Полюбила Петрунько,
Думала поем всего.
Но не мяса и не риса
Не дождалась от него.
(Конкурс городских частушек)
Четыре года назад, в марте 1998-го, жители Братска, устав от мэра Ивана Невмержицкого, в течении семи лет возглавлявшего исполнительную власть в городе, дружно проголосовали за его основного соперника - Александра Петрунько. С тех пор в Братске началась совсем другая история...
Женщины, деньги, помощники...
В первую очередь, победив на выборах мэра, Петрунько, как это и положено любому победителю разобрался со своими оппонентами. Были уволены сразу два руководителя муниципальных СМИ, на выборах работавших против него. Ключевые места в братских масс-медиа заняли девочки-журналистки, работавшие с Петрунько на выборах. Обе носили одну фамилию - Ткаченко, хотя родственницами и не являлись. Елена Ткаченко стала пресс-секретарем мэра, а Людмила Ткаченко возглавила муниципальную телерадиокомпанию "Братск". В Братске любят судачить на тему мэра, Людмилы и Елены.
С тех пор Александр Константинович постоянно находился в состоянии нелегкого выбора между двумя Ткаченками, конфликтовавшими друг с другом. В конце концов, одна из них, Людмила, забеременела - отец широкой публике так и не стал известен... По этой причине или по другой, не нам судить, но Петрунько все же сделал мучительно трудный выбор - назначил Елену Ткаченко и. о. генерального директора ТРК "Братск", сохранив за ней также должность своего пресс-секретаря.
Ключевую же должность в муниципалитете Братска - руководителя аппарата администрации - заняла также женщина, Мария Односторонецва, а департамент образования возглавила Ольга Слинкова. Но наиболее теплые отношения установились у Петрунько с директором банка "Братскгэсстрой" Татьяной Карнауховой...
Дело в том, что мэр входил в число акционеров банка "Братскгэсстрой", на выборах получал финансовую помощь именно от этого банка. Разумеется, после выборов следовало отдавать ранее сделанные авансы - и первое, что сделал Петрунько после избрания мэром, так это перевел все счета городской администрации и муниципальных предприятий именно в этот банк. Такая помощь, заметим в скобках, спокойно позволила банку не только пережить августовский кризис 1998 года, но и стать одним из ведущих банков Иркутской области. Но пойдем дальше.
С помощью банка "Братскгэсстрой" в городе в свое время была создана фирма "Сибинкард". Как раз после августовского кризиса, когда долги по зарплате бюджетникам в Братске составляли четыре-пять месяцев. И вот по нехитрой схеме бюджетные деньги прокачивались через "Сибинкард". По данным "FLB-Сибирь", механизм этой прокачки был таков: заработная плата задерживалась, но зато врачи и учителя имели возможность отовариваться в счет зарплаты в определенных магазинах по карточкам "Сибинкард". Цены в этих магазинах были значительно выше средних, плюс к тому "Сибинкард" получал из бюджета мзду за обслуживание бюджетников - три процента от оборота. Так что навар в результате получался ощутимым.
Естественно, что все эти, скажем мягко, финансовые операции, не были тайной для приближенных к мэру людей. Большую роль в победе Петрунько на выборах сыграл Владимир Вершинин, пользовавшийся огромной любовью братчан. Это был кристально честный человек, искренне поддерживавший Петрунько против ненавистного многим Невмержицкого. По итогам выборов он занял должность вице-мэра. Тут-то Вершинин и увидел огромную пропасть между тем, во что верил, и тем, что оказалось в действительности. Такое тоже бывает в жизни русских людей, честно выполнявших профессиональный долг кадрового управленца. Хотя бы то, что Петрунько, шедший на выборы под лозунгом "Изменим жизнь к лучшему!", меняет к лучшему жизнь только себе.
Вскоре Владимир Вершинин начал часто болеть и позже скоропостижно скончался, проработав у Петрунько всего несколько месяцев.
Короли овощей и фруктов
1999, как и последующий 2000 год стали для Братска благоприятными. Значительно выросла прибыль градообразующих предприятий - Братского алюминиевого завода, Братского лесопромышленного комплекса и других. Соответственно, росли и доходы городской казны. Долги по зарплате перед бюджетниками волей-неволей пришлось погасить, как это произошло, по сути, по всей стране. В таких условиях "Сибинкард" умер сам собой. Мэру, как говорили раньше и говорят сейчас злые языки, нужно было искать новый источник доходов. Идеи по этому поводу появились в Братске довольно-таки быстро. Кстати, деньги тоже.
Именно с той поры, начиная со "смерти" "Сибинкарда", в Братске начинается возвышение армянской общины во главе с неким Арцруни Хачатряном. В итоге армяне буквально заполонили Братск. Скорее всего, в армянах мэра привлекла предпринимательская жилка. И ничего в этом плохого нет.
