FLB: «Государственный Советник Мьянмы, лауреат Нобелевской премии мира, женщина-легенда Аун Сан Су Чжи начинает играть ту же роль, что и Михаил Горбачёв в бывшем СССР», - полагает известный журналист-международник Дмитрий Бабич
"7 сентября Государственный Советник Мьянмы (пост, равносильный позиции канцлера в ФРГ) и лауреат Нобелевской премии мира 1991-го года Аун Сан Су Чжи наконец-то прокомментировала последние кровавые события в штате Ракхайн. Для того, чтобы былая любимица западной общественности разомкнула уста, понадобилась гибель как минимум 400 мирных жителей, приведшая к бегству как минимум 150 тысяч мусульман из Мьянмы (бывшей Бирмы). Большинство беженцев – представители народности рохинджа, говорящей на языке, близком к бенгальскому – официальному языку соседней страны Бангладеш. Именно в эту страну, бывшую когда-то мусульманской частью британской колониальной Индии, и бегут рохинджа, вынужденные жить в и без того переполненной бедняками Бенгалии в жутких условиях. (Впрочем, в Мьянме нет хороших и плохих парней, но об этом ниже).
Правозащитный пьедестал
Реакция Аун Сан Су Чжи на эти страшные события вполне соответствовала худшим примерам поведения другого нобелевского лауреата – нашего незабвенного Михаила Сергеевича Горбачёва. «Героиня нашего времени» по версии журнала New Statesman от 2006-го года призвала прекратить в стране и за её пределами «массовую дезинформацию», целью которой является «продвижение интересов террористов». Отличие г-жи Су Чжи от Горбачёва состоит в том, что она после прихода к власти вообще крайне редко даёт интервью (за первый год пребывания во власти после победы на выборах 2015-го года она пообщалась с журналистами всего дважды). Впрочем, и Горбачёв в своё время предпочитал исчезать во время неприятных событий в Вильнюсе или Баку, охотно всплывая впоследствии лишь для обсуждений «корней сталинщины» или сакрального смысла перестройки.
Молчание для лидера в кризисной ситуации – отнюдь не золото. По данным немецкого журнала «Шпигель» уже более 350 тысяч бирманцев подписали размещённую в интернете петицию с призывом отобрать у Аус Сан Су Чжи Нобелевскую премию мира, а саму её отправить в отставку с поста Государственного Советника. Западные страны, обычно очень живо реагирующие на преследования союзных им меньшинств, пока не «сдают» свою любимицу. Директор Института Нобеля, норвежец Олаф Ньельстад заявил, что у Нобелевского комитета отсутствует практика изъятия премии мира по «вновь возникшим обстоятельствам». Учитываются только заслуги лауреата на момент получения премии. Тем не менее правозащитный пьедестал Аун Сан Су Чжи пошатнулся.
Критик из Грозного
Ирония ситуации в том, что сильнее всего «мьянманскую ситуацию» в России раскачивает Рамзан Кадыров – другой наш известный соотечественник, за которым в западных СМИ зарезервирована роль «плохого мальчика русской политики», этакого анти-Горбачёва. Глава Чечни и самопровозглашённый «пехотинец Путина», Рамзан Кадыров поддержал прошедший 3 сентября несанкционированный митинг у посольства Мьянмы в Москве. Протестующие, в основном российские мусульмане, требовали «прекратить геноцид рохинджа в Мьянме». Получается, что объявленный в западных СМИ гонителем радикальных мусульман и душителем свобод Рамзан Кадыров вдруг предстал в роли лидера политического ислама! И где – в России! Да ещё какого лидера – не представителя вечно умеренной «советско-российской общественности», а свободомыслящего борца за свободу веры, способного ради защиты единоверцев за рубежом даже спорить с федеральными властями.
«Если Россия будет поддерживать шайтанов, которые совершают преступления, я буду против позиции России»,- заявил Кадыров в своём выступлении, распространённом через YouTube и вскоре подхваченном СМИ. И хотя президент Путин поспешил уточнить, что Кадыров волен высказывать любые мнения в качестве гражданина России, а Кадыров ещё раз объявил себя российским патриотом, чеченскому лидеру удалось добиться главного – закрепить себя в сознании российских мусульман в качестве главного «защитника веры». А это роль почётная – что в исламском мире, что в Европе. Именно защитником веры, protectorfidelis, называла в средневековье на латыни римско-католическая церковь своего самого любимого европейского монарха. На фоне высказываний явно лидирующего среди северокавказских мусульман Кадырова высказывания более умеренных представителей исламской уммы Татарстана, звавших мьянманское правительство к «диалогу» с повстанцами, звучали по-пацифистски бледновато.
