FLB: Одна из ключевых проблем агропромышленного комплекса – отсутствие качественного отечественного посевного материала. Россия 80% семян закупает за границей. При этом многомиллиардный оборот находится в руках мошенников
"
Российский рынок семян фатально зависим от иностранных производителей. Отечественная система генетики и селекции в земледелии потеряна? Таким вопросом задался обозреватель газеты «Совершенно секретно» Артем Иутенков.
По официальным заявлениям, продуктовое эмбарго, введённое Россией, стало существенным стимулом для развития российского сельского хозяйства. Однако одновременно были обнаружены слабые места в отечественных семеноводстве и селекции: оказалось, что 80% семян закупается за границей, и это не только приводит к миллиардам рублей недополученной прибыли, но и становится препятствием для дальнейшего роста, пишет журналист. Причём именно эти отрасли являются определяющими для роста сельского хозяйства и обеспечивают продовольственную безопасность страны. Корреспондент «Совершенно секретно» выяснял, в каком состоянии находится российский семенной рынок, во сколько оценивается, и кто его контролирует.
Действительно, одна из ключевых проблем отечественного агропромышленного комплекса – отсутствие качественного отечественного посевного материала. Согласно информации Минсельхоза РФ, доля посевов импортными семенами овощей на отечественных полях составляет от 40 до 80%. По данным таможенной статистики, представленной Минсельхозом РФ, в 2014 году на территорию РФ официально было завезено 122 тысячи тонн семян основных сельскохозяйственных культур на общую сумму 666,63 миллиона долларов, что по среднему валютному курсу составило 26 миллиардов 538 миллионов рублей. Эксперты по сельскому хозяйству, в частности рабочей группы «Честная и эффективная экономика» Общероссийского народного фронта (ОНФ), опасаются, что нестабильность рубля и, как следствие, рост цен на семена могут крайне негативно отразиться на дальнейших планах импортозамещения в отечественном сельском хозяйстве.
КУКУРУЗНО-СВЕКОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Ещё шесть лет назад для стимулирования роста отрасли и поддержки производства конкурентной продукции отечественных селекционеров эксперты предлагали обеспечить государственную поддержку и ввести квотирование импорта семян. Напомним, что доктрина продовольственной безопасности РФ предусматривает поэтапное снижение зависимости агропромышленного комплекса от импорта технологий, машин, оборудования и других ресурсов. В этой связи в декабре 2014 года правительство внесло дополнения в госпрограмму развития сельского хозяйства, согласно которым планировали до 2020 года обеспечить сельскохозяйственных товаропроизводителей семенами основных сельскохозяйственных культур, включая кукурузу, подсолнечник, сахарную свёклу, картофель, овощные и бахчевые культуры отечественного производства. Согласно этой программе, через два года самообеспеченность семенами дойдёт до уровня 75%, то есть российский рынок должен вырасти больше чем в 2 раза. Эксперты ОНФ утверждают, что благодаря этой программе в российском семеноводстве в последние годы произошли серьёзные качественные изменения, в первую очередь налажена система сертификации семян.
Однако остаётся множество нерешённых проблем – например, по-прежнему не разработаны механизмы привлечения инвестиций в отрасль. И без грамотной и перманентной поддержки государства здесь не обойтись. Среди доступных механизмов такой поддержки эксперты видят предоставление грантов, квотирование импорта, а также устранение неравных условий перемещения российских и иностранных семян по территории РФ.
По мнению бывшего ректора Российского государственного аграрного университета – МСХА имени К.А. Тимирязева, академика РАН Вячеслава Лукомца, для уменьшения зависимости от импорта также необходимо объединить науку и производство. «Сейчас они далеки друг от друга, к тому же в головах аграриев прочно засел стереотип о том, что импортное – значит качественное, а российское – наоборот. Отечественные учёные готовы это мнение опровергнуть. Вот характерный пример: до сих пор существует легенда, что иностранные гибриды лучше, урожайнее. Однако смотрите, что происходит на деле: в 1990 году урожайность отечественного подсолнечника составляла 25 центнеров с гектара (данные по Краснодарскому краю), а сейчас, когда 70% полей засеяно импортными семенами, урожайность остаётся на том же уровне. То есть если бы мы засеяли поля отечественными семенами, то при той же урожайности сэкономили бы миллиарды рублей, которые тратятся на закупку дорогостоящего импортного материала.