В итоге все муниципальные рынки (!!) объединяются в единое муниципальное предприятие "Объединение городских рынков", возглавляет которое, естественно, Хачатрян. Торговля в Братске таким образом монополизируется, и на рынках устанавливаются высокие цены, не спадающие до сих пор. Особенно это касается цен на фрукты и овощи в осенний период, которые не падают, как это обычно бывает в данный период года, а удерживаются на прежнем уровне. Естественно, вся прибыль идет в чей-то большой карман... Ну, или в несколько карманов. Не нам судить.
Для полного же контроля над торговлей мэру и его команде необходимо было поставить своего человека и в муниципальной фирме "Пурсей", занимающейся выращиванием овощей. Что и было сделано чиновниками - А.Перцев, сделавший "Пурсей" прибыльным предприятием, был уволен, а его место занял все тот же Хачатрян. Сегодня же городская администрация Братска пытается протащить через городскую Думу решение о приватизации МП "Пурсей". "Торговая оккупация" Братска была совершена без единого выстрела и громких речей. "Короли овощей и фруктов" заняли положенные им места.
Другим же весомым предприятием, через которое городская администрация прокачивала деньги, стал "Братскэкогаз". Но в данном случае речь идет уже о деньгах не местного, а - внимание! - федерального бюджета. Дело в том, что с 1994 года действует федеральная программа "Экология Братска", по которой на оздоровление экологической ситуации в городе из Москвы в Иркутскую область направляются значительные суммы. Мэр Петрунько не придумал ничего лучшего, чем направлять значительную часть этих средств ( а это около 4,6 млн. руб. в общей сумме) на развитие "Братскэкогаза" - предприятия, занимающегося разработкой газоконденсатного месторождения. Как добычу газа можно увязать с экологией, вам не сможет ответить никто, и мы тоже не рискнем заниматься этим неблагодарным делом. Проверка же федерального казначейства не только сочла расходование экологических денег на "Братскэкогаз" нецелевым использованием средств, но и выявила ряд серьезных нарушений в финансовых операциях, проводимых "Братскэкогазом", рекомендовав прекратить бюджетное финансирование предприятия. Еще одна кормушка, таким образом, была прикрыта, и мэру осталось лишь продать 49 % акций "Братскэкогаза" фирме "Спецбизнесинвест".
Следует при этом заметить, что Петрунько не сам занимался взаимодействием с предприятиями, приносившими такие прибыли. По данным "FLB-Сибирь", эти связи осуществлял его советник по экономике Владимир Гросс. И вот здесь начинается интересное...
Загадочное исчезновение
Незадолго до выборов губернатора Иркутской области Владимир Иннокентьевич Гросс исчез. Исчез человек, долгое время бывший помощником, а главное "кассиром" семьи Петрунько. С тех пор в городе всегда вопрошающе смотрят на мэра, видимо, исходя из принципа - кому это исчезновение было выгодно.
Кстати, у этой версии существует множество подтверждений. Во-первых, по данным из источников в правоохранительных структурах, в тот злополучный для себя вечер Гросс направлялся пешком с огромной суммой наличных (видимо, очередная партия отмытых денег - прим.ред.) именно к дому Петрунько. Во-вторых, практически все имущество Гросса, от автомобиля и до акций, оказалось почему-то унаследовано... супругами Петрунько.
В частности, согласно данным Регистрационного центра г. Братска (Свидетельство от 05.03.97 г. № 1417) Александр Константинович Петрунько являлся соучредителем ЗАО "Спецконсалт", фирмы, прославившейся своей трепетной любовью к финансам Братской ГЭС. А бесследно исчезнувший Владимир Гросс работал директором дочерней фирмы "Спецконсалта" - в Торговом доме "Регион Б".
Вполне можно было ожидать, что мэр "поставит на уши" все городские правоохранительные органы, чтобы те нашли столь близкого и нужного Петрунько человека. Но мэр в общем-то был спокоен. Тело Владимира Гросса не на найдено до сих пор.
Карманный мэр иркутских олигархов
О тесных связях главы Братска с местным криминальным миром говорят уже давно - на кухнях в квартирах, как раньше ругали Никиту Хрущева или травили антисоветские анекдоты про Леонида Брежнева. Точных и документальных данных по этому поводу нет. Однако есть ряд косвенных фактов. К примеру, после избрания Петрунько в Братске фактически легализовались фирмы, предлагающие интимные услуги. Они открыто рекламируются на телевидении и в газетах и естественно, что все они работают под крышей различных бандитских группировок. Кроме того, как грибы вырастают фирмы, занимающиеся незаконным вывозом леса, а Петрунько в ответ на справедливые опасения журналистов на одной из своих пресс-конференций заявил, что данные по вывозу леса сильно завышены. И еще одна любопытная деталь: за время работы Петрунько поменялся уже третий руководитель местного УВД, а уровень преступности и наркомании с каждым годом все растет. Причем последняя проблема затронула и семью Петрунько - говорят, что его дочь пристрастилась к игле. Однако даже это обстоятельство не может заставить мэра вплотную заняться проблемой преступности.
К мэру приехали...
