FLB: Перестрелка в Мособлсуде 1 августа, в результате которой были убиты три члена банды ГТА, вызвала много вопросов, связанных с нарушением конвоирования. Областная прокуратура начала проверку
"
С перестрелкой в Мособлсуде 1 августа 2017 года, где при попытке побега были расстреляны члены кровавой банды ГТА , и которая, вероятно, войдет в криминальную историю, не все так гладко. Не случайно по поручению прокурора Московской области Алексея Захарова уже проверяется соблюдение действующего законодательства при конвоировании подсудимых. Двое бандитов попали в реанимацию, один остается там, а другого уже перевели в охраняемую палату.
«Следователи смогут допросить Хазратхона Додохонова и Фазлитдина Хасанова, когда их состояние стабилизируется», — заявил ТАСС источник в правоохранительных органах Москвы. По словам собеседника агентства, после допроса им будет предъявлено новое обвинение.
Напомним вслед за «Коммерсантом», что пятеро членов банды ГТА, обвиняемые в массовых убийствах автомобилистов на трассе М4 и арестованные в 2014 году, пытались бежать из здания суда, разоружив конвойных, на которых напали в лифте. В результате перестрелки четверо преступников были убиты.
Как же получилось, что особо опасные преступники смогли разоружить конвой, в результате чего произошло побоище? Ведь по всем правилам особо опасных преступников, коими были члены банды, должны были охранять особо!
«Версия» приводит слова адвоката по гражданским делам Любови Гончаровой, которая в тот день находилась в Московском областном суде: «Я обратила внимание, что подсудимых заводили в лифт всего два конвоира вместо троих, причём один из них – женщина. Наручники у преступников были застёгнуты спереди, от них легко было избавиться, высвободить руки. Кстати, когда начали разбираться в произошедшем, у одного из бандитов нашли заточку. То есть они готовились к побегу!»
Журналист Андрей Карев добавляет: «Когда я ходил на процесс по банде ГТА, то недоумевал, почему для доставки в зал суда девяти обвиняемых выделяли всего двух-трёх конвоиров плюс в зале сидел всего один пристав. На других делах, где присутствует единственный подсудимый, часто присутствовали спецконвой, спецподразделение судебных приставов и много автоматчиков в масках».
Да и генерал-лейтенант полиции, генерал-майор ФСБ в отставке Александр Михайлов отмечает: «В здании на Лубянке, где я много лет проработал, конвоируемых пристёгивали к перилам и поручням, в которых для этого были специальные отверстия. Лестницы, если они имели пролёты, были покрыты специальными плотными сетками, чтобы конвоируемый не мог броситься вниз и покончить с собой либо сбросить конвоира. То, что происходило в Мособлсуде, – цирк шапито какой-то. Система конвоирования имеет ряд чётких инструкций, невыполнение которых равносильно должностному преступлению. Я впервые вижу, чтобы особо опасных преступников перевозили на лифте при двух конвоирах. Все действия сотрудников полиции при доставке чётко прописаны, вплоть до того, кто и где должен стоять. Подсудимые или подозреваемые, проходящие по одному и тому же делу, не должны содержаться в одном конвойном помещении, будь оно хоть лифтом, хоть вертолётом. ОПГ – очень тяжёлая статья, подсудимые должны перевозиться только по одному, доставляться в зал тоже по одному, строго с двумя вооружёнными полицейскими и обязательно в тщательно застёгнутых наручниках. Некоторые мои коллеги уже заговорили о возможном предательстве среди организаторов конвоя. Думаю, в этом досконально должны разобраться компетентные органы. Всё произошедшее, на мой взгляд, не случайность».
А журналист Олег Кашин, например, предположил , что мы имеем дело с бессудной казнью — и на это предположение тоже довольно странно отреагировал первый заместитель директора Росгвардии Сергей Меликов: «Для внесудебной расправы над преступниками можно было (!) найти более простой способ, а не такой изощренный. Да и оснований для этого не было — им прокурор запросил пожизненное заключение».
Добавим, что сами бандиты, на счету которых 17 жизней, были уверены в своем освобождении. Бывшие сокамерники убитых в перестрелке в Мособлсуде членов «банды ГТА» рассказали о поведении опасных бандитов в СИЗО и их дальнейших планах после освобождения.
По их словам, бандиты все время говорили о том, что убийства московских водителей были для них тренировкой перед отправкой в Сирию и Афганистан новых бойцов с целью их испытания.
Своим новым более лояльным сокамерникам бандиты рассказывали, что нападали за идею, а не корысти ради.
- Субханов (главарь банды - прим.) давал понять, что вообще деньги убитых они брали исключительно на существование и что для них чуть ли не оскорбительно, когда их причисляют к обыкновенным грабителям, - рассказал "МК" бывший сокамерник расстрелянного Субханова Андрей.
