Законодательство о выборах заметно либерализируется
FLB: Стартовал очередной избирательный цикл. Помимо того, что чуть больше, чем через год мы будем избирать президента страны, в сентябре пройдут десятки выборов регионального и сотни выборов муниципального уровня. И возможно все они будут проходить по новым правилам.
" Фото: Одно из главных преобразований, максимальный охват участков вебкамерами и он-лайн контроль за избирательным процессом.Источник.
В Государственную Думу депутатами Андреем Клишасом и Андреем Широковым внесён законопроект, цель которого – значительная либерализация избирательного процесса. Если эта инициатива будет принята, изменения коснутся очень многих сторон работы, как избирательных участков, территориальных, то есть самых близких к избирателю, первичных, избирательных комиссий, работы наблюдателей на выборах, работы журналистов и ещё много чего.
В первую очередь скажем о кандидатах. Более чем в семь раз будет уменьшено количество подписей, которые должен предоставить кандидат-самовыдвиженец. С 2 миллионов до 300 тысяч. Так же и для непрошедших в Думу партий для выдвижения своего кандидата понадобится всего 100 подписей избирателей.
Так же гораздо менее строже законодательство будет относиться к самой подписи в подписном листе. Если будут какие-то неточности в указании реквизитов места жительства, и эти неточности не будут препятствовать однозначному определению адреса подписавшегося, подпись не будет признаваться недействительной.
Так же, если некий гражданин захочет участвовать в выборах в качестве кандидата, его работодатель, или руководитель учебного заведения, где учится этот гражданин, даже командир воинской части, если человек проходит действительную или альтернативную службу, обязаны освободить его от обязанностей с того момента, как этот гражданин будет зарегистрирован в избиркоме и до момента официального объявления результатов выборов.
Следующее значительное упрощение существующей системы станет отмена списка наблюдателей, закреплённых на одном участке, и вообще ограничения по отношению к наблюдателю, обязывавшему его работать в день выборов только на одном участке.
Наблюдатели, согласно внесенным поправкам получат возможность свободного доступа во все помещения, где проводится голосование или подсчёт голосов. Так же они будут иметь право «осуществлять наблюдение, как непрерывно, так и в любые удобные для них промежутки времени».
Таким образом, работа наблюдателей будет значительно упрощена, особенно это касается наблюдателей от оппозиционных течений, которые зачастую, попросту испытывают нехватку людей на выборах.
Среди мер по обеспечению гласности и прозрачности избирательного процесса предлагается ввести электронный бюллетень, форму и текст которого предлагается оставить на разработку ЦИКа.
Средства массовой информации будут вольны приглашать в эфир, публиковать на своих страницах материалы с участием кандидатов, освещающие их деятельность и деятельность их партий, не важно, все ли кандидаты будут упоминаться или участвовать в этих передачах, статьях, или ток-шоу.
Так же журналисты получать право беспрепятственно работать на избирательных участках, вести там съёмку, трансляцию, и осуществлять другие виды профессиональной деятельности.
При этом представители СМИ получат право работать даже при подсчёте голосов, правда, предварительно аккредитовавшись на конкретный избирательный участок.
Так же законопроект оговаривает максимальный охват избирательных участков веб-камерами. Они должны быть установлены на всех, скажем так, обычных избирательных участках. Исключение составит такая «экзотика», как участки на судах, совершающих плаванья, в военных частях, местах лишения свободы, и заграничные избирательные участки.
Чтобы участки стали ближе к избирателю, планируется разукрупнять их по упрощённой схеме, в особо критичных случаях, момент вычленения нового участка из старого, может произойти не позднее семидесяти дней до момента выборов. Ранее закон устанавливал временную границу для осуществления подобной акции – за пять лет до дня голосования.
Избиратель, находящийся вне избирательного участка, где он официально зарегистрирован имеет право по упрощённой схеме обратиться в местный избирком, не позднее, чем за три дня до голосования, и ему будет предоставлена возможность зарегистрироваться по месту фактического пребывания и проголосовать на выборах.
Если же гражданин подал заявку о регистрации сразу в несколько комиссий, его заявки отклоняются, а если где-то ему удалось зарегистрироваться дважды и дважды проголосовать, на него будет наложен штраф в 30 тысяч рублей. Так же члены избирательной комиссии, выдавшие избирателю заполненный бюллетень или при повторной выдаче одному и тому же избирателю бюллетеня, будут штрафоваться на 30 тысяч, при выявлении неоднократного нарушения подобного рода – на 50 тысяч."