FLB: Что может предпринять Россия в данной ситуации, руководствуясь российским и международным правом, а также мировой практикой борьбы с терроризмом
" Фото РИА Новости
В среду стало известно о проведенной ФСБ операции по задержанию диверсантов Минобороны Украины, планировавших теракты в Крыму и устроивших прорыв на границе с Крымом, в результате чего погибло двое российских военнослужащих. Российский президент Владимир Путин заявил, что Украина, вместо того, чтобы искать пути мирного урегулирования, перешла к практике террора. Также президент пообещал не оставить без ответа гибель военнослужащих. О том, что может предпринять Россия в данной ситуации, руководствуясь российским и международным правом, а также мировой практикой борьбы с терроризмом, рассуждает на страницах РИА Новости юрист Илья Ремесло.
Право на самооборону
Статья 51 Устава ООН предусматривает неотъемлемое право государства прибегнуть к силе в порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения. Сразу отмечу, что данное право распространяется на случаи террористического нападения не только со стороны государства, но и со стороны парамилитарных групп, укрывающихся на его территории.
Так, в 2001 году, сразу после терактов 11 сентября в США, Совет Безопасности ООН дал расширительное толкование статье 51 Устава ООН, приняв резолюцию 1368 (2001). В ней Совбез ООН пришел к выводу, что события 11 сентября 2001 года представляли собой вооруженное нападение, и США имеют право на самооборону. Используя резолюцию Совбеза ООН, США самостоятельно и без санкции Совбеза проводили специальные операции за рубежом, разыскивая и уничтожая террористов в тех государствах, которые их укрывали. Подобные действия прямо предусмотрены как американским законодательством об органах национальной безопасности, так и военной доктриной.
Подчеркну в связи с этим, что не имеет никакого значения заявление украинских властей о том, что государство Украина не планировала и не проводила диверсионную операцию. Как мы выяснили выше, право на ответные действия возникает вне зависимости от степени участия государства в террористической атаке. Добавлю, - указывает автор, - что обнародованные ФСБ улики (специальное вооружение, задержанные лица) позволяют говорить о том, что за атакой стояло именно украинское государство.
Борьба с терроризмом за рубежом
Опыт устранения террористов за рубежом имеют не только американские, но и израильские спецслужбы. За последние 50 лет они провели массу операций по задержанию и уничтожению террористов за рубежом. Так, в течение нескольких лет агенты "Моссад" нашли и ликвидировали за рубежом всех боевиков группировки "Черный сентябрь", которая захватила в заложники израильских спортсменов-олимпийцев.
Российское законодательство также развивается в русле мирового опыта борьбы с терроризмом и предусматривает необходимость борьбы с международной террористической деятельностью за пределами России. Военная доктрина России прямо предусматривает применение вооруженных сил за рубежом в целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан.
В статье 10 Федерального закона "О противодействии терроризму" также указывается, что Вооруженные силы Российской Федерации осуществляют пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации посредством применения вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз, а также использования формирований Вооруженных сил Российской Федерации для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.
Также, согласно статье 9.1 Федерального закона "О федеральной службе безопасности", подразделения специального назначения органов федеральной службы безопасности по решению президента Российской Федерации могут использоваться против находящихся за пределами территории Российской Федерации террористов и (или) их баз для устранения угрозы безопасности Российской Федерации.
Нападение украинских диверсантов представляет собой классический случай, когда государство не просто укрывает террористов на своей территории, а само является террористом – в лице должностных лиц силовых ведомств, принимавших решение о нападении на Крым.
Террористы и их укрыватели
Представляется необходимым объявление данных лиц в международный розыск и предъявление требования к Украине об их выдаче как международных террористов.
В случае отказа в выдаче – применение всего вышеуказанного арсенала для проведения операций за рубежом. При этом все украинские чиновники, причастные к укрывательству данных лиц, автоматически будут считаться их пособниками, со всеми вытекающими. Аналогичный подход следует применять и к должностным лицам иных западных государств, для которых есть "неправильные" и "правильные" террористы, которым систематически оказывают финансовую и дипломатическую поддержку.
Борьба с оправданием терроризма
Следует также обратить особое внимание на медиа-пространство, в котором должна присутствовать "нулевая терпимость" к оправданию террористов. К сожалению, мы систематически наблюдаем подобные попытки со стороны "либеральной внесистемной оппозиции" и соответствующих СМИ. Во время суда над террористами Сенцовым и Кольченко нашлось много желающих объявить их невинными жертвами режима – и это несмотря на все факты, установленные следствием и судом. Вот и сейчас появляются заведомо лживые вбросы с искажением фактов о произошедшем в Крыму. Их цель – оправдать террористов и дискредитировать российские органы безопасности. При этом статья УК РФ о наказании за оправдание терроризма сформулирована довольно расплывчато и не предусматривает ответственности за подобные действия – отмечает автор.
На это следует обратить особое внимание – ведь борьба с терроризмом проявляется не только в спецоперациях, но и в сотрудничестве всех граждан с государством ради собственной же безопасности.
Россия на протяжении своей новейшей истории систематически сталкивалась с террористами и никогда не оставляла их безнаказанными. Считаю, что не должны стать исключением и киевские террористы, которые под прикрытием западных хозяев окончательно перешли границы дозволенного – резюмирует автор.
- бизнесмен, миллиардер. Избран президентом Украины 25 мая 2014 года). По последним оценкам Forbes (март 2014), он занимает 7-е место среди украинских богачей (состояние — $1,3 млрд). Прихожанин Украинской православной церкви Московского Патриархата.