По словам сотрудника СИЗО № 7, все члены «банды ГТА» успели за три года с момента их задержания побывать практически во всех столичных СИЗО.
Возвращаясь к самому побегу, то здесь, как пишет журналист «Версии» Ирина Мишина, появилось еще одно любопытное обстоятельство. Дело в том, что перед заседанием, назначенным на 1 августа, суд объявлял двухнедельный перерыв, поскольку в процесс вошёл новый адвокат, попросивший время на ознакомление с материалами уголовного дела. Не в это ли время преступники обдумали план побега?
Кстати, 1 августа, когда начался процесс, участники так называемой банды ГТА, обвиняемые в серии убийств водителей на дорогах Москвы, Подмосковья и Калужской области в 2012-2014 годах, признали свою вину частично, о чем сообщало ТАСС .
«Я признаю свою вину частично», - заявил один из подсудимых Додохонов.
По плану следующие заседания должны были состояться 8 и 10 августа, а самим подсудимым срок ареста продлен до 28 декабря.
Однако есть еще любопытные факты. Как рассказывал «Первый», быстро обезвредить бандитов, на счету которых 17 доказанных убийств, и не дать им вырваться на волю удалось только по стечению обстоятельств. В это время в другом зале суда были сотрудники Росгвардии. Именно они вместе с Сергиев-Посадским ОМОНом смогли быстро предотвратить побег.
Анализируя действия сотрудников правоохранительных органов, С.Меликов сказал, что решение о первоначальных действиях для нейтрализации банды принял командир отряда ОМОН из Сергиева Посада.
«Рассредоточил своих сотрудников и во взаимодействии с подразделением по конвоированию, находящимся в Мособлсуде, заняли исходные позиции - дабы исключить взаимное поражение и в первую очередь - нейтрализовать бандитов, которые - как тогда только предполагалось - могли у конвойных захватить оружие», - сказал С.Меликов.
«Так и получилось, - продолжил он. - С момента открытия двери лифта бойцы, скажем так, первой линии, открыли огонь на поражение в отношении тех бандитов, у которых в руках находилось оружие, и нейтрализовали их в первую очередь».
Оценивая действия бойцов отряда ОМОН «Пересвет» в Мособлсуде, С.Меликов сказал, что главнокомандующим войсками национальной гвардии всем участникам этого события объявлена благодарность.
Однако много вопросов появилось и в связи с нарушением инструкции конвоирования, что уже стало причиной для ужесточения правил .
«Положение руки сзади, первый комплект надевается и вторым комплектом сотрудник конвоя пристегивает к подсудимому дополнительно еще один комплект», - поясняет сотрудник конвойной службы.
Руки — непременно за спиной. Так наглядно выглядит инструкция по конвоированию опасных и особо опасных преступников или, точнее, подозреваемых в подобных преступлениях.
«Направляется сотрудник, один спереди, другой замыкает. И, соответственно, замыкает в конце кинолог со служебной собакой», - продолжает конвоир.
При конвоировании кинолог с собакой не обязательны, но может быть увеличено число сопровождающих. Вот как в 2016 году в суд доставляли Мамадчонова - того самого, кого ликвидировали при попытке к бегству 1 августа, во вторник. На кадрах, снятых в Головинском суде, его сопровождают - обратите внимание! - пять человек. Первым идет судебный пристав, двое полицейских. К одному Мамадчонов прикован наручниками, руки за спиной. Сзади третий сотрудник полиции. И следом, замыкающим, еще один - судебный пристав.
Но 1 августа все было практически в точности наоборот. Пятерых подсудимых, которым объявили, что им грозит пожизненное, то есть терять нечего, всего двое конвоиров - мужчина и женщина. Когда судебное заседание по делу так называемой «банды ГТА» закончилось, из зала на четвертом этаже подсудимых начали спускать в спецпомещение на первом в отдельном, служебном лифте — посторонним доступа нет.
Когда двери лифта закрылись, все пятеро начали прыгать в кабине. Лифт аварийно остановился между четвертым и третьим этажами. Преступники начали избивать и душить конвоиров. Избивали минут 10! Видеокадры женщины-конвоира на следующий день в госпитале – на лице фактически нет живого места, сломан нос.
Избив конвоиров, бандиты отобрали оружие. Достав ключи, освободились от наручников. В зале суда на третьем этаже, где закончилось заседание по другому делу, оставались сотрудники полиции и Росгвардии, один из подозреваемых и его адвокат. Он вышел из зала за 30 секунд до стрельбы.
