Эксперты ЭИСИ: «Россия готова к выборам по стандартам ОБСЕ»
FLB: Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) опубликовал доклад, посвящённый предстоящему единому дню голосования. «Россия с каждым годом совершенствует избирательное законодательство, а людям становится все проще разобраться в предвыборных технологиях и сделать качественный выбор».
"Это уже не первая практическая работа Экспертного института социальных исследований в преддверии выборов. Предыдущий доклад ЭИСИ был посвящён выдвижению кандидатов на выборах глав субъектов Российской Федерации 2017 года и был опубликован несколько месяцев назад. Тогда эксперты института отмечали радикальное обновление состава претендентов на посты глав регионов. Временно исполняющим обязанности глав субъектов, ранее никогда не занимавшим эти посты и не участвовавшим в избирательных кампаниях предстоит пройти 10 сентября 2017 г. финальное испытание в Единый день голосования (ЕДГ- 2017).
В новом опубликованном докладе «Единый день голосования. Предварительные подходы к качественному анализу» (Выпуск № 3, 4 сентября 2017 г.), эксперты рассматривают не менее важные вопросы - как будут оценивать эти выборы российские и зарубежные наблюдатели, кроме собственно показателя уровня электоральной поддержки, и чего стоит ждать в единый день голосования. Напомним, что 10 сентября 2017 года пройдут дополнительные выборы депутатов Государственной Думы в 2 округах, выборы глав 16 субъектов Российской Федерации, депутатов 6 региональных парламентов, а также целого ряда муниципальных образований.
Доклад ЭИСИ основан на анализе избирательного процесса не только в России, но и на мировой практике и стандартах, которым придерживается Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека. В основе этих стандартов лежит - Всеобщая декларация прав человека (1948); Европейская Конвенция о защите прав человека и ос- новных свобод (1950), Протокол N1 к Европейской Конвенции (1952); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990); Декларация о критериях свободных и справедливых выборов (1994); Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств (2002).
В своём докладе эксперты ЭИСИ перечисляют основные критерии чистоты выборов.. Это и отсутствие произвольных дискриминационных практик, ясность и предсказуемость регистрационных требований. Прозрачность финансирования. Отсутствие неразумных ограничений и дисбалансов в формировании и расходовании средств избирательного фонда. Открытость, честность подсчёта голосов. Наличие независимых наблюдателей и наблюдателей от партий и кандидатов. Всё это, по утверждению политологов, присутствует в полном объёме в российской выборной действительности.
Главный вывод, который можно сделать из Доклада ЭИСИ – Россия полностью готова к выборам по всем стандартам ОБСЕ. Для этого было сделано за последние годы действительно много шагов.
Что нового в ЕДГ-2017
Так, например, единый день голосования в этом году, по утверждению экспертов ЭИСИ, станет настоящим стресс-тестом на возможность обеспечения максимальной открытости и законности для избирательных комиссий. И для того, чтобы выборы для избирателя прошли комфортно и прозрачно сделано много:
- Облегчён доступ на участки наблюдателей. Помимо иностранных наблюдателей и наблюдателей партий и кандидатов на выборах будут работать сразу несколько независимых общественных организаций.
- Внедрены системы видеонаблюдения на участках для голосования вместе с онлайн-трансляцией. Эксперты отмечают, что ЦИК России стремится обеспечить в будущем максимальный охват избирательных участков веб-камерами. В этот раз изображения с камер на московских УИК будут транслироваться в сети Интернет, что позволит активным гражданам, объединившись, сформировать распределённый наблюдательский ресурс. Общественные организации уже открыли порталы для оперативной фиксации нарушений по сигналам от пользователей.
- Будут использоваться КОИБы и QR-коды для итоговых протоколов комиссий. Новые технологии значительно расширяют возможности обеспечения законности. Это резко сократи возможности для фальсификаций и, соответственно, не даст пустых крикливых поводов для оспаривания итогов выборов. «Цифровизация – путь дальнейшего развития избирательного процесса», - пишут эксперты в своём докладе.
- Снижены до минимума издержки для избирателя на участие в голосовании, включая издержки на регистрацию и поиск информации о месте, дате и порядке проведения. В частности, отмена открепительных удостоверений даст возможность воспользоваться правом голоса всем, кто работает и учится вдали от дома.
