«Репетируя Прокофьева: Сказ про то, как шут семерых шутов перешутил»
Новости культуры на FLB: Спустя 100 лет Петербург увидел новое прочтение спектакля Сергея Прокофьева и Сергея Дягилева. Свое видение балета представил Шевалье и Офисьель Ордена Искусств и Литературы Франции Режис Обадиа. Перед зрителем – произведение совсем нешуточного содержания
"
В 1914 знаменитый устроитель Русских сезонов в Париже С. Дягилев заказал Прокофьеву балет из времен русского язычества. Прокофьев внимательно прочел собрание русских сказок, сделанное известным исследователем и собирателем русских сказок А. Афанасьевым (1826—1871) и на их основе вместе с Дягилевым разработал либретто.
На фото: Сергей Прокофьев и Сергей Дягилев
Премьера спектакля «Шут» состоялась в Париже в мае 1921 года. В последующие годы балет неоднократно ставился разными хореографами и имел счастливую сценическую судьбу. Почти 100 лет спустя в Петербург прибыл Шевалье и Офисьель Ордена Искусств и Литературы Франции Режис Обадиа. Теперь француз решил представить русской публике свое видение балета Прокофьева в современной хореографии. Либретто спектакля «Репетируя Прокофьева: Сказ про то, как шут семерых шутов перешутил» имеет совсем не шуточное содержание.
В спектакле, представленном гостям V Санкт-Петербургского международного культурного форума 2 декабря 2016 г., сливается музыкальное безумие Прокофьева и сумасшедший темперамент современной хореографии Режиса Обадиа. Картины сменяются стремительно, балетные артисты на сцене не делают ни одного проходного или случайного движения.
На фото сцена из балета
Каждый хореографический штрих взвешен и выверен, слит воедино с музыкой. Тела танцоров переплетаются в причудливую паутину. Сквозь движение мы видим и удушение глупыми шутами своих жен, и восторг обладания высшим знанием счастья. Артисты - в основном выпускники Академии Балета им. А.Я. Вагановой.
На фото сцена из балета
Чтобы повторить каждым мускулом тела заданные хореографом движения, нужно обладать безупречной техникой классического балета и владением современной пластикой. Финальная сцена спектакля – это сплетение образов в единую картину, где все танцоры выполняют необычную и очень эффектную поддержку.
На фото сцена из балета
Спектакль, представленный в Эрмитажном театре, представляет из себя большой законченный отрывок из балета, но это лишь репетиция, поскольку Шевалье задумал еще более необычные решения по следующим картинам балета, которые будут представлены публике в следующем году. А второго декабря «Публика увидела изнанку театральной жизни, — поясняет замысел спектакля автор идеи Михаил Водзуми. — В этой “репетиции” участвуют хореограф Режис Обадиа, солист Мариинского театра Андрей Иванов в роли Шута, балетная труппа и симфонический оркестр. На суд зрителей также был представлен видеоматериал из репетиционного зала. Наш главный посыл — суметь передать дух творчества, показать процесс — разрозненный вначале, но завершающийся объединением, в результате которого и рождается художественное произведение». Таким образом, создателями спектакля стали французский хореограф, лауреат премии «Золотая маска», руководитель Национального хореографического центра в Гавре и Национального центра современного танца в Анже Режис Обадиа, автор идеи Михаил Водзуми, продюсер Евгения Водзуми. В главной партии — партии Шута — выступил солист балета Мариинского театра Андрей Иванов. В вечере принял участие Международный симфонический оркестр Таврический (художественный руководитель и главный дирижер — Михаил Голиков).
На фото сцена из балета
«Жил был Шут. У Шута была жена Шутиха. Шут сидел на печи и придумывал, какую бы ему сшутить шутку. Шутиха мыла пол. Шут выдумал, спрыгнул с печи и сказал: «Хозяйка, смотри: придут к нам семь шутов, я велю тебе собирать на стол, ты не захоти и я будто тебя убью. А когда ты упадешь, я возьму плетку, ударю раз — ты пошевелись, ударю два — ты поворотись, ударю три — ты встань и пойди собирать на стол. Тогда мы дорого продадим плетку». Сказано — сделано.
Явились семь шутов, увидели чудо и заплатили за плетку триста рублей. Вернулись семь шутов домой и решили попробовать плетку. Убили семерых своих жен и начали хлестать. Но ни одна не воскресла. И прибежали разъяренные вдовцы к Шуту, чтобы расправиться с ним за такую проделку. Шут спрятал свою Шутиху, а сам переоделся женщиной, будто своей сестрою. Сел за пряжу, сидит да прядет.
Обыскали шуты весь дом, но не нашли виновника. Видят, сидит сестра да посемывает. Схватили они молодуху и увели к себе: пусть служит стряпкой, пока Шут найдется.У семерых шутов было семь дочерей, и пришла пора выдавать их замуж.
Приехал к ним Купец с двумя свахами, богатый-пребогатый. То-то была радость! Но Купцу шутиные дочки что-то не приглянулись, и он выбрал стряпку. Привел Купец молодую в свою спальню, а женушка и не знает, как ей быть. Говорит она мужу: «Ой, родной, что-то плохо мне. Высади меня в окошко по холсту проветриться, а как тряхну холстом, назад тяни». Купец послушался, обвязал простынею и спустил за окно. А когда вытянул обратно, на простыне болталася козлуха.
Испугался Купец, стал звать челядь и домашних: «Спасите, добрые люди, жена оборотилася козлухой!» Прибежали дружки, взялись наговаривать, начали они козлуху тормошить и подбрасывать, да так разошлись, что доканали козлуху до смерти. Стал неутешный Купец хоронить свою женушку. А шуты тут как тут, перескочили через забор да кривляются: поделом тебе, что выбрал стряпку.
Вдруг приходит Шут, а с ним семеро солдат. Что вы наделали, собаки? Где моя сестра? А те к нему с козлухой. Шут купца за бороду: «Такой, сякой! Взял сестру, а отдаешь дохлую козлуху. Я возьму тебя и упеку!»
Перепугался Купец, заплатил триста рублей, лишь бы отпустили. И стал Шут веселиться с бумажником и со своею Шутихою, а солдаты с шутийными дочерями».