FLB: Российская и украинская пресса запестрела сообщениями о том, что КБ Антонов продал проект Ан-225 «Мрия» китайской компании. Однако, добрая половина публикаций называла такую трактовку фейком, и объясняла, что это была не продажа «Мечты», а договор о сотрудничестве.
"
FLB решил разобраться, что же это было, действительно продажа всего проекта, начиная от чертежей, заканчивая единственным экземпляром самого крупного самолёта в мире, или попытка наладить вместе с китайцами производство «летающих космодромов», как называли самолёт Ан-225 ещё в Советском Союзе.
Так, РИА «Новости-Украина» пишет, что согласно подписанным документам Китай получил право собственности на самолёт, которое подразумевает использование чертежей и спецификации машины.
Так же агентство сообщает, что по условиям сделки «Антонов» должен достроить второй самолёт, который до сих пор стоит недостроенным на заводе предприятия.
«Цензор.net» сообщает, что переговоры по продаже проекта Ан-225 начались ещё в мае, а второй этап контракта, предусматривает то что «Антонов», совместно с китайской компанией Aviation Industry Corporation of China (AVIC), наладит серийное производство «Мрий» в Китае.
При этом в статье особо подчёркивается, что AVIC – китайская государственная аэрокосмическая и оборонная компания, которая занимает 143 место в списке Fortune Global 500.
Однако, другое информационное украинское агентство - УНИАН вышло с полным опровержением информации от своих коллег. По их данным, украинское государственное предприятие «Антонов» официально опровергает эту информацию. В пресс-службе авиастроительной компании говорят, что действительно делегация «Антонова» проводила переговоры в Китае, но их подробности компания выложит позже.
Эта двусмысленность в отношении самого громкого и высокотехнологического украинского промышленного проекта имеет вполне рациональное объяснение. Бизнес-агентство «Экономика сегодня» пообщалось со старшим научным сотрудником ВШЭ, экспертом по Китаю Василием Кашиным, и вот что он пояснил агентству.
Во-первых, переговоры «Антонов» вел не с Aviation Industry Corporation of China, а с Aerospace Industry Corporation of China. Общее у этих компаний только одно – аббривеатура AVIC. И если Aviation Industry Corporation of China, это крупнейший авиастроительный концерн, имеющий общие проекты, например, с отечественной Объединённой авиастроительной корпорацией, то Aerospace Industry Corporation of China это микроскопическая гонконгская компания, штат которой едва ли превышает 10-15 человек.
Этих сил явно не хватит, чтобы воскресить украинскую «Мечту».
В унисон со словами Василия Кашина звучит майское сообщение РИА «Новости-Украина», которое озаглавлено пословицей «Дурень думкою богатеет».
В нём говорится, что по самым скромным подсчётам для достройки второго борта Ан-225 нудно $300 млн, а для начала их серийного производства никак не меньше $3-4 млрд.
Более того, если деньги найдутся, перед «мечтателями» возникнет второй вопрос, где брать комплектующие для Ан-225. Ведь для того чтобы построить первый экземпляр в СССР над этим работало порядка сотни заводов по всему Союзу. Главными поставщиками были Ульяновское и Ташкентское авиационные производственные объединения. И если Ульяновское до сих пор работает по своему главному профилю, то Ташкентское на данный момент перепрофилировалось в общепромышленное.
А это значит, продолжает в своём пояснении агентству «Экономика сегодня» старший научный сотрудник ВШЭ, эксперт по Китаю Василий Кашин, что для возобновления производства нужно использовать других поставщиков, и соответственно, другие комплектующие, что превращает чертежи, по которым построена единственная «Мрия» в музейный экспонат.
Всю документацию для возобновления производства, надо разрабатывать по новой. А это серьёзная задача на много лет вперёд даже для настоящей авиастроительной компанией, которой китайский партнёр «Антонова» не является.
В Поднебесную «ушло» всё, от чертежей до самого самолёта, существующего в единственном экземпляре.
Чертежи Ан-225 были куплены китайцами, считает эксперт, про запас, для изучения и получения опыта. Рамочное соглашение о создании в провинции Сычуань производственной базы для строительства Ан-225, тоже мало что значит, рамочные соглашения – не более чем договор о намерениях и ни к чему никого не обязывает.
Так что, похоже, это просто попытки показать, что за двадцать пять лет независимости, Украине всё-таки есть чем гордиться. Ведь после пышных торжеств в Киеве, приуроченных к четвертьвековому юбилею украинской государственности, в немалом количестве стали появляться статьи, из которых становилось понятно, что гордиться-то Украине особенно нечем.
В частности, о микроскопических успехах современной украинской экономики говорит украинский медиа-эксперт Анатолий Шарий, в своём анализе того, что считает достижениями Государства президент Украины Пётр Порошенко.
Когда в стране за год открылось всего два завода, инвестиций в которые вряд ли хватит для того чтобы привинтить одно крыло к недостроенной "Мрии", то экономике такого государства, как воздух, нужны громкие технологические прорывы, даже такие, которые свершаются только на страницах средств массовой информации."