Все братчане удивились странной метаморфозе, произошедшей с Петрунько накануне губернаторских выборов в Иркутской области. Три года мэр последовательно критиковал губернатора Бориса Говорина, даже судился с ним из-за неправильно распределенных денег. Заметим, что это не удивительно: Петрунько - выходец из среды энергетиков, до своего мэрства он 20 лет проработал на Братской ГЭС, а к власти его привел бывший менеджмент "Иркутскэнерго" во главе с Виктором Боровским, враждебно настроенным к губернатору. И вдруг...
И вдруг прямо перед выборами Петрунько заявил, что всегда считал Бориса Говорина своим другом, что лучшего губернатора области и желать нельзя. Братчане опешили, но не поверили Петрунько, дружно проголосовав на выборах против Говорина.
Что же стало причиной столь разительной перемены в убеждениях Петрунько? "FLB-Сибирь" по ряду косвенных фактов предполагает следующее. Просто из области к мэру приехали люди в погонах, дали понять Петрунько, что все знают о его махинациях и пообещали посадить в случае, если он не поддержит иркутского губернатора. И Петрунько предпочел сидеть в кресле мэра.
Нынче же Александр Петрунько идет на выборы мэра на второй срок. И, похоже, ничто не помешает ему избраться повторно. Ни одна из крупных финансовых группировок, действующих на территории Иркутской области, не оказывает ему серьезных помех, также как не трогали они его и все четыре года мэрства. Объяснить это нетрудно. Похоже, Петрунько в качестве карманного мэра устраивает всех олигархов. Действительно, кого из сильных мира сего может не устраивать мэр, которому покажи чемодан с компроматом, как это было перед губернаторскими выборами, и... - "делай с ним что хошь..."?
Ресурс без границ
Сейчас на пост главы муниципального образования - мэра города Братска, которые состоятся 7 апреля, претендуют четыре кандидата: нынешний мэр Братска Александр Петрунько, депутат Законодательного собрания Иркутской области, начальник управления обрабатывающей техники Братского алюминиевого завода Владимир Голубев, директор колбасного цеха, член КПРФ Александр Сильченко и директор МУ "Футбольный клуб "Сибиряк" Владимир Рылов.
Однако реальных претендентов на пост мэра, как утверждают эксперты, два - Петрунько и Голубев. Сам действующий мэр, и это признается многими, обладает мощным административным ресурсом, кроме того, его предвыборная кампания, по данным некоторых аналитиков, финансируется санкт-петербургской лесопромышленной корпорацией "Ilim Pulp Enterprise" (IPE), контролирующей Братский лесопромышленный комплекс (БЛПК).
Нынешний мэр, обладая, по данным исследований "Центра современной муниципальной политики", рейтингом 65% против 15% у Голубева, мог бы вообще не вести предвыборную кампанию. Это было бы наиболее разумным решением с точки зрения политических технологий. Однако он привлек специалистов известной московской PR-фирмы, которая, не до конца разобравшись в ситуации в Братске, начала активно заниматься "черно-серым пиаром", распространяя выгодные мэру слухи, активизируя все возможности административного ресурса и выпустив первые два номера новой предвыборной газеты "Братский карнавал", распространенной бесплатно тиражом 30 000 экземпляров, все статьи которой посвящены критике конкурентов. Петрунько застраховался и от возможности признания выборов несостоявшимися в случае, когда остается один кандидат, выставив себе "дублера" в лице Владимира Рылова.
Кстати, за неделю до своей официальной регистрации, кандидат на должность мэра Братска Петрунько провел "прямые эфиры" по всем электронным СМИ, имеющимся в городе, по сути начав предвыборную кампанию раньше, чем зарегистрировался. Еще не получив кандидатское удостоверение, он, используя все тот же административный ресурс, зарезервировал в Братском троллейбусном управлении (которое является муниципальным предприятием) опоры для развешивания "растяжек", что послужило основанием для отказа в их предоставлении уже зарегистрированному Голубеву. Кроме того, даже после регистрации Петрунько муниципальная ТРК "Братск" многократно упоминала фамилию мэра в эфире, в связи с чем штаб Владимира Голубева подал жалобу в городскую избирательную комиссию. В итоге телерадиокомпании "Братск" было вынесено предупреждение.
У нынешнего мэра сил и возможностей много. Кроме ТРК "Братск", исполняющей обязанности генерального директора которой является пресс-секретарь мэра Елена Ткаченко, в активе у Петрунько самая читаемая в городе газета "Знамя", ведомственная газета "Братский лесохимик", проводное радио и радиостанция "Эхо Москвы в Братске". В противовес этим ресурсам, Владимир Голубев пытался организовать расклейку по городу красочных плакатов, поздравляющих братчан с праздниками. Но все дворники Братска получили указание - срывать любые агитационные материалы Голубева. Пострадали не только плакаты, но и большие рекламные щиты, которые в ночь на 9 марта были испорчены неизвестными.
Пока же избирательная кампания в Братске только набирает обороты.