"Представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский во время своего визита в Иркутскую область сделал ряд заявлений, которые, хотя и остались практически незамеченными, могут иметь далеко идущие последствия. Впервые федеральный чиновник столь высокого уровня заявил, что количество субъектов Федерации должно быть сокращено.
Непосредственным поводом для заявлений господина Драчевского стало предполагаемое объединение Усть-Ордынского Бурятского АО с Иркутской областью. Президентский полпред не только поддержал это решение («область и округ настолько интегрированы, что ближе всего стоят к данному решению»), но и подчеркнул: подобная перспектива стоит не только перед двумя регионами Приангарья. Леонид Драчевский прямо сказал: «89 субъектов Федерации - это очень много с точки зрения управленческой теории и практики». Озвученная представителем президента позиция показывает: федеральный центр намерен всерьез приступить к реформе административно-территориального деления России. Примечательно, что эти намерения были озвучены именно в Сибири, которая до последнего времени выглядела в глазах центральной власти чуть ли не основным источником «призрака сепаратизма» (после Чечни и Татарстана). Надо признать, для этого имелись определенные основания.
Именно в Сибири стали впервые создаваться новые экономические объединения регионов - межрегиональные ассоциации. МА «Сибирское соглашение», хотя и было «освящено» участием в его создании тогдашнего президента РФ Бориса Ельцина, постоянно вызывало подозрения Москвы в том, что «экономическая направленность» - всего лишь первый шаг к объединению территорий в рамках виртуальной «Сибирской республики». (Примечательно, что в свое время спикер СФ РФ Егор Строев как бы шутя публично называл председателя «Сибирского соглашения» Виталия Муху «президентом Сибири».)
Во время сентябрьско-октябрьского конфликта высших ветвей власти в 1993 году заявление о возможности создания «Сибирской республики» сделал в Новосибирске на совещании представителей входящих в МАСС регионов Аман Тулеев, причем это заявление было поддержано участниками совещания. Однако до непосредственной «интеграции снизу» дело так и не дошло, несмотря на то что в истории Сибири проблема «укрупненных регионов» оставила заметный след. Достаточно вспомнить существовавший с 1925-го по 1944 год Западно-Сибирский край (с административным центром в Новосибирске), объединявший сегодняшние Новосибирскую, Омскую, Томскую, Кемеровскую области, Алтайский край и Республику Алтай.
До последнего времени представители федеральной власти упорно уходили от обсуждения проблемы укрупнения регионов, несмотря на то что эта тема неоднократно поднималась в публичных высказываниях политиков как федерального, так и регионального уровня. Много шума наделали в свое время заявления мэра Москвы Юрия Лужкова о необходимости создания на территории России «10-12 крупных территориальных образований», а также рассуждения Владимира Жириновского о делении страны на «30 генерал-губернаторств». О необходимости территориального передела говорилось и на многих научно-практических конференциях разного уровня. Однако представители центра в эти дискуссии не вмешивались. Вероятнее всего, потому, что любые территориальные «новшества» напрямую ведут к хотя и локальному, но пересмотру положений Конституции (в которой «поименно» зафиксированы субъекты РФ), а перекройка конституционных положений в условиях нестабильности центральной власти способна привести к самым непредсказуемым последствиям. Кроме того, укрупнение регионов неизбежно ведет к усилению политического веса их лидеров и, соответственно, к ослаблению позиций центра.
Прежде федеральная власть предпочитала использовать старый принцип «разделяй и властвуй». Отношения с каждым из регионов строились напрямую, по своим особым правилам - через систему «индивидуальных» договоров о разделении полномочий. При этом как с неизбежным злом приходилось мириться с явной непропорциональностью в развитии регионов: тот же Усть-Ордынский Бурятский округ, «сельский» по своей направленности, мог обеспечить гораздо более низкий уровень жизни, чем соседняя «промышленная» Иркутская область, и в большой степени зависел от субсидий федерального центра.
