"Итак, президент США Джордж Буш принял решение о введении пошлин на импорт стали в размере 8 - 30 проц. (тарифы подняты на 16 видов стальной продукции). На импорт из России, Японии, КНР, Южной Кореи, Украины, Бразилии и ряда других стран могут быть введены, помимо пошлин, еще и квоты (то есть количественные ограничения) на поставку. Можно ли назвать случившееся случайным? Не думаю. Отечественные металлурги на протяжении последних лет не вылезают из процедур антидемпинговых расследований в ряде стран мира. Так что голосить по поводу внезапной торговой войны - напрасный труд.
Напомним правила инициирования антидемпинговых процедур. Сам демпинг определяется как продажа товара на зарубежном рынке по цене ниже его нормальной стоимости на внутреннем рынке страны-производителя или экспортера. В случаях, когда экспортная цена не вызывает на мировом рынке доверия из-за особых отношений экспортера и импортера (их неафишируемой взаимосвязи, аффилированности), последняя моделируется на основе цены, по которой товар перепродается первому независимому покупателю. Следует учитывать, что Россия для зарубежных торговых партнеров (включая американских) - страна с нерыночной экономикой, то есть одно большое предприятие. Поэтому и антидемпинговая мера принимается не против конкретного участника рынка, а "одна на всех". В определенном смысле повышение пошлин на российскую сталь можно рассматривать именно так.
ПОСРЕДНИКИ ПОСРЕДНИКОВ
Вы найдете удивительно мало примеров прямых поставок с российских заводов-производителей в адрес американских конечных потребителей. Все металлы (как российскими производителями, так и их отечественными посредниками) первоначально отправляются в адрес перекупщиков. На Лондонскую биржу металлов отечественные товары "добредают" в результате трех-четырех перепродаж.
Именно поэтому традиционно (еще с времен СССР) экспортная цена отечественных товаров не вызывает у экспертов доверия по причине аффилированности между экспортерами и перекупщиками.
Очень важно понять разницу в терминах "экспорт стали в США" и "покупка российской стали конечными потребителями в США". Металлы могут поставляться из России в адрес американских (по прописке) перекупщиков. Типа "Dexicon LLC" (Деловер), "United Northland Investment Corp" (Деловер), "Marintrade Int., Inc" (Деловер) и др. Однако ни одна из этих фирм конечным потребителем не является. Как же строится экспорт российской стали в Америку? И из чего, соответственно, складывается ее цена?
"НАКРУТКА"
Рассмотрим конкретные схемы доставки российских товаров на Лондонскую биржу металлов и методы расчета за товар с российскими заводами-производителями. Начнем с государственных посредников. Они, как правило, осуществляют операции через своих офшорных партнеров. Возьмем, к примеру, государственный "Промсырьеимпорт".
Он осуществляет эти операции через дружественные "MTD Handelsgesell-schaft" (Австрия), "MFI Consulting Ltd" (Ирландия), польскую "TGG Polska" и др.
Ясно, что конечная цена металла включает в себя цену производителя плюс многочисленные накрутки посредников.
Бизнес с участием государственных посредников использует, как мы убедились, излюбленные россиянами офшорные схемы. Но и это не все. Зачастую этот бизнес не только бизнес. И тогда понятно, почему государству так не нравятся предпринятые американцами меры. Эти меры, как можно предположить, мешают решению конфиденциальных проектов, реализуемых вместе с продажей металлов.
Что имеется в виду? Прежде всего конфиденциальный откуп внешней госзадолженности. Такой сюжет. Международная ассоциация цветной металлургии "Интерцветмет" (внешторговый посредник государственного "Вторчермета") проводила торговые операции через ряд фирм (при участии "G.H. Oil Holding Ltd" (Canada + BVI), "Andromeda International Ltd" (Canada + BVI), "V.R. Metals Ltd" (Кипр) и др. Металлы из резервов Российской Федерации, находящиеся на складе в Роттердаме, использовались в качестве обеспечения внешней задолженности страны. Заметим, что все канадские (по прописке) посредники имеют счета в банках Кипра.
Теперь посмотрим на частных посредников российских металлургов. Так, "Интерурал" использует в этих целях уже хорошо знакомые нам офшорные цепочки. (В частности, "Stena Metal" (Гетеборг, Швеция), "Rimaco Handels GmbH" (Австрия), английские "General Metals Ltd" и др.) Даже такой мелкий посредничек, как краснодарская фирма "Металлэкспорт", и та экспортирует металлы в адрес некой "Алтримэкс Лтд" (Эдмонтон, Канада).