- Ужесточена ответственность для любителей фальсификаций на выборах в регионах. В докладе ЭИСИ напоминают, что «10 августа 2017 года в России вступила в силу ст. 142.2 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность членов избирательной комиссии любого уровня за выдачу избирательных бюллетеней в целях предоставления гражданину возможности проголосовать вместо другого лица или проголосовать более двух раз в ходе одного и того же голосования, а также за выдачу заполненных бюллетеней. Также новая статья УК предусматривает ответственность для избирателя за получение в избирательной комиссии избирательного бюллетеня для голосования вместо других избирателей или для участия в голосовании более двух раз. Оба состава предусматривают санкцию, в том числе, в форме лишения свободы».
Кроме того последние изменения в законодательстве о выборах либерализовали порядок доступа наблюдателей:
- Больше не требуется подавать список наблюдателей в избирательную комиссию заранее.
- Максимально облегчён доступ для СМИ для наблюдения за процессом голосования. Аккредитацию журналисты должны получить только для доступа на подсчёт голосов.
- Председатели избирательных комиссий не могут своим решением отстранять и удалять с участка наблюдателей или членов избирательной комиссии. Такое решение может принять только суд по месту нахождения УИК.
- Помимо иностранных наблюдателей и наблюдателей партий и кандидатов на выборах будут работать сразу несколько независимых общественных организаций: Общественное движение «Голос – за честные выборы», Корпус «За чистые выборы», движение «Россия выбирает», «Группа 32» и др., - отмечается в докладе ЭИСИ.
Явка: надо учитывать электоральные традиции
Эксперты ЭИСИ пришли к выводу, что в современной России до сих пор жив постсоветский синдром по отношению к явке на выборы. Они изучили международный опыт. В частности, по их словам, пора признать, что в разных регионах исторически явка совершенно разная. Как говорится, электоральная традиция. Во всем мире на федеральные выборы всегда ходит больше народу, чем на региональные, а на президентские выборы, больше, чем на парламентские.
«Явка в разных регионах определяется не только ходом кампании, но и особенностями региональной политики, национальной и социальной спецификой, электоральной историей. Уровень участия будет в рамках региональной нормы», -говорится в докладе. На основании анализа тенденций электоральной истории регионов ЭИСИ выделяет три группы субъектов Российской Федерации:
- с прогнозируемо высоким уровнем гражданского участия – Республика Мордовия, Саратовская и Белгородская области;
- с традиционно средним уровнем участия – к ним можно отнести Республику Бурятия, Республику Марий Эл, Удмуртскую Республику, Пермский край и Рязанскую область;
- в 7 субъектах гражданское участие, несмотря на высокую конкуренцию политического процесса, традиционно низкое. Например, в Свердловской области выборы всегда проходили в два тура при явке ниже 40%, а победа Е.В.Ройзмана на выборах мэра Екатеринбурга с 33,3 % голосов была одержана при участии 33,6 % избирателей города. Безусловно, возможны отклонения с учётом личных характеристик кандидатов и привлекательности кампании».
И дальше в докладе приводятся статистические данные, подтверждающие тезис, что явка на выборы не является ключевым показателем. Так, «за пять лет с момента возвращения прямых выборов губернаторов проведена 71 кампания (72 голосования) по выборам глав регионов. В 34 избирательных кампаниях победитель определился при участии менее 40 % избирателей, в 16 голосованиях на участки пришли от 40 до 50 % граждан, только в 21 кампании уровень гражданского участия превысил 50%. Из 10 наиболее конкурентных для ВРИО руководителей регионов избирательных кампаниях (двухтуровые выборы с победой оппонента в Иркутской области и 9 избирательных кампаний, на которых исполняющий обязанности губернатора победил с небольшим отрывом) 6 избирательных кампаний проходили с явкой менее 40 %. Наиболее конкурентные выборы глав регионов с 2012 года – выборы губернатора Иркутской области и выборы мэра Москвы – прошли с явкой в 37 % (во втором туре выборов в Иркутской области) и 32 % (на выборах в Москве)», - сообщается в докладе Экспертного института социальных исследований.
Для большего понимания, в докладе приводится западная практика. Так, например, выборы президента Франции показывают меньшую динамику снижения явки, чем выборы Национального собрания, несмотря на парламентско-президентскую модель Пятой республики.
Тем не менее, по утверждению экспертов ЭИСИ работа по совершенствованию избирательного процесса не должна прекращаться. По прежнему, например, «остаются высокими издержки для политических партий и кандидатов. Итоги ЕДГ–2017 – это хороший повод для обсуждения путей̆ развития избирательной системы на региональном уровне». Напомним, что, в частности, в ЦИК РФ уже признали, что надо изменять подходы к муниципальному фильтру.
Читайте последние новости о подготовке и результатах Выборов 2017 и Единого дня голосования на страницах Агентства Федеральных Расследований и в наших группах в СоцСетях: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и Livejournal
"