял его в попытках довести до банкротства компанию, арендующую территорию завода. Но обошлось. В 2014 году "Черёмушки" прикупили ещё и 20% акций московского хлебозавода № 28. Затем Щедрин перешёл к освоению рынка северной столицы. Были приобретены два актива – ОАО "Пекарь" и ОАО "Хлеб", - рассказывает о методах бизнеса Щедрина газета «Совершенно секретно».
Иными словами, на российском хлебном рынке Сергей Щедрин зарекомендовал себя как человек амбициозный и решительный. В интернете не так много интервью Щедрина, но одно из них нам показалось наиболее характерным. Приведём несколько цитат из интервью, которое хлебный магнат дал 11 лет назад, в марте 2006 года, обозревателю издания «Бизнеса» Николаю Дицману:
«Убить» конкурента, это своего рода гринмейл в хорошем смысле»
«…Комбинат «Черемушки» акционировался в 1993 году потом я пришёл сюда юристом - у меня здесь знакомый работал. А в 1996 году стал гендиректором, после чего мы провели допэмиссию, которую выкупила наша команда».
«…На сегодняшний момент покупать товарищей-конкурентов выгоднее, чем строить заводы «с нуля». Вообще есть два пути развития: можно быть небольшим нишевым игроком и не иметь серьёзных проблем, а можно попытаться получить контроль над рынком. Мы решили пойти по второму пути. Помимо этого крупной компании легче вести переговоры с сетями, а на них уже сейчас приходятся около 24% наших продаж. Когда ты занимаешь до 30% рынка, у тебя появляется дополнительный аргумент давления на него».
- «Около месяца назад вы приобрели на аукционе РФФИ 25% Люберецкого хлебокомбината. Зачем?, - спросил обозреватель «Бизнеса»
- Задача-минимум – «убить» конкурента, это своего рода гринмейл в хорошем смысле. («убить», как вы понимаете, означает в данном контексте - «убрать с рынка», «победить» - прим. FLB) Этот завод находится в «мягком подбрюшье» «Простора», при этом сам завод – «дрова» в чистом виде, делает максимум 20 тонн в день. Но надо не стесняться наклоняться и за этим объёмом. Действия нынешнего владельца указывают на то, что он не планирует развивать этот бизнес. Поэтому мы взяли блокпакет и предполагаем начать переговоры, предложив ему следующее: мы готовы тебе отдать эти 25% по цене, за которую их купили, если ты отдаёшь объёмы, прекращаешь производство и будешь строить офисы, склады и т. п», - ответил Сергей Щедрин.
Крылатые фразы: «Покупать товарищей-конкурентов выгоднее», «Гринмейл в хорошем смысле», «Мы решили пойти по второму пути»… Напомним это интервью Сергей Щедрин дал в марте 2006 года. Но изменился ли хлебный магнат за это время? Такой ли амбициозный «рефери» нужен Российскому союзу пекарей?
Фактор «Настюши» с оборотом 1.8 миллиарда рублей в месяц
«Есть только один человек, который способен сегодня решить амбициозную задачу и осуществить передел собственности на хлебном рынке. Это Сергей Щедрин. Деньги у него для такого передела есть. Остаётся выполнить ещё одно обязательное условие – достичь близости к власти, обеспечить себе возможность для более тесного диалога с властью. И такая возможность, безусловно, появится в том случае, если Щедрин станет президентом Российского союза пекарей Должность хоть и общественная, но в значительной степени позволяет держать руку на пульсе и знать все тенденции рынка, быть, что называется в тренде и из первоисточника получать информацию о принимаемых решениях. Самому, в какой-то степени влиять на принятие этих решений. Наконец, должность президента Союза пекарей – какая-никакая дирижёрская палочка для "оркестра" хлебопекарных предприятий, который, прямо скажем, звучит не всегда в унисон. К слову сказать, решение Щедрина выставить свою кандидатуру на должность главы РСП удивительным образом практически совпало со странным арестом владельца «Настюши» Игоря Пинкевича. Мы, конечно, никак не связываем эти два события. Но согласитесь, что очень уж кстати всё произошло – когда у кого-то на рынке возникают проблемы, для других появляется шанс для воплощения в жизнь далеко идущих планов… Как говорится, ничего личного, только бизнес», - объясняет возможную подоплёку событий газета «Совершенно секретно».
Иными словами газета предполагает, что неожиданное желание занять кресло руководителя Российского союза пекарей у хлебного магната Сергея Щедрина могло возникнуть в связи с проблемами компании «Настюша». Действительно, лакомый кусок, для бизнесмена, который ещё в 2006 году пошёл по пути - «попытаться получить контроль над рынком». (Для справки: компания «Настюша» - один из крупнейших производителей хлеба. Ей принадлежат 7 хлебозаводов в Москве и Московской области, 23 элеватора и хлебоприёмных пункта для хранения зерна, мукомольные предприятия, 250 тысяч гектаров сельхозземель. По оценкам экспертов, предприятия Игоря Пинкевича производят в сутки около 600 тонн хлебобулочной продукции. Оборот составляет около 1 млрд. 800 тысяч рублей в месяц. О том, что «Настюша» приглянулась «Черемушкам» писала газета «Коммерсант» ещё в июле 2010 года – прим.FLB)
Так что, если компании «Настюша» в связи с проблемами Игоря Пинкевича в другом, строительном бизнесе (ЖК "Царицыно"), предстоит банкротство, то на хлебном рынке Москвы и Подмосковья откроется богатая бизнес-нива, «обработать» которую мечтали бы многие. Особенно, те кто долгие годы воспринимал «Настюшу» не иначе как конкурента кондитерско-булочного комбината «Черёмушки», не так ли? А в таких «имперских» делах пост президента Российского союза пекарей будет очень кстати…
Последние новости о ситуации с хлебом в России и о Российском союзе пекарей читайте на страницах Агентства Федеральных Расследований и в наших группах в СоцСетях: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и Livejournal
"