Новости FLB: Алишер Усманов более подробно раскрыл детали «той самой сделки», которую Навальный и ФБК объявили «коррупционной»
"Новость о том, что миллиардер Алишер Усманов принял решение о привлечении Алексея Навального к суду, обвинив его в клевете, получила продолжение. Как выясняется, Навальный и ФБК «расследовали коррупционные схемы» с участием Усманова так «тщательно», что гадать о содержании судебного иска – преждевременно.
Поэтому сначала скажем о реакции, в том числе и СМИ, активно продвигавших «расследование Навального». Вот, например, Алексей Венедиктов, журналист со стажем и, как известно, с инициативой. Узнав о возможном иске Усманова к Навальному, главный редактор стал намекать, что Усманову придется туго, а заграница непременно поможет Навальному. «Публичное судебное разбирательство в судах РФ, затем с большой долей вероятности в Европейском суде по правам человека, а затем и в швейцарском суде, где Алишер Бурханович является налоговым резидентом, зафиксирует в протоколах и решениях суда многочисленные действия «друзей Дмитрия Анатольевича». И кто же Вам, Алишер Усманов, посоветовал такое?» - вопросил Венедиктов 11 апреля 2017 года. В тоже день активист ФБК Георгий Албуров предположил, что судебного спора по существу сделки – передачи земли фонду, - не будет. «Абсолютно уверен, что Алишер Бурханович не подаст в суд по поводу эпизода с дарением усадьбы на Рублевке», поскольку «дарение было, у нас есть документ» - заявил Албуров. Однако уверенность Албурова, похоже, не найдет своих подтверждений, поскольку, как представляется, именно эта сделка как раз и будет в исковом заявлении.
12 апреля на страницах газеты «Ведомости», Алишер Усманов более подробно раскрыл детали «той самой сделки», которую Навальный и ФБК объявили «коррупционной». Оказалось, что «взятка» таковой не является, ибо имеет и обратную, причем, юридически оформленную сторону. Если кратко, то это похоже на обмен равноценными активами через договоры дарения, что широко применяется на рынке недвижимости, на что указали «Ведомости». При этом, у данной сделки есть прозаичное, точнее бытовое, скажем так, обоснование.
Как разъяснил Усманов, передача усадьбы на Рублевском шоссе фонду «Соцгоспроект» была коммерческой сделкой, связанной с присоединением другого участка к территории его загородного дома. По словам Усманова, усадьба предназначались для проживания его сестры, но та не стала в ней жить, посчитав дом слишком большим. От своего давнего знакомого по работе в «Газпроминвестхолдинге» Ильи Елисеева Алишер Усманов узнал, что фонд «Соцгоспроект» собирается развивать девелоперский проект у границ участка, на котором расположен дом самого Усманова. «Я же давно искал возможность расширить свой участок, где живу уже больше 20 лет, поэтому и предложил обменять их участок - 12 га - на участок моей сестры в отдалении от меня и с готовым домом», - уточнил бизнесмен. Фонд уступил Усманову пустой участок на Рублевском шоссе площадью 12 гектаров «по номинальной цене», а он передал «Соцгоспроекту» участок сестры и дом. Полученный от фонда участок Усманов оценивает в $50 млн. Участок площадью 4 гектара, переданный «Соцгоспроекту», по словам бизнесмена, стоит $15-20 млн, а дом - $30 млн. «Так что баланс примерно 50 на 50», - отметил Усманов. Где здесь в этой сделке Дмитрий Медведев – сказать сложно.
Однако не сложно представить ход возможного судебного разбирательства по этому эпизоду, когда все документы по данной сделке будут представлены в суде, и прокомментированы её участниками. Проблема ФБК в том, что выхватив одну составляющую, Навальный «не заметил» вторую часть, истолковав «Договор дарения» так, чтобы было «коррупционно», ну и красиво для потребителей.
«Если бы Навальный спросил у официальных лиц, представляющих интересы моих компаний, получил бы внятный ответ и ничего не нужно было бы выдумывать», – заявил Усманов. Позиция же ФБК в данном случае не слишком убедительна. Там считают, что «они не могли раскрывать карты», а телефона Усманова «у них не было». Получается, что раскопать сложнейшие схемы в ФБК смогли, а найти телефоны секретарей, помощников или юридической службы Усманова – нет. Удивительно.
Судя по всему, есть у Усманова и другие претензии к утверждениям Навального. Усманов, в частности, опроверг заявления Навального об участии в приватизационных сделках, на которых «сколотил свое состояние». По словам бизнесмена, он никогда не участвовал в государственной приватизации, а все свои активы приобретал «на свободном [вторичном] рынке по достаточно высокой рыночной стоимости у частных собственников». Единственный актив, приобретенный Усмановым и его партнерами у государства, - это лицензия на разработку месторождения Удокан, что стало одной из самых крупных сделок по приобретению права пользования недрами в России, - рассказал он. По словам Усманова, он не перестал быть резидентом России, где платит налоги и как физическое лицо, и как совладелец активов. Как физическое лицо Усманов заплатил в России с учетом налоговой декларации за 2016 год более 400 миллионов долларов. Бизнесмен также рассказал, что в последний период времени основной доход ему приносят инвестиции в высокотехнологичные компании за рубежом и в России. «Для меня действия Навального всегда были худшим примером того, что называется верхоглядством» - отметил Усманов.
Впрочем, гадать, что именно будет, а чего не будет, в исковом заявлении сейчас сложно – нюансов при подготовке к информационным спорам возникает множество, включая случаи снятия отдельных претензий уже в ходе самого процесса.