Президент Национальной ассоциации производителей семян кукурузы и подсолнечника Игорь Лобач видит выход из ситуации в квотировании импорта и приводит в пример птицеводство. «Давайте вспомним, что ещё пять–семь лет назад мы были вынуждены завозить в страну около 900 тысяч тонн куриного мяса, а сегодня уже сами способны его экспортировать. Сделать нужно было немного –установить квоты на ввоз птицы, по тому же пути можно пойти и в отношении семян. Конечно, не сразу и не по всем видам, но в том, что касается, к примеру, подсолнечника, кукурузы, нам вполне по силам процентов на 80 закрыть потребности российских аграриев отечественными семенами».
Возможно, предложение о необходимости установления квотирования импорта семян окажет поддержку внутрироссийскому производству. Однако эксперты предупреждают, что следует с осторожностью прибегать к такого рода механизмам и делать это исключительно при наличии отечественных конкурентных сортов. Одна из основных проблем, о которой говорят последние годы, – утеря научной школы, занимающейся селекцией. Правда, бывший председатель Государственной комиссии РФ по испытанию и охране селекционных достижений (Госсорткомиссия) Валерий Шмаль на этот счёт настроен оптимистично: «Говорить, что в России перестали выращивать семена, некорректно, практически во всех областях России остались НИИ и семенные лаборатории со своими сельхозмощностями. Нужно признать, что посевные площади сократились, но они есть и используются по назначению. Практически во всех почвенно-климатических зонах нашей страны существуют филиалы Госсорткомиссии, которые постоянно проводят испытания. Как это происходит: посев – выращивание – уборка – анализ полученных данных – решение экспертной комиссии о допуске или не допуске селекционного достижения к использованию».
СЕЛЕКЦИЯ И ГЕНЕТИКА В ЗАГОНЕ
У практика, директора знаменитого подмосковного Совхоза имени Ленина Павла Грудинина на счёт состояния российского семеноводства и селекции диаметрально противоположное мнение: «Производство посевного материала – это огромная индустрия, которая в России практически 25 лет не развивалась. Лидеры в этой сфере – американские компании, им удалось стать монополистами по одной простой причине: все остальные сдались, не рискнули делать огромные вложения на начальном этапе. Во всём мире система такая: фундаментальные разработки ведёт государство, через академические, научные и прикладные институты, дальше из генетических центров начальный материал получают частные предприятия, они его размножают и совершенствуют – делают «суперэлиту» или «элиту». В 1998 году, почти 20 лет назад, я был в американской многоотраслевой транснациональной компании MonsantoCompany, которая является мировым лидером биотехнологии растений. Уже тогда у них были лаборатории, позволяющие создать любую климатическую зону, не выходя из помещения: буквально от минус 70 до плюс 70, была возможность создавать любые погодные условия, например тропические ливни, возможность сделать различные почвы. Всё это позволяет многократно увеличивать скорость выведения новых сортов. В России таких лабораторий нет вообще, их просто не существует, отставание от американцев сегодня составляет десятки лет, и это не преувеличение. Это значит, что Россия всё больше и больше будет становиться зависимой от импортных семян. Когда в науку не вкладываются деньги, надеяться на то, что учёные преподнесут вам новейшие разработки гибридов или семян, которые будут конкурентоспособными, по крайней мере наивно. Правительство несколько лет назад пообещало поддержку селекционерам, было объявлено, что будут создаваться семенные центры, финансово и технологиями поддерживать семеноводческие направления, но дальше строительства селекционных центров дело не пошло. При этом труд в этой сфере низкооплачиваемый: сегодня у заведующего сортоиспытательного центра зарплата – 6 тысяч рублей, трудно от него ждать научных открытий, тем более думать, что за эти деньги он будет серьёзно относиться к своим обязанностям.
