Новости FLB: Июльское восстание в Турции оказалось полезным в первую очередь для правительства Эрдогана. Под эту сурдинку, оно может решать любые свои экономические проблемы, и, конечно же, за чужой счёт. На этот раз за счёт Газпрома, то есть России.
Как сообщает «Коммерсант», крупнейшая частная компания, торгующая газом на турецком рынке – Akfel Holding, национализирована. Причина – подозрения со стороны властей, в том, что холдинг связан с организацией Фетхуллаха Гюлена, турецкого проповедника-эмигранта, от имени которого выступили бунтовщики, пытавшиеся свергнуть Эрдогана летом этого года.
По сути Akfel Holding был для Газпрома эдаким экономическим плацдармом, отчасти позволявшим напрямую работать с конечным турецким потребителем и этот успех планировалось развивать. Однако объём инвестиций в эту структуру был не очень большим. Газпром владел примерно 30% акций компаний составлявших примерно половину активов холдинга. Помимо этого он приобрёл опцион на приобретение 50% акций крупнейшей компании, входящей в Akfel Holding.
Опцион, это финансовый инструмент, позволяющий гарантировать покупателю определённую цену товара, если сделка по его покупке состоится. Однако этот инструмент не гарантирует сам факт того, что эта сделка произойдёт.
Опционы на покупку активов каких-либо компаний редко, а правильнее будет сказать, никогда не покупаются в условиях, когда переговоры о сделке не перешли в фазу конкретных договорённостей, а это значит, что эти договорённости были, но турки сделали ловкий ход, и нас просто обманули.
И, похоже, сделки, в надежде на которую был приобретён опцион, гарантированно не будет.
В самом начале операции ВКС РФ в Сирии мы писали о том, что Турция ведёт активную торговлю углеводородами с ИГИЛ и одна из главных задач наших военно-воздушных сил – положить конец нелегальному поступлению дешевой нефти на мировой рынок.
Приносить плоды операция наших ВКС в Сирии начала с первых же дней. Журнал «Мировая энергетика» уже в марте этого года писала, что частный сектор нефтегазового рынка в Турции уже начал испытывать дефицит объёмов продукции. В этот период, кстати, отношения между Россией и Турцией охладели до предела и поставки со стороны Газпрома резко сократились. В частности отмечалось, что в первую очередь от этого страдает Akfel Holding.
Турки попробовали поискать новых поставщиков, но тот объём газа, который готова выводить Россия даже на такой локальный рынок, как Турция, никто из доступных поставщиков просто не в состоянии заместить.
В итоге Турция «включила заднюю скорость» и пошла на восстановление контактов с Россией. Одним из примеров этого разворота в отношениях стали российские активы в структуре частного турецкого холдинга.
Однако новости из Алеппо, где сначала была блокирована, а затем частично уничтожена, а частично удалена крупная группировка исламистов, вынудили правительство Эрдогана, которое, как известно, стремится к исламскому ренессансу в стране, предпринять в отношении России какие-то ответные действия. Ведь вопрос о национализации Akfel Holding звучал ещё в начале декабря, и не стал для России неожиданной новостью.
Но исламисты – ненадёжные союзники. Вчера в Анкаре был убит русский посол, и вопрос собственности российской компании на этом фоне турецкой стороне не удастся оставить подвешенным в воздухе.
Эрдоган в очередной раз сыграл сам против себя. Турции необходимо сотрудничество с Россией. Убийство нашего посла недопустимый и непростительный шаг.
Правительство России понимает все эти моменты не хуже нашего и найдёт способы реализовать все эти факторы с максимальной пользой для процветания нашего народа.