Видеокадры с камеры наблюдения в зале 312. Шум, видимо, становится все громче. За несколько секунд до того, как бандиты выйдут из лифта, один из гражданских служащих еще раз снимает трубку экстренного вызова. Дальше — лифт открывается. Если наложить видео и звуки выстрелов, записанные на диктофон, можно восстановить картину, как все происходило.
Всего 26 выстрелов. На кадрах не видно сотрудников Росгвардии — они в коридоре, где спецлифт и пытающиеся пробиться в зал суда, а дальше, в общий коридор, бандиты.
Останавливая пытавшихся сбежать преступников, ранение в плечо получил один из сотрудников Росгвардии, после чего Сергиево-Посадский ОМОН открыл ответный огонь на поражение.
Эксперт Legal.Report – бывший следователь по особо важным делам, адвокат TM-Defence Алексей Галаев, изучив открытые источники, пришел к выводу, что побег был тщательно спланирован.
Эксперт, в частности, считает неслучайной цепочку грубейших нарушений правил конвоирования подсудимых.
Галаев полагает, что бандиты неспроста, раскачав лифт, остановили его на следующем, 3-м этаже. Как раз отсюда можно выйти на запасную лестницу, ведущую к черному входу, – возможно, у него участников побега должны были ждать оставшиеся на свободе сообщники.
Этот же план, очевидно, предусматривал захват в заложники гражданских лиц и, возможно, судьи, прикрываясь которыми преступники могли пробиваться к запасному выходу. Именно для этого они, по всей видимости, ворвались в зал заседаний на 3-м этаже, где в тот день проходил открытый процесс, с судьей и публикой они разминулись совсем не намного. Сам зал, в котором имеется всего одна узкая дверь и множество тяжелой мебели (см. фото), позволял в случае штурма забаррикадироваться и отбивать атаки.
По мнению эксперта, в ближайшее время следует ожидать возбуждения уголовного дела по действиям конвоиров – как минимум по статье о халатности, а может быть, и по злоупотреблению полномочиями. Были ли подкуплены конвоиры или их начальство? Подозрения на этот счет совсем не беспочвенны. Кто разработал план побега для не знавших схемы суда арестантов? Мог ли быть в этом замешан кто-то из их адвокатов? Все эти вопросы неизбежно должны встать перед следствием. Возможно, главные сенсации в деле о перестрелке в Мособлсуде еще впереди.
Есть еще одна проблема. Как отмечает журналист «Версии», всё произошедшее 1 августа в Мособлсуде оставляет вопросы к МВД, которому подчинялись конвоиры и ФСИН – бандиты содержались в подведомственном ему СИЗО. Давно известно, что в конвойной службе не хватает сотрудников. Именно это – основная причина проблем с доставкой арестантов в суд. Однако конвойный полк никогда не экономил на сотрудниках, когда речь шла о громких делах, транслируемых телеканалами. Вспомните недавний суд над Сергеем Полонским. «Посмотрите: на меня надели наручники, приставили чуть ли не отряд конвоиров и собаку, как будто я маньяк или убийца!» – кричал на суде обвиняемый в мошенничестве бизнесмен, которого суд, кстати, освободил. Не странно ли это: одного предпринимателя вели с десяток конвоиров, да ещё с овчаркой, а пятерых предполагаемых серийных убийц – всего двое? Если предположить, что ответственный за конвоирование членов ОПГ допустил нарушение инструкции, почему никто из присутствующих на процессе не обратил на это внимание?
Попытка массового побега из Мособлсуда особо опасных преступников 1 августа – факт, нуждающийся в тщательном расследовании и осмыслении. Однако то обстоятельство, что конвойная служба и ФСИН выполняют свои обязанности всё более халатно, – факт очевидный.
Пока в заключение приведем слова генерал-лейтенанта полиции, генерал-майора ФСБ в отставке Александра Михайлова:
«Я не исключаю сразу несколько версий произошедшего. Побег пытались совершить члены ОПГ, которые с особой жестокостью убивали людей на дорогах. Возможно, и в этом случае они шли на дерзкое преступление, действуя на авось. Готовились ли они к преступлению? Помогал ли им в этом кто-то? Не знаю. Но почему до сих пор не возбуждено уголовное дело по организаторам этапирования – вот это большой вопрос. Кто-то проверял камеры преступников за две недели перерыва между заседаниями? Проводились ли за это время личный досмотр, обыск подсудимых? Все эти вопросы к ФСИН, которая на самом деле своих прямых обязанностей не выполнила. Что касается действий Росгвардии, оказавшейся в нужное время в нужном месте, я не исключаю, что это было просто приведение в исполнение запрещённой у нас смертной казни. Бандитов, убивших 17 человек, расстреляли при попытке к бегству».
Читайте последние новости о банде ГТА и перестрелке в Мособлсуде на страницах Агентства Федеральных Расследований и в наших группах в СоцСетях: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и Livejournal
"