Расследование FLB: Интернет-бизнес может нанести непоправимый ущерб издателям в Германии, если Берлинский суд пересмотрит федеральный закон об авторском праве 2013 года в пользу мегапоисковика Google
"
В ФРГ намереваются пересмотреть федеральный закон об авторском праве 2013 года, согласно которому Google и прочие поисковики обязаны оплачивать немецким издательствам за публикации с использованием материалов издательств в поисковой выдаче. Отмечается, что данный закон показал свою неэффективность, в частности, Google Inc. отказался осуществлять взносы, ссылаясь на то, что, по мнению представителей американской компании, данный закон не работает.
Напомним, что еще в январе 2015 года Еврокомиссия заявила, что планирует заставить технологические американские компании выплачивать НДС. В частности, Google и Microsoft должны впредь платить налоги везде, где они работают, в том числе внутри ЕС. Поэтому планируется ввести налог на территории всего Евросоюза.
Поисковик Google сыграл свою игру, о чем неоднократно писал Bloomberg.
«Такие меры сделают интернет местом с информацией, которая будет легализована раньше, чем она успеет найти свою аудиторию», — заявила Google. Компания считает, что за соблюдением закона должны следить сами правообладатели. Google считает, что инновации и партнерство, а не обременительные ограничения являются ключом к разнообразию и устойчивому развитию информационного сектора в ЕС.
Относительно нынешней темы напомним, что после принятого в Германии в 2013 году закона об авторском праве, когда поисковик имел право отображать в выдачах Google News только фрагменты статей и «некоторые отдельные слова», началась борьба местных издателей с компанией Google.
На фото директор Google Germany Филипп Юстус
Так, Филипп Юстус (директор Google Germany) на официальном германском блоге Google Product октябре 2014 года выступил с заявлением , что: «Отныне мы не намерены на наших сервисах отображать фрагменты нескольких известных сайтов, которые являются издателями VG Media (hoerzu .de, bunte .de, bild .de) в соответствии с их желанием, чем избежим юридических рисков. Эти страницы будут представлены только заголовками и ссылками на материалы. Мы сожалеем об этом, но каждый из владельцев вправе выбирать, в каком именно виде и объеме он хочет видеть свои материалы на сервисах поисковика».
Конфликт между мировым поисковиком и немецкими издателями, входящими в консорциум VG Media, дошел до того, что последний подал в суд на Google. Если в поисковых выдачах будут отображаться авторские материалы статей, издатели желают получать 11% всех доходов Google, что поисковый сервис получает от таких публикаций (газетные и журнальные материалы). Попытка провести «налог на Google» через немецких законодателей, предпринятая недавно немецкими издателями, пока не получилась и они решили действовать через суд.
Национальные поисковые сервисы вовсе отказались иметь дело с издательскими сайтами при «наличии на них любого вида лицензирования и авторских прав». В список таких сайтов попали два десятка новостных агрегаторов и интернет-журналов.
Со своей стороны Google говорит о том, что он «обеспечивает трафик и, как следствие, прямые и косвенные доходы газетно-журнальным сайтам в Германии, чего издатели вовсе не ценят».
Вот почему в сентябре 2016 года Генеральный директор немецкого издательского дома Axel Springer Матиас Депфнер поделился поистине апокалиптическими взглядами на будущее традиционных СМИ. Он предупредил, что многие из них умрут, если не договорятся с ведущими интернет-компаниями. Об этом подробно рассказывала газета «Ведомости».
На фото: Гендиректор Axel Springer Матиас Депфнер Krisztian Bocsi / Bloomberg
В интервью Financial Times Депфнер сказал, что горячо поддерживает новые правила Еврокомиссии в области авторского права. Президент комиссии Жан-Клод Юнкер 15 сентября 2016 года заявил, что авторы, исполнители и журналисты должны больше зарабатывать на распространении своих произведений в интернете, в том числе на платформах Google и Facebook и т. п. Интернет-компании обяжут сообщать, сколько они заработали на их произведениях. Еврокомиссия обсуждает, не стоит ли присвоить новостным СМИ статус правообладателя. Тогда они получат эксклюзивные права на свои сообщения и смогут требовать отчисления с интернет-гигантов.
