"Компании, связанные с акционерами "Сибнефти", жалуются премьер-министру на нефтяную госкомпанию "Роснефть". Они уведомили Михаила Касьянова о "сомнительных сделках" госкомпании и требуют провести аудит ее взаимоотношений с "дочками". В самой "Роснефти" считают, что оснований для таких претензий вообще не существует.
13 марта фирмы Gregory Trading и Richard Enteprises, представляющие интересы акционеров "Сибнефти" и являющиеся миноритарными акционерами "Ставропольнефтегаза", объявили о создании ассоциации по защите прав акционеров "дочек" "Роснефти" от материнской компании. Почти сразу же компании, входящие в ассоциацию, написали премьер-министру письмо с жалобой на "Роснефть". Его подписали еще и инвестиционные компании "Русские инвесторы" и "Атон".
В письме премьер-министру, копией которого располагают "Ведомости", сказано, что "Роснефть" получает дополнительную прибыль, приобретая нефть у своих "дочек" по заниженным ценам. По мнению миноритариев, прибыль эта идет отнюдь не крупнейшему акционеру холдинга - государству, а на "заключение сомнительных сделок". В письме разъясняется, что "Роснефть" покупает акции своих "дочек", а через "короткий промежуток времени" продает "третьим лицам с предоставлением им льготных отсрочек, т. е. кредитуя этих лиц более чем на 300 дней".
Представитель ассоциации заявил "Ведомостям", что располагает подтверждающими документами и, если потребуется, вся информация будет представлена Касьянову. "Мы не пытаемся ни в чем обвинять "Роснефть", - говорит источник. - Просто у нас есть много вопросов к этой компании, и мы хотим получить на них ответ от тех же аудиторов". По его словам, из якобы имеющихся у него документов следует, что в декабре 1999 г. "Роснефть" купила у фирмы Fleming Finance 2 578 434 акции (около 3% от уставного капитала) "Сахалинморнефтегаза" за $6,8 млн. В октябре 2000 г. эти акции по той же цене были переуступлены дружественной менеджменту "Роснефти" фирме Cheslow. "Роснефть" нефтяная компания или брокер? " - вопрошает собеседник "Ведомостей".
Другой его пример касается "Пурнефтегаза". По его словам, в конце августа - начале сентября 1999 г. "Роснефть" купила 1,2 млн акций (около 1% от уставного капитала) "Пура", а в ноябре 1999 г. продала их фирме TCL International. В этот же день ТСL получила от "Роснефти" 2,42 млн акций "Находканефтедобычи", купленных госкомпанией незадолго до этого у Oriental Petrol. Подобным образом TCL получила и акции "Алтайнефтедобычи". Причем во всех случаях TCL International предоставлялись отсрочки по оплате от 180 до 540 дней.
"Такие большие отсрочки без каких-либо гарантий и обеспечений просто так не даются, и мы хотим выяснить, с какой целью это делалось. Ведь "Роснефть" фактически кредитовала постороннюю для нее компанию".
По словам руководителя пресс-службы "Роснефти" Александра Степаненко, "ни этих, ни каких-либо других сделок, наносящих ущерб интересам "Роснефти", не было, а любые бумаги, якобы подтверждающие их наличие, - липа, а любые утверждения - ложь".
"Если бы подобные документы существовали в действительности, они бы уже давно находились в распоряжении государственных контрольных органов, - говорит он. - Ситуация, при которой документы попали к каким-то мелким предпринимателям, контролируемым олигархическими структурами, и при этом их нет в государственных контрольных органах, невозможна". Степаненко напомнил, что финансовую деятельность "Роснефти" ежегодно проверяют налоговые органы, Счетная палата и международные аудиторские компании и все сделки, требующие согласования совета директоров, всегда на нем обсуждаются. "Вызывает умиление трогательная забота мелких предпринимателей, контролируемых олигархическими структурами, об интересах государства. Ни один человек в здравом уме в это не поверит", - говорит Степаненко.
Тем не менее "Роснефть" уже проводила подобные сделки. По данным ФКЦБ, летом прошлого года доля "Роснефти" в уставном капитале "Сахалинморнефтегаза" снизилась с 60,33% до 53,52% в пользу некого ООО "Трейд Инвестмент". Тогда Александр Степаненко сказал "Ведомостям", что этот пакет был "передан в доверительное управление". Один из членов совета директоров "Роснефти" (все они - чиновники) заявил "Ведомостям", что вопрос о подобных сделках с акциями ни разу не выносился на обсуждение совета. А официальных обращений миноритариев, по его словам, члены совета пока не получали.
"С одной стороны, непрозрачная политика "Роснефти" с акциями "дочек" на фондовом рынке аморальна по отношению к ее миноритарным акционерам, - говорит Стивен Дашевский, аналитик "Атона". - С другой стороны, схема, когда акции передаются временно аффилированным компаниям, чтобы те голосовали по указаниям "Роснефти", несомненно. были выгоды государству. И делались компанией, чтобы угодить последнему"."