"Шамиль Басаев в представлениях не нуждается. Как и не нуждаются в подробном описании и различия в отношении к этой фигуре: для Чечни он национальный герой, для официальной России - враг N1. Российскому читателю Басаев сегодня интересен только с одной точки зрения: какова философия тех, кто придет к власти в Чечне, если атака на президента Масхадова увенчается успехом.
Разговор с корреспондентом "МН" Шамиль Басаев начал доброй шуткой:
- Я пришел сюда, услышав, что Арсанов взял в заложники журналиста, вот и захотел узнать точно, поторговаться. Может, он мне уступит недорого. А если серьезно, то я давно не даю интервью, просто Ваха (Ваха Арсанов - вице-президент, уволенный указом Аслана Масхадова. - См. предыдущий номер "МН") меня попросил.
- Вы дважды приходили и уходили из правительства. В чем причина последней отставки?
- Основные противоречия с Масхадовым в том, что стране требуются коренные реформы, изменения, ведь все понимают, что дальше так нельзя жить. А Масхадов хочет вернуться к старому образу жизни, еще советскому, поэтому и склонился к России. Бюджет, оклады, министерские посты - все зависит от России.
- О чем вы говорили с Масхадовым в последний раз?
- Недели за две до отставки я с ним встречался, настаивал на том, что надо менять нашу жизнь. Масхадов мне не поверил. Его окружение - старые аппаратчики советского образца - докладывает ему, что все идет нормально. Осенью 97-го года я поставил условие Масхадову: я останусь в правительстве, только если он будет поддерживать меня. Но до конца февраля 98-го ничего изменить не удалось, хотя для того, чтобы кардинально улучшить нашу жизнь, хватало трех месяцев. Конечно, при полном понимании Масхадова.
- По-вашему, почему он не может управлять в полной мере? Или не хочет?
- Я не хотел бы об этом говорить.
- На каких условиях возможно ваше возвращение в правительство?
Масхадов всегда ориентировался на Россию, а мы этого не хотим
- Дело тут не в кресле, оно само по себе мне не нужно, хотя, уверен, Масхадов согласился бы. Главное - в другом. Нам нужна хорошая, процветающая, спокойная страна. Все думают, что мы поссорились с Масхадовым из-за власти. Вовсе это не так, мы могли бы запросто скинуть нынешнего президента.
В России бардак ничуть не меньше, и это отражается на Ичкерии. Курс рубля в Москве упал, и у нас тоже. Масхадов всегда ориентировался на Россию, а мы этого не хотим.
- Разве Масхадов не воевал против России?
- Ему создали такой имидж, в том числе и вы, журналисты. На самом деле он не верил в наши силы, не верил в Аллаха, стремился только остановить войну. Помните, как он говорил, что готов сесть за стол переговоров с любым российским сержантом, лишь бы был мир. Хотя воевать он умеет, это факт. Масхадов сейчас думает, что это его заслуга в том, что Ичкерия победила в войне с Россией, и что без него, как президента, народ пропадет. Он надеется, что в российском руководстве есть благородные люди, что Россия подарит в конце концов нам независимость. Россия для него типа арбитра. А мы в гробу все это видали, нам не нужны подачки, и все, что нам надо, мы возьмем сами. Масхадов отрекся от операции в Кизляре и Первомайском, хотел остаться пай-мальчиком.
- Но разве плохо, когда человек стремится любой ценой остановить войну?
- Это мы были готовы заплатить любую цену, а Масхадов хотел мира любыми уступками.
- Правда, что вы обращались к похитителям генерала Шпигуна с просьбой выдать его вам, чтобы судить по законам шариата?
Я хотел бы судить Шпигуна не по шариатскому праву, а по чеченскому
- Да, обращался. Шпигун - палач чеченского народа, на его совести полторы тысячи без вести пропавших в фильтропунктах, тысячи искалеченных морально и физически людей, у которых нет будущего. Верх цинизма, что Шпигуна прислали к нам представителем МВД и что Масхадов подписывал с ним какие-то договоры. Мы этого никогда не простим. А вообще-то я хотел бы судить Шпигуна не по шариатскому праву, а по чеченскому. Шариатский суд ему снисхождение может проявить, вдруг он полностью раскается или ислам примет?
- Есть успехи в поисках генерала Шпигуна?
- Конечно.
- То есть можно ждать в ближайшее время, что его освободят?
