Ингушское казачество считает, что его незаслуженно игнорируют
Противоречивую реакцию вызвало в Ингушетии заявление президента Руслана Аушева о необходимости создания в республике такого реликтового воинского формирования, как "дикая дивизия". Одну из точек зрения по поводу этого заявления высказывает в беседе с корреспондентом "НГ" атаман Союза казачьих формирований РИ Магомед Батыров.
"- Руслан Аушев правильно говорит, что вокруг Ингушетии живут казаки и действуют казачьи формирования - Северный Кавказ издавна населен казаками. Но почему ставится вопрос о воссоздании "дикой дивизии"? Где наши казаки?
Они что - исчезли с лица земли? Уехали?
- Да, многие уехали. Известные события начала 90-х годов вынудили их покинуть свою малую родину. Но казачество не исчезло с лица нашей земли, оно существует. Вот у меня в руках приказ верховного командующего Союза казачьих формирований (СКФ) РФ генерал-полковника Демина. Первый пункт приказа гласит: "Создать ингушское республиканское отделение СКФ". Вторым его пунктом наказным атаманом республиканского отделения СКФ назначен ваш покорный слуга. Местом дислокации штаба определен город Назрань. Датирован приказ 9 февраля 1995 года. Позже генерал-полковником Деминым нам выдана грамота, удостоверяющая, что СКФ РИ является членом-учредителем СКФ РФ.
Мне присвоен казачий чин полковника, и, как сказано в выданной по этому случаю грамоте, я являюсь полномочным представителем Союза казачьих формирований и наделен правом вести переговоры, подписывать договоры и представлять во всех инстанциях власти интересы организации, выдавшей грамоту. В наше казачье общество входит несколько тысяч человек почти всех национальностей Ингушетии.
- Если у нас, как и в Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ставрополье, Дагестане, есть свое казачество, то зачем как альтернативу казачеству воссоздавать "дикую дивизию"?
- Думаю, в заявлении Аушева было больше политики, чем реального желания воссоздать это действительно реликтовое воинское формирование. Однако нельзя не отметить и его отрицательного отношения к Союзу казачьих формирований РИ. Несмотря на все вышеприведенные и другие документы, у себя в республике мы более трех лет добивались официального статуса. Министерство юстиции Ингушетии вело в отношении нас игру, нашу роль в которой трудно понять. В декабре 1994 года Минюст зарегистрировал СКФ РИ и занес его в государственный реестр. Однако уже 17 октября 1995 года за подписью тогдашнего руководителя этого ведомства Дзагиева выходит новое распоряжение "О приостановлении деятельности общественного объединения "Союз казачьих формирований РИ".
Никаких законных оснований для такого решения не было, и по протесту прокурора республики Вольвача Дзагиев отменил свое распоряжение. Но главный "законник" в республике на этом не успокоился. 12 июля 1996 года Дзагиев издал новое распоряжение "Об исключении данных об общественном объединении "Союз казачьих формирований Республики Ингушетия" из государственного реестра Министерства юстиции РИ". В нем для обоснования своих незаконных действий Дзагиев прибег к явной фальсификации, утверждая, что большой круг СКФ РИ принял решение о самоликвидации общественного объединения.
Дзагиева на посту министра юстиции заменил Яндиев, который в отношении СКФ РИ строго придерживался линии своего предшественника. Потребовались новые обращения в прокуратуру, новые судебные заседания, прежде чем Минюст отступил и выдал свидетельство о государственной регистрации СКФ РИ, датированное 6 апреля 1998 года.
Мы, разумеется, не собираемся оставлять безнаказанными противозаконные действия Минюста РИ и подали в Высший арбитражный суд Ингушетии иск о возмещении СКФ РИ материального ущерба в сумме 1 миллион 126 тысяч 960 деноминированных рублей.
- Магомед Бамад-Гиреевич, в советское, да и в постсоветское время нам постоянно внушали мысль о вековечной вражде горцев и казаков, а тут вдруг вы, ингуш, являетесь наказным атаманом СКФ Ингушетии... Как это понимать?
- Понимать нужно так: все это, как и вся коммунистическая пропаганда, было ложью, направленной на то, чтобы народ не знал о себе правды. А правда заключается в том, что еще при возникшей в 1588 году в устье Терека русской (казачьей) крепости Терки образовалась Окоцкая слобода, население которой составляли выходцы из горной Ингушетии и Чечни. Ее жители поддерживали добрососедские отношения с казаками и ходили с ними в военные походы. Уже в XVII веке горцы участвовали вместе с казаками в военных акциях России на обширных пространствах от Астрахани до левобережья Украины и Польши. В XVIII веке именно потомки первых жителей Окоцкой слободы составили ядро горской части Горско-Моздокского казачьего полка. Все это отображено в исторических хрониках тех времен.
Первыми среди горских народов, в 1841 году, ингуши были удостоены по указу императора Николая I Почетного знамени. Затем эту награду получили осетины и аварцы. Обладателем редкой награды - Георгиевского штандарта - стал в 1878 году ингушский конно-иррегулярный дивизион за боевые заслуги в ходе освободительного похода русской армии на Балканы.
Сотни ингушских офицеров прошли школу военной науки в казачьих частях. В Моздоке завещал похоронить себя умерший в 1892 году казачий полковник Николай Альгиев, безусым юнцом начинавший свою службу рядовым казаком в Горско-Моздокском казачьем полку. Тоже рядовым казаком, но в первом Сунженско-Владикавказском полку начинал свою карьеру дослужившийся до высокого звания генерал-лейтенанта Эльберт Нальгиев. Аналогично начинали свою карьеру генерал-майоры Муса Бекбузаров, Сафарбек Мальсагов и многие другие.
Я вовсе не склонен идеализировать многовековой опыт нашей совместной жизни. В прошлом было не только добрососедство, но и взаимные обиды и даже вооруженные столкновения, вдохновителями и организаторами которых были отнюдь не те, кто жили по соседству, то есть горцы и казаки. Они как раз и приносятся в жертву большой политике. В последний раз это было совершено в наших краях на рубеже 90-х годов, и многие казаки покинули Ингушетию. Однако провокаторы от политики добились, как всегда, только временного успеха. Несмотря на всю сложность обстановки в регионе, в республику уже вернулось несколько десятков казачьих семей. Но еще больше нас радует то, что у нас, в штабе СКФ РИ, уже есть около полутора тысяч заявлений казаков, желающих вернуться на свою малую родину.
- За чем же задержка?
- Как говорят в народе, два переезда равняются одному пожару. Людям нужна наша помощь, а ее СКФ РИ не мог до сих пор оказать, не имея официального статуса в республике. Теперь, когда мы его имеем, такая возможность появилась, и мы будем помогать людям вернуться на свою родину. "