Раньше генетике и селекции уделяли повышенное внимание, но сейчас эти отрасли финансируются государством по остаточному принципу. Вывод такой: система генетики и селекции в земледелии, которая в советское время строилась десятилетиями, потеряна. Тогда существовало большое количество своих собственных сортовых семян, не уступающих мировым аналогам. В какой-то момент все исследования в этой области просто остановились, и стали использовать потребительский принцип – всё необходимое и технологичное купим за рубежом. Но не учли важное обстоятельство – что импортные семена специально делают так, чтобы через год эти растения не давали потомства».
ФАЛЬШАК В КРАСИВОЙ УПАКОВКЕ
Главный редактор газеты «Ваши 6 соток», первый заместитель председателя Комитета по информационной политике Государственной думы ФС РФ VI созыва Андрей Туманов подтвердил газете «Совершенно секретно», что раньше в СССР была выстроена научно-промышленная вертикаль в семеноводстве, плюс работали контролирующие органы, а теперь в стране всё отдано на откуп коммерсантам:
«В Советском Союзе была серьёзно налажена селекционная работа, сейчас мы живём на каких-то остатках, отголосках достижений тех селекционеров, кардинальных прорывов в этой отрасли не было уже давно. Россия, скорее всего, уже навсегда отстала от лидеров в области биотехнологий. При этом теплится иллюзия, что у нас в стране есть великолепные агрономы и селекционеры. Есть, но что они могут сделать без современных технологий?
«Главный садовод» России Андрей Туманов уже много лет борется за качество семян
Когда эта отрасль рухнула, на смену пришли семеноводческие фирмы, по сути суррогатные производства, которые не занимаются селекцией, а промышляют фасовкой, а затем продажей иностранных семян. Некоторые из этих фирм содержат плантации, где выращивают семена, но это скорее для отвода глаз, чтобы пустить пыль – журналистам и чиновникам, но никак не для промышленного производства. Большинство семян закупаются за границей – в Голландии, Польше, Китае, Дании, Чехии. Подтверждением моих слов будет то, что вы нигде на пакете не увидите, где выращены семена, – там указывается только адрес фасовщика, но нет производителя семян. Сейчас 80% семян не выращивается в России. Даже если написано, что это отечественные семена, скорее всего, они у нас просто фасуются в упаковку, и определить, откуда они – сложная лабораторная процедура.
На рынке семян большое количество некондиционной продукции, которая на жаргоне садоводов называется «фальшак». Шесть лет назад я как председатель Московского союза садоводов говорил об остроте этой проблемы. Но с тех пор всё стало ещё хуже. За это время жёстко монополизировался даже рынок продажи семян. И он стал не конкурентоспособен для честных продавцов. У нас, если честно работать, скорее всего, прогоришь. Хорошие семена стоят дорого. Можно купить килограмм семян за 5 тысяч долларов, а можно за доллар или вообще бесплатно взять, тебе ещё их и поставят (какие-то старые семена из каких-то госрезервов, которые списываются, их надо увозить на свалку и тратить на это какие-то деньги). За границей налажена строгая система контроля семян, обойти её, сфальсифицировать – себе дороже. В России это обычно бывает так: купили партию хороших семян, получили сертификаты в Россельхознадзоре, а в процессе фасовки перемешивают с семенами того же сорта, но просто классом ниже. И это в лучшем случае.
Многие дачники жалуются, что покупали семена фиалок жёлтого цвета, а вырастают синие, покупают синие, а вырастают красные. В связи с этим вспоминается давняя, но громкая история. Вдруг масштабно возникла фирма, которая работала под брендом Хабаровского НИИ семеноводства и овощеводства имени Эдельштейна. Продавали очень дорогие семена, в очень красивых упаковках с красивыми картинками. При этом продавали семена для растений, которых вообще не существует в природе, – типа многолетней моркови, алкионы – гибрид перца и помидора, фиолетовые розы и так далее. Я специально проверял: на деле по пакетикам были расфасованы семена сорняков, собранных где-то в степях Калмыкии. Чтобы предотвратить откровенное мошенничество, я обратился в МВД, мне сказали – это хабаровский институт, обращайтесь в Хабаровск. Переадресовываю жалобу в Хабаровск – отвечают, что такого института не существует. Куда дальше писать? Выходит, что мошенники, занимающиеся торговлей поддельными семенами, практически неподсудны, а самое главное, неинтересны правоохранителям. Большинство обманутых потребителей не поднимают шума. Действительно, небольшие суммы, для каждого покупателя 200–300 рублей. Пытался в своё время создать прецедент, но сразу понял, что бесполезно. Ни разу в современной России не наказали крупных поставщиков за фальсификацию семян, за обман потребителя».
