"Подавляющее большинство публичных и непубличных скандалов, так или иначе, связаны с переделом собственности. Причем используется здесь достаточно стандартный набор приемов и методов. В этой связи попытка взять под контроль одно из высокотехнологических производств области АО "Моторостроитель" весьма деликатно, без вмешательства в состав собственников, выглядит особенно необычно. Вот как это делалось.
СПРАВКА Летом 2001-го года в Самарской области появилось новое предприятие "Самара-Авиагаз". Производственные площади которого разместили в одном из пустующих цехов завода "Строммашина". Профиль "Авиагаза" был обозначен как - производство ГПА - газоперекачивающих агрегатов. Главным и постоянным заказчиком которых является суперконцерн "Газпром". Интерес к новому производству состоял в следующем. Стоимость одного газоперекачивающего агрегата - от трех до шести миллионов долларов, в зависимости от модификации, а ежегодная потребность в них одного только "Газпрома" исчисляется десятками штук.
Получению высоких прибылей мешала одна проблема. Этот рынок готовился занять, причем практически монопольно, самарский завод "Моторостроитель" в кооперации с пермским научно-производственным объединением "Искра".
Основной компонент установки, ракетный двигатель они могли произвести без проблем, проблемой был запуск агрегата в серийное производство. Исправить этот момент и поставить ГПА в серию решили владельцы "Авиагаза". Сложность заключалась в том, что при сборке только корпуса газоперекачивающего агрегата используются 40 тысяч крепежных деталей. Такими возможностями "Авиагаз" не обладал по определению. "Моторостроитель" же от сотрудничества отказался, решив запустить установку в серию самостоятельно.
Тогда учредители "Авиагаза" и близкие к нему структуры пошли другим путем. По словам директора "Моторостроителя" Игоря Шитарева, в подконтрольных СМИ была развернута активная антишитаревская компания, а псевдоконкуренты стали переманивать высококлассных специалистов из "Моторостроителя" в "Авиагаз", обещая им фантастические заработки.
СПРАВКА В ближайшее время, после завершения разработки 12-ти мегаваттного газоперекачивающего двигателя, акционерное общество "Моторостроитель" станет единственным в России предприятием, выпускающим весь перечень необходимых для "Газпрома" двигателей. Цех по конечной сборке самих агрегатов тоже готов к эксплуатации. Если судить по уже имеющимся у "Моторостроителя" заказам, выпуск ГПА в этом году по сравнению с прошлым возрастет в 2 раза. Для сравнения, за весь год "Самара -Авиагазу" ни одного заказа у "Газпрома" получить не удалось. На первый взгляд вся история - обыкновенная неудача с запуском нового производства. Однако у нее есть подоплека. Достаточно взглянуть на состав учредителей странного предприятия "Самара - Авиагаз".
СПРАВКА В числе учредителей нового производства обозначились знаковые в Самарской области лица: сын губернатора Алексей Титов и несколько очень близких к главе области людей. В числе которых известные бизнесмены и политики: генеральный директор Средневолжской межрегиональной управляющей энергетической компании Владимир Аветисян, депутаты Губернской Думы Олег Дьяченко и Андрей Кислов. А также бывший заместитель директора АО "Моторостроитель" Валерий Николаев. Фактически, "Моторостроителю" предлагалось поставлять на "Авиагаз" почти готовые изделия, на которых перед продажей оставалось только, образно говоря, закрутить последние гайки. Любой экономист знает, что основную прибыль получает тот, кто реализует конечный продукт.
"Моторостроителю " отводилась роль обыкновенного субподрядчика. Такая схема чревата весьма серьезными последствиями для завода. Сейчас производство ГПА составляет 60 процентов от общего объема выпускаемой здесь продукции. В перспективе - будет составлять 70.
Потеря контроля над реализацией агрегатов, а значит финансовыми потоками, в объеме порядка 50 миллионов долларов ежегодно, автоматически превращало бы завод-гигант в высокотехнологичный сырьевой придаток небольшого "Авиагаза".
Однако "Моторостроитель" на сделку не пошел, а Шитарев войти в число учредителей "Авиагаза" категорически отказался.
Как показывает уже вошедшая в традицию самарская практика, в таких делах, после предоставления помощи в виде личных связей в Газпроме и производственных мощностей, компаньон в итоге рискует остаться не у дел. Вспомните ту же семью Калмыковых, господина Бородулина, Мазалова и других некогда близких к губернаторскому окружению людей.
Попытка такого передела собственности тем более удивительна, ибо Игорь Шитарев де факто - в Самарской губернии промышленник номер один. Поскольку возглавляет Союз работодателей области и представляет их интересы в трехсторонней комиссии, куда входят профсоюзы и администрация области. По сути, он тоже человек из окружения губернатора.
Приведем свою версию данного парадокса. В последние два года губернатор Титов практикует особенно активную семейную экспансию по продвижению и закреплению на самарском рынке самых верных соратников. Остальные не в счет.
Под контроль губернаторской семьи и ее ближайшего окружения попали практические все наиболее прибыльные отрасли губернии. При этом на предприятиях избиравших свой путь развития по странному стечению обстоятельств менялось руководство. Некоторые компании были развалены и отжаты, как Авиационный завод, другие, такие как банк "Солидарность", компания "Смартс" и прочие, более чем успешно работают.
Применительно к небольшой группе самых сильных и независимых предприятий продолжаются попытки войти в их состав или взять под контроль часть их высокодоходного рынка. Крупнейшие из этого числа - это "АвтоВАЗ", ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс" и акционерное общество "Моторостроитель". При этом даже тертые промышленники шокированы темпами передела областной собственности. Которые сравнивают с жором изголодавшейся за зиму щуки.
"