FLB: «Мы свои обязательства выполнили, мы это предприятие построили. Наши американские партнеры — нет», — заявил российский лидер на медиафоруме в Петербурге относительно приостановления договора с США по плутонию
Итак, как уже информировало FLB.ru, Президент России Владимир Путин 3 октября распорядился приостановить действие соглашения с США об утилизации избыточного оружейного плутония.
Агентство федеральных расследований FLB.ru публикует текст пояснительной записки к проекту федерального закона "О приостановлении Российской Федерацией действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращению с ним и сотрудничеству в этой области и протоколов к этому Соглашению":
«Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращению с ним и сотрудничеству в этой области (далее - Соглашение), подписанное Российской Федерацией 29 августа 2000 г. и США 1 сентября 2000 г., предусматривает утилизацию каждой из сторон 34 тонн оружейного плутония, объявленного излишним для военных программ. 15 сентября 2006 г. подписан Протокол к Соглашению, регулирующий вопросы гражданской ответственности за ущерб. 13 апреля 2010 г. подписан Протокол к Соглашению, регулирующий вопросы финансирования, а также фиксирующий двусторонние договоренности о способе утилизации плутония, согласно которым весь подпадающий под действие Соглашения плутоний утилизируется путем облучения в ядерных реакторах. Соглашение вместе со всеми изменениями к нему вступило в силу 13 июля 2011 г., после ратификаций Российской Федерацией. В последнее время США предпринимают попытки пересмотра прописанной в Протоколе от 13 апреля 2010 г. стратегии утилизации плутония и изменения способа его утилизации. При этом американская сторона планирует осуществлять утилизацию плутония путем его захоронения, а не путем облучения, как это установлено названным Протоколом. Российские специалисты еще при подготовке Соглашения возражали против такого подхода, поскольку в этом случае не обеспечивается необратимость утилизации. Соглашение в редакции 2000 года предусматривало, что большая часть американского плутония будет облучаться в реакторах, и лишь для небольшого количества допускалось захоронение. При заключении Протокола от 13 апреля 2010 г. от захоронения как способа утилизации плутония отказались полностью. Это было частью компромисса, достигнутого в ходе подготовки указанного Протокола. Следует отметить, что до настоящего времени американская сторона согласия Российской Федерации на изменение способа утилизации плутония не запрашивала. В период после вступления в силу Соглашения и протоколов к нему США предприняли ряд шагов, ведущих к коренному изменению ситуации в области стратегической стабильности. Под предлогом кризиса на Украине происходит наращивание военного присутствия США в Восточной Европе, в том числе в государствах, принятых в НАТО после 2000 года - года заключения Соглашения. В 2015 году шесть новых передовых пунктов управления войсками размещены в Болгарии, Латвии, Литве, Польше, Румынии и Эстонии. Их основная задача - в случае принятия соответствующего решения обеспечить оперативную переброску крупных военных контингентов НАТО в Восточную Европу. Подразделения вооруженных сил США введены на территории государств Прибалтики, увеличено количество базирующихся на их аэродромах самолетов НАТО. На территории Украины инструкторы из США проводят обучение боевиков запрещенной в России организации "Правый сектор". Помимо действий, направленных на изменение военно¬стратегического баланса, США предпринимают меры по расшатыванию экономики Российской Федерации и нарушению прав российских граждан. В частности, в 2012 году в США был принят так называемый закон Сергея Магнитского, в соответствии с которым Вашингтон открыто встал на защиту экономической преступности в Российской Федерации, а в 2014 году - закон о поддержке свободы Украины, допускающий вмешательство во внутренние дела нашей страны. Кроме того, в 2014 году США ввели санкции в отношении Российской Федерации, отдельных ее территорий, юридических и физических лиц. Поскольку предпринятые США действия привели к коренному изменению обстоятельств, существовавших при заключении Соглашения и протоколов к нему, приостановление действия Соглашения является ответной мерой Российской Федерации и не противоречит Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года. При этом плутоний, подпадающий под действие Соглашения, остается вне ядерной оружейной деятельности, что свидетельствует о приверженности России курсу на ограничение ядерных вооружений. Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иных международных договоров Российской Федерации, а его принятие не потребует дополнительных расходов федерального бюджета».
Стоит остановиться на том, что договоренности могут быть возобновлены, но при вполне определенных условиях:
• отмена санкций • отмена «закона Магнитского • сокращение военной инфраструктуры и численности войск США, размещенных на территории стран НАТО.
Кроме того, согласно законопроекту, США должны компенсировать ущерб от санкций, включая потери от контрсанкций, проинформировала газета «Известия».