Депфнер предупредил: если изменения в законодательство и будут приняты, а отношение к издателям со стороны технологических компаний не изменится, последствия для издателей и общества будут катастрофическими.
В Google же заявляют , что новый европейский законопроект навредит не только ей, но и стартапам, пытающимся построить бизнес на агрегации новостей. Google поддержали в Mozilla Foundation, в отраслевых и правозащитных ассоциациях.
Собственно «налог на Google», являющийся воплощением основной идеи новых поправок, заключается в том, что поисковые сайты и системы будут серьезно ограничены в выдаче информации по поисковым запросам, связанным с новостной лентой, поясняет служба информации Copyright.ru .
Сегодня эти выдачи существуют в виде частей - анонсов оригинальных материалов без выплаты авторского вознаграждения, что раздражает правообладателей-издателей и они готовы требовать, в частности, от Google финансовую компенсацию за использование их контента в Интернете.
В данный момент вопрос о модернизации законодательства о защите авторских прав находится на рассмотрении в правительстве ФРГ. При реализации специального сбора вознаграждения местные издатели сумеют увеличить свои прибыли, но работа поисковых сайтов на территории Германии будет, скорее всего, приостановлена. Регулярно выплачивать немалые суммы за использование в поисковых выдачах чужого контента мегапоисковик скорее всего не будет. Тому пример – ситуация в Испании, где подобные законодательные нормы были введены не так давно.
Берлинский суд, как пишет Handelsblatt global , может пересмотреть свой же закон. Если закон 2013 года будет признан недействительным, чего и добивается Google, и в результате поисковик не будет платить налоги, то ситуация сложится не в пользу местных издательств.
Здесь напомним, что с 1 января 2017 года иностранные компании, продающие через интернет электронный контент на территории РФ, обязаны платить налог на добавленную стоимость (НДС) . Об этом тогда же проинформировало РИА ФАН .
Так называемый закон о «налоге на Google» был подписан президентом РФ Владимиром Путиным в начале июля 2016 года. Он призван выровнять условия для российских и иностранных интернет-компаний.
Раньше НДС платили только фирмы, зарегистрированные в России. Теперь же и иностранные компании должны пройти регистрацию в специальном электронном учете Федеральной налоговой службы.
Предполагается, как писала газета «Известия», что введение НДС для иностранных компаний принесет в бюджет до 10 млрд рублей ежегодно. В случае невыполнения требований, иностранные компании будут нести ответственность за незаконное предпринимательство.
Напомним вслед за «Газетой.RU», что новый законопроект предусматривает НДС для следующих видов сервисов и продуктов:
— программы, приложения и игры — базы данных — рекламные площадки — онлайн-аукционы — платформы для размещения предложений о продаже товаров и услуг — хранение данных — хостинг-провайдеры — регистрация доменов — автоматизированные услуги поиска — digital goods (цифровые книги, музыка, аудиовизуальная продукция, графические изображения) — статистика посещений сайтов
Продажа баз данных на материальных носителях, товаров, которые доставляются без использования интернета и предоставления доступа к интернету, не относится к этому списку.
Но и тут Google собирается играть по своим правилам, обходя закон. Так, газета «Ведомости» еще 1 декабря 2016 года рассказала, что мегапоисковик включил НДС в счета пользователей Рунета. Так, до нового года издание «Хабрахабр» сообщило, что похожие письма начали получать пользователи и других сервисов Google – например, Google Cloud Platform, Firebase и API. Правда, с этими сервисами ситуация несколько иная. Google сообщил пользователям, что с 7 декабря 2016 г. сервисы Google Cloud Platform, Firebase и API можно будет использовать в России только в коммерческих целях. В связи с этим компания поменяет тип их аккаунтов с физических лиц на юридические.
В связи с нынешней ситуацией с германскими СМИ, любопытно, как выстроятся отношения компании Google с законодательством ФРГ, как это изменит ее позиции в Европе, и как выстроятся отношения с российским законодательством.