Защитник веры сеет «ядерные» знания
То ли дело Кадыров: «Все говорят, все пишут, чтобы я отправил войска. Но это невозможно. Если бы была возможность, я бы ударил туда… Я бы ядерную туда даже… Потому что это невыносимая боль, когда убивают детей!»
После таких заявлений чеченского лидера с его «ядерной даже», которую он в случае чего «прямо туда», - естественно, интерес к Мьянме в российской общественности поднялся как на дрожжах. За два дня количество поисковых запросов в «Яндексе» о Мьянме, Бирме и проживающих там мусульманах выросло в 150 раз. Так что нашему ныне богобоязненному министерству образования впору премировать Кадырова не только как protectorfidelis (защитника веры), но и как сеятеля географических знаний в широких массах. Недаром даже вузовское слово «семинар» происходит от латинского слова «семя» (semen) – предполагается, что преподаватели на них должны именно сеять разумное, доброе, вечное, - например, о Мьянме.
Там нет хороших и плохих парней
Впрочем, во многом знании – многая печаль: россияне, ознакомившись с ситуацией в Мьянме, быстро разбились на противостоящие друг другу группы. Одни хотят замечать только страдания мусульман, другие – входят в положение мьянманских вооружённых сил, с нападения на которые в августе и началась нынешняя эскалация насилия. Нападение совершили (это не отрицают даже такие мусульманские защитники веры, как турецкий президент Эрдоган) молодые боевики-исламисты из числа тех самых дискриминируемых рохинджа.
Увы, реальная картина событий в Мьянме не укладывается в голливудскую картинку с хорошими и плохими парнями. Насилие совершается с обеих сторон, правых и виноватых в конфликте между мусульманами и буддистами нет. Хотя у мьянманской армии, как у наступающей силы, конечно, больше и оружия, и страданий гражданского населения на совести. Примешиваются и внешние факторы. Антикитайски настроенный премьер Индии Нарендро Моди полностью поддержал действия мьянманских властей «против террористов». Между тем Китай, в своё время установивший хорошие экономические связи с правившими в Мьянме до госпожи Су Чжи военными, мечется между желанием поддержать попавшие в затруднение власти Мьянмы и необходимостью сохранять хорошие отношения с исламскими странами – поставщиками энергоносителей в Китай и важными рынками сбыта для китайской продукции.
«Дайте мне время разобраться»!
Ну, а для западных лидеров моральное фиаско госпожи Аун Сан Су Чжи выглядит и вовсе неприятно: ведь она награждена золотой медалью конгресса США, является почётным гражданином Канады и вице-президентом Социалистического Интернационала, а тут такой реприманд неожиданный!
Впрочем, такой ли уж неожиданный? Случайно ли, что обострение кризиса пошло после того, как Аун Сан Су Чжи вышла из-под домашнего ареста и, не имея опыта управления страной, взялась руководить делами, о которых имела отдалённое представление? Сегодня она требует «дать ей время» - разобраться с «вызовами эпохи», отмечает неопытность своей администрации, находящейся у власти всего18 месяцев. Но ведь западные страны эта неопытность не смущала, когда они поддержали Аун Сан Су Чжи на выборах 2015 года. Как не смущала их неопытность рвавшегося к власти на Украине олигарха-кондитера Порошенко и горячего грузинского юриста Саакашвили. Все они, мол, были лучше прежних «авторитарных воротил», которые как-то умудрялись избегать в своих обществах открытой гражданской войны. Зато при «мирных» нобелевских лауреатах Горбачёве и Аун Сан Су Чжи войны почему-то как раз и начались. Золотом их премий оказалась вымощена дорога в ад.
Об авторе: Бабич Дмитрий Олегович – журналист-международник. Обозреватель радиостанции Sputnik International. Работал в газете «Комсомольской правде», «Московские новости», в программе «Обозреватель»/телеканал ТВ-6, в агентстве «РИА Новости», на радио «Голос России». Говорит на английском, французском, немецком и польском языках. В 1992 году с отличием окончил факультет журналистики МГУ. В 1991 году учился в Северо-Восточном Университете Бостона (штат Массачусетс, США). Родился 23 августа 1970 года в Москве.