ТЕНЕВОЙ МИЛЛИАРД ДОЛЛАРОВ
По разным оценкам, оборот рынка семян и саженцев в нашей стране доходит до миллиарда долларов в год. Большинство этих денег находится в теневом секторе, для этого создаются серые схемы и торговые мошеннические структуры. Например, как рассказал Андрей Туманов, среди садоводов хорошо продаётся продукт «малиновое дерево». Некоторые не задумываются, что такого растения просто не существует: селекционерам удалось создать штамбовые сорта малины с жёсткими неполегающими побегами, по сути, этот обманный маркетинговый ход помогает в несколько раз дороже продавать обыкновенные малиновые кусты.
Мошенники постоянно совершенствуют технику обмана доверчивых садоводов. Некоторых выявляют и даже пытаются наказать. Но таких случаев действительно в масштабах страны немного, а штрафы, которые им выписывают по административным делам, настолько малозначительны, что на каждое закрытие «левой» торговой точки открываются несколько новых. Контроль символический.
Так, в августе 2016 года прокуратура Промышленного района города Смоленска сообщила, что на рынках, ярмарках и развалах города появились саженцы и луковицы диковинных цветов всевозможных расцветок, которых не существует в природе. Например, мошенники предлагают за символическую сумму купить луковицы синей и голубой лилии, пирамидальную, штамбовую, вьющуюся (ампельную) лилии, лилии, на стебле которых распускаются больше полусотни бутонов. И это при том, что пока селекционерам так и не удалось вывести такие диковинные цветы. В первом полугодии того же 2016-го государственными инспекторами внутреннего карантина растений и семенного контроля Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея при проведении контрольно-надзорных мероприятий 250 граждан, «осуществляющих реализацию семенного и посадочного материала без документов, подтверждающих их качество», были привлечены к административной ответственности. Для сравнения: редактор газеты «Ваши 6 соток» Андрей Туманов вспомнил короткую историю о том, как боролись с мошенниками в столице чуть менее 30 лет назад: «В 1988 году в Москве с поличным задержали продавца Валентину Дудареву и заведующую магазином №4 «Семена» Валентину Никонову. При обыске у них в сумках были обнаружены около тысячи пакетиков с семенами огурцов. Экспертиза показала, что вместо сортовых семян женщины продавали семена неизвестного происхождения, сами расфасовывали по пакетикам и ставили поддельные печати. У кого женщины брали поддельный товар, следствию установить так и не удалось. В итоге заведующая получила восемь лет тюрьмы с конфискацией имущества, а продавщица – семь лет. А у нас теперь тоннами продаются семена неизвестного происхождения. Весь коммерческий риск – административная ответственность».
Личный опыт Тимофея Иутенкова, начинающего садовода (14 лет), который всерьёз интересуется растениеводством:
– Долго выбирал разные варианты посадки, решил выращивать растения с помощью рассады, поскольку это относительно недорогой вариант, правда, довольно трудоёмкий. Но компенсируется это тем, что это очень интересное занятие: вырастить растение из семени – это потрясающее чувство, только так можно почувствовать себя настоящим садовником и земледельцем.
Зная о проблемах с семенами, к их выбору подошёл серьёзно – пришлось облазить весь Интернет и расспросить знакомых садовников. Некоторые нашёл в садовом центре, но всё же большинство пришлось заказывать в Сети. Но не все семена оказались качественными, по моим ощущениям, не получилось вырастить Дихондру по вине производителя, который продал некачественные семена.
Есть и другие претензии: производители не всегда указывают достоверную информацию о всхожести и других особенностях растения. Отталкиваясь от моего небольшого опыта, могу отметить, что самые известные российские и даже мировые бренды на деле могут оказаться некачественными, в результате – впустую потраченные деньги, но самое обидное, что на нет сводится тяжёлый труд садовода. "