- Я знаю, что Шпигун находится на территории России. Его похищение было спланировано российскими спецслужбами и некоторыми чеченскими структурами. Почему его помощник Шпагин купил билет за два с половиной дня, хотя у них есть бронь? Что, боялся, что места не найдется? Во-вторых, почему Шпигун сел в самолет за полчаса до вылета, хотя обычно садятся в последние минуты? В-третьих, накануне тогдашний вице-премьер Турпал Атгериев приказал пропускать всех сотрудников МШГБ на взлетную полосу без досмотра. Под этим видом и прошли похитители. Еще вопрос: с какой стати за две-три недели до этого Степашин подарил Атгериеву, герою Первомайского, новейшую модель российской винтовки? Хотя все участники операции в Первомайском считаются в России преступниками, и на них объявлен федеральный розыск.
- Вы сказали, что Атгериев - герой Первомайского, без иронии?
Взрывы еще будут и потому, что ничего конструктивного, созидательного в его политике нет
- Какая ирония? Он действительно герой, храбро сражался. Вот только почему Степашин винтовку ему подарил, а не мне? Даже обидно. Я говорил с людьми из самолета Шпигуна. Так вот, четверо вооруженных людей ударили его для проформы, тот встал, по-военному одернул китель и пошел за бандитами. Совсем не сопротивлялся. Степашин сразу же обвинил во всем меня. Я и понял, что это запланированная в Москве акция, чтобы скомпрометировать меня и помочь своему протеже Масхадову.
- Как вы думаете, кому было нужно устроить покушение на президента Чечни?
- У меня есть информация, что Масхадов срочно приказал своим имиджмейкерам улучшить его образ. А то рейтинг падает. Имитация покушения должна повысить его авторитет. Так что будут еще взрывы, будьте уверены. И будут заграничные вояжи Масхадова, где его будут встречать как вождя индейского племени, всякие почести воздавать. Легитимный президент нелегитимного государства. По телевизору Масхадов сказал террористам: "Не старайтесь". Я понял так, что он имел в виду, что сам это сделает. Взрывы еще будут и потому, что ничего конструктивного, созидательного в его политике нет, а все силы и энергию он направляет на то, чтобы облаять меня.
- У президента тоже есть Шура.
- Ну и пусть будет. И у меня есть Шура, своя личная. Это когда я собираюсь с братом, другими родственниками, и мы обсуждаем бытовые вопросы. Сейчас у нас тоже Шура. Шура при Диме, чем плохо?
- Когда будут определены члены вашей Шуры?
- Сейчас Шура на каникулах - хадж, курбан-байрам. Работает только ее секретариат. Но в ближайший месяц все члены Шуры будут назначены.
- Почему вы не поехали в хадж?
Я пообещал себе, что сделаю хадж только тогда, когда мы освободим весь Кавказ
- Нет возможности. Иншалла, в следующем году поеду. Вообще-то я пообещал себе, что сделаю хадж только тогда, когда мы освободим весь Кавказ. Тем более у нас теперь есть большой друг - Клин Блинтон.
- Какие иностранные государства вы считаете союзником?
- Наш союзник - это вера во Всевышнего. А внутри своей страны мы сами разберемся, потом всем морду набьем. Точечных ударов Степашина я не боюсь, уже прошел через это. Скоро создадим новую ООН, где Россия и Америка будут на третьих ролях. Китайцам отдадим Сибирь, Японии - Дальний Восток, Финляндии - Карелию, а с казаками создадим конфедерацию. А если серьезно, то в мире накопилось столько зла, что это должно куда-то выплеснуться. И лучше всего было бы, чтобы Америка и Россия сцепились, а остальные народы оставили в покое. Знаете, для России было бы выгоднее создать Русскую республику и ликвидировать империю. А потом можно и объединяться на новых условиях.
- Конфедерация с казаками. Вы их не считаете исконным врагом?
- Конечно, нет. Мы всегда были добрыми соседями. Казаки такие же жертвы русизма и коммунизма, как и мы. Еще наши предки говорили: "Дружите с казаками, а не мужиками". У них есть понятия о чести, корни, они живут по Божьим законам. Не те, конечно, московские казаки, а настоящие. С казаками вместе я воевал в Абхазии, они отличные солдаты. Мы обсуждали с ними, как сделать Кавказ нашим общим домом. Без Москвы. Знаю, как казаки "любят" Москву.
- Последнее время в Чечне распространился антисемитизм. Почему?
- Главный распространитель таких настроений - это Масхадов. Чуть что, кричит: "Жюкты, жюкты!" (Еврей, еврей).
- Распространенная в чеченском обществе мысль: всему миру будет лучше, если разрушить три столицы - Москву, Тель-Авив и Вашингтон.
- Зачем разрушать, если можно захватить? И установить там законы Аллаха. Ислам - самая веротерпимая религия. Это только в России крест возвышается над поверженным полумесяцем. Но полумесяц никогда не будет поверженным. "