"Сергей Игнатьев, которого Виктор Геращенко в свое время выжил из Центробанка как "гайдаровского агента", возвращается в ЦБ проводить практически ту же политику, что и Геращенко (см. первое интервью Игнатьева после выдвижения кандидатом на пост главы ЦБ - стр. А2). А инициировал замену премьер Михаил Касьянов: в начале прошлой недели он потерял доверие к Гераклу.
Геращенко, переживший множество конфликтов и политических противоборств, в конце концов лишился места, сражаясь за независимость Центробанка.
Депутаты Госдумы, обсуждая поправки к закону о ЦБ, которые палата должна обсудить в среду, стремились максимально урезать полномочия главного банкира страны, усилив новый орган - Национальный банковский совет (НБС) , в который должны войти представители исполнительной и законодательной власти. Геращенко не желал отдавать ни пяди земли. Правительство, стараясь добиться компромисса, выработало с Центробанком согласованную позицию.
По словам депутата Александра Шохина, в предварительном варианте поправок, подписанном Игнатьевым, предлагалось узаконить совмещение поста председателя совета директоров ЦБ и главы НБС. Это должно было умиротворить Геращенко. Кроме того, правительство предложило, чтобы годовой отчет ЦБ, его аудитора, а также правила бухучета и отчетности утверждал совет директоров ЦБ, а не НБС, как хотели депутаты. Взамен правительство хотело от Геращенко лишь согласия на быстрый - до 2003 г. - выход ЦБ из капитала Внешторгбанка.
Ровно неделю назад, на ключевом заседании бюджетного и банковского комитетов Думы, ЦБ предал союзника, рассказал "Ведомостям" высокопоставленный правительственный чиновник. В то время как Игнатьев старался отстоять поправки в согласованной с Центробанком редакции, зампред ЦБ Татьяна Парамонова покинула заседание перед обсуждением судьбы Внешторгбанка. И депутаты одобрили поправку, отодвигающую выход ЦБ из капитала ВТБ до 1 января 2005 г. , причем оформить этот выход решено законом, а не решением правительственных органов, как хотел Касьянов. "Премьер воспринял это как удар ножом в спину и доверять Геращенко больше не мог ", - сказал "Ведомостям" правительственный чиновник.
Во вторник Касьянов сообщил свое мнение Путину, а днем позже президент побеседовал с Геращенко в своем кабинете. После разговора глава ЦБ понял, что в июне ему не светит повторное выдвижение на пост председателя ЦБ. "Поэтому он решил уйти красиво и положил заявление об отставке", - говорит депутат Михаил Задорнов.
Правда, в тот момент Геращенко не знал, кто его сменит. Это надежно продержали в секрете вплоть до пятницы. Узнав, что преемником станет Игнатьев, Геращенко был раздосадован вдвойне.
Это неудивительно. Игнатьева еще в 1992 г. , после ухода Георгия Матюхина, рассматривали как реального кандидата на пост председателя Банка России. Шохин рассказывает, что исполнявший обязанности премьер-министра Егор Гайдар хотел видеть на этом посту именно Игнатьева, но не решился настаивать на таком назначении, потому что "прекрасно понимал, что Верховный Совет его не пропустит". Тогда на одной из встреч правительства с президентом и была предложена кандидатура Виктора Геращенко.
Министр экономики в гайдаровском правительстве Андрей Нечаев, который сейчас возглавляет совет директоров банковского холдинга Росинбанк, рассказал "Ведомостям", что правительству все равно был нужен свой человек в Центробанке, который бы удерживал председателя от масштабного кредитования предприятий. На роль "комиссара" (выражение Шохина) и был выбран Игнатьев. По словам Шохина, Геращенко быстро, в течение года, "выжил" своего заместителя, который "присматривал" за денежной политикой и макроэкономикой.
Впрочем, это не помешало Игнатьеву впоследствии, когда в 1998 г. Геращенко вернул себе кресло на Неглинной, сотрудничать с ним от имени Минфина и правительства и одобрять действия бывшего шефа. В интервью "Ведомостям" он отметил, что в разговоре с президентом назвал курсовую политику ЦБ последних лет "вполне адекватной той ситуации, которая складывается в экономике России и на мировых рынках". И заметил, что эту политику необходимо продолжить.
Сегодня кандидатуру Игнатьева обсудит банковский комитет Госдумы, и уже в среду Дума проголосует "за". Как заметил в комментарии "Ведомостям" председатель бюджетного комитета Александр Жуков, Игнатьев "и как специалист, и вообще со всех точек зрения хорош". О том же все выходные говорили руководители думских фракций и депутатских групп. Как заметил в разговоре с "Ведомостями" один из депутатов, "у Думы одна обязанность перед президентом - взять под козырек"."