ТА ЗАВОДСКАЯ ПРОХОДНАЯ
Идентичная картина наблюдается при экспорте металлов самими российскими заводами-производителями.
"Тулачермет" предпочитал фирмы "Prime Trade" (Цуг, Швейцария), "Robecco Trading Ltd" (Ireland), "Trans Commodities Inc" (Швейцария + США) и "Trans Commodities International Ltd" (Британские Виргинские острова). Чтобы у читателей не было сомнений в "особых отношениях экспортеров и импортеров", приведем как иллюстрацию историю последней упомянутой фирмы. Несколько лет назад она имела традиционное для иностранных компаний название - "Moskow Sugar International Ltd" и была зарегистрирована в офшоре на Британских Виргинских островах и только потом была переименована.
Аналогичные с непринципиальными нюансами схемы использует Оскольский электрометаллургический комбинат, Новолипецкий металлургический комбинат, Салдинский металлургический комбинат, Западно-Сибирский металлургический комбинат, "Орско-Халиловский металлургический комбинат" (НОСТА) и др.
Но вот самое интересное. Кто бы ни перепродавал российские товары и какими изощренными каналами ни пользовался, на Лондонскую биржу металлов они поступают преимущественно через посредников, аффилированных с "Jugometal Import & Export of Ores and Metals" (Belgrade, Ygoslavia), "Trans World Metals (UK) Ltd" в Лондоне, Glencore/Marc Rich", "Intertrade-metals" (в кантонах Цуг, Цюрих и Баар), и некоторых других. По сути эти схемы остались неизменными с давних советских времен (трансформировались лишь названия фирм). Конечным покупателям в Америке эти товары попадают в основном через этих перекупщиков. Возвращаясь к терминам антидемпинговых процедур, заметим, что первым независимым покупателем можно рассматривать фирмы, купившие российскую сталь на Лондонской бирже металлов у перепродавцов.
Допустим, российское правительство решило резко протестовать против мер США. Кого оно в этом случае защищает - отечественных производителей или иностранных перепродавцов? И кто должен лоббировать интересы последних - российское правительство или правительства стран регистрации перепродавцов, включая США? Вы сможете представить себе ситуацию, когда Джордж Буш лоббирует интересы Марка Рича?
Не следует забывать, что российские предприятия-производители получают лишь цену за товар, оплаченную первым перепродавцом, и никогда не получают полную цену товара, выплаченную американским конечным покупателем.
Поэтому, строго говоря, российскому производителю рост американских тарифов до лампочки, так как в прямые расчеты с конечными покупателями он никогда не вступает. Интересно, что разница в ценах первого перепродавца и конечного потребителя составляет от 30 до 60 проц. (может быть, и больше, это зависит от сорта металла и др. обстоятельств). Другими словами, американские меры воздействия могут быть рассмотрены как экономический стимул для борьбы с сомнительными офшорными посредниками, следовательно, они - во благо российскому производителю, который наконец-то сможет получить полную цену за свой товар. Сократите цепочки посредников - повышенные тарифы ничуть не уменьшат прибыли наших производителей.
Напомним, что сегодня же валюта, которую могли бы получать российские производители, работающие на экспорт ("МН" не раз писали об этом), оседает на офшорных счетах и после возвращается в Россию то под видом "иностранных кредитов", то "иностранных инвестиций" и др.
Действия американцев могут и должны стимулировать отечественные предприятия на заключение прямых (без посредников) контрактов с зарубежными потребителями. Кстати, задолго до американских мер "Северсталь" подписала соглашение с французской "Vsinor Auto" о строительстве в Череповце линий по производству оцинкованного проката мощностью 400 тыс. в год, чем существенно снизила риски потерь.
Ничего ужасного в действиях американской администрации нет. Во-первых, вмешательство ЕС поможет смягчить ситуацию. Во-вторых, Америка честно предупредила всех заранее, что будет вести войну с мировым терроризмом, включая войну с офшорными расчетами. Кто не пожелал это услышать - тот проиграл. И в-третьих, Россия может извлечь из этой истории пользу - расчистить экспортные схемы от мути прошлых лет и вернуть на отечественные заводы-производители существенные средства, скрываемые от налогообложения и используемые различного рода посредниками на собственные нужды.
ДОСЬЕ МН
В ноябре 1998 года одна из крупнейших американских сталелитейных корпораций, "Виллинг-Питтсбург стил корпорейшн", передала в суд штата Огайо иск к 12 компаниям из России. В конце февраля 2000 года Комиссия Евросоюза заявила о начале антидемпингового расследования против поставщиков из России. Аналогичные процедуры инициировались даже Малайзией и Бразилией. "