Укрепление вертикали власти неслучайно началось с создания системы федеральных округов - своеобразных «квази-губерний», лишенных, правда (по крайней мере, пока), непосредственного влияния на экономическую политику и выполнения административных функций включенных в них регионов. Усиленная «властная вертикаль» сегодня нуждается в новой региональной политике, которая способна обеспечить не только политическую, но и экономическую стабильность в регионах. Кроме того, «многосубъектность» Федерации уже приводит к переводу экономических споров в политическую область. Достаточно вспомнить резко обострившиеся в последнее время отношения Красноярского края и Таймыра. Начавшись с выяснения межбюджетных отношений, конфликт оказался перенесен в политическую плоскость - выяснение территориальной принадлежности Норильского промышленного района. Подобное развитие событий, похоже, назревает и на Алтае, где власти Республики Алтай, мягко говоря, довольно прохладно отреагировали на планы краевых властей построить автотрассу к границам Китая через «суверенную» республиканскую территорию.
Судя по всему, федеральная власть ощущает себя сегодня достаточно «укрепившейся», чтобы, не боясь пересмотра положений Конституции, пойти на кардинальную реформу административно-территориального деления страны. Не исключено, что Усть-Ордынский округ выбран в качестве экспериментальной площадки для этой реформы - не в последнюю очередь потому, что к грядущему «укрупнению» имеются не только экономические, но и политические предпосылки. Достаточно напомнить, что на недавних выборах главы округа именно тему объединения с Иркутской областью использовали в качестве козырной карты практически все кандидаты на этот пост.
«Объединительные процессы» на остальной территории Сибири явно будут не такими беспроблемными, как в Приангарье. Прежде всего потому, что сложившиеся за последнее десятилетие новые региональные элиты отнюдь не горят желанием терять свой сегодняшний статус (каждому понятно, что, к примеру, после объединения трех областей в один субъект Федерации вместо трех губернаторских постов будет только один). Неслучайно в интервью «КС» главы сибирских регионов говорили о возможном «укрупнении» без всякого энтузиазма (хотя стоит заметить, что мнения губернаторов были высказаны до сенсационных заявлений Леонида Драчевского в Иркутске).
Особняком стоит только губернатор Кузбасса Аман Тулеев, не раз заявлявший, что количество регионов необходимо сократить до 35, а губернаторов назначать непосредственно указами президента. Впрочем, господин Тулеев может себе позволить «шагать не в ногу» со своими коллегами. Он - единственный из не только сибирских, но и вообще российских губернаторов, стабильно занимающий во всероссийских опросах третье место по популярности после Владимира Путина и Геннадия Зюганова. Так что нетрудно представить, кто будет основным претендентом на губернаторский пост в случае, скажем, объединения сибирских регионов в рамках какого-нибудь «обновленного» Западно-Сибирского края.
С другой стороны, мнение представителей региональных элит сегодня вряд ли имеет какое-либо значение для федерального центра. Владимир Путин с первых дней своего президентства продемонстрировал редкую способность «строить» губернаторов в достаточно управляемые «колонны». В конце концов, еще пару лет назад мало кто мог представить себе «сдачу» региональными лидерами своего статуса членов Совета Федерации. Причем добровольную - по крайней мере, внешне.
Леонид Полежаев, глава администрации Омской области:
- Что касается укрупнения территорий, то это может быть опасно потерей управляемости. Калужскую, Курскую области, наверное, можно объединить. Но регионы Сибири по территории не идут ни в какое сравнение с регионами европейской части России. Мы что, в своих областях уже все наладили?
Михаил Лапшин, председатель правительства Республики Алтай:
- Я не приемлю всех этих разговоров по поводу объединения Алтайского края и нашей республики. Глупость это. Умные люди всерьез такое даже рассматривать не будут. Мы - самостоятельный субъект Федерации. Считаю, что в вопросах государственного устройства нужно быть консерваторами. Сегодня ничего резать и перекраивать нельзя. Вспомните хрущевские совнархозы, когда поломали всю страну. Нам не стоит повторять ошибок."