FLB: Тупик демократии. Только 14 % американцев считают, что политики США слушают и слышат своих избирателей
"Известный исследовательский центр Gallup результаты опроса, согласно которому граждане США уверены в том, что основные спонсоры и лоббисты имеют намного больше влияния на политиков, нежели избиратели.
К примеру, отвечая на вопрос «Какое влияние, на Ваш взгляд, оказывают следующие участники на голосование Конгресса?», голоса респондентов разделились следующим образом: спонсоры – 64%, лоббисты – 55%, партийные лидеры Конгресса – 45%, избиратели – только 14%. В группе наиболее политических осведомленных граждан распределение голосов за спонсоров, лоббистов и людей, которых конгрессмены представляют, составило – 78%, 78% и 8% соответственно.
Снимок портала КОНТ
Такой расклад в общественном мнении США дает основания полагать, что «экспортеры» демократии лишь на словах исповедуют «власть народа», тогда как в реальности сами американцы живут под властью денег, где можно купить мнение и позицию практически любого политика – достаточно щедро профинансировать его деятельность в нужном спонсору направлении. О такой модели общественных отношений, надо сказать, мечтали и в России, на заре «молодой демократии». Власть «Семибанкирщины», когда владельцы капиталов ногой открывали дверь в любое государственное учреждение и решали свои вопросы по своему усмотрению лишь один, но весьма серьезный пример.
Разумеется, в США есть вполне себе реальные институты гражданского общества, которые годами ведут борьбу с теми или иными проявлениями «власти денег», идущей вразрез с реальными интересами граждан США. Однако это противостояние пусть даже и сотен тысяч людей огромной системе, ресурс которой фактически безграничен. Обнаружить в США какой-либо масштабный аналог обеспечения прямой связи по линии «граждане - президент», вроде российского ОНФ, не удалось. Американскому президенту, разумеется, приятнее завтракать и встречаться с акулами бизнеса, пусть они даже и беглые уголовники типа Леонида Невзлина, нежели выслушивать претензии собственного гражданского общества. В России же мы видим альтернативную американской модель, где обратная связь – «президент- избиратели» установлена, и многие решения, которые касаются непосредственно граждан, принимаются учетом конструктивных замечаний и предложений.
Оба хуже
Возможно из-за отсутствия внятной, ну кроме денег, модели взаимодействия, в США, накануне важнейшего события – выборов президента, каждый четвертый избиратель имеет претензии к обоим претендентам на высокий пост. Все тот же Gallup на основании своих исследований указывает, что «один из четырех американских избирателей имеет неблагоприятное мнение о Хиллари Клинтон и Дональде Трампе. Это в два раза превышает негативный уровень восприятия кандидатов в президенты в 2012 г. и в 4 раза выше совместного уровня непопулярности кандидатов, зафиксированного в 2008 г. При таких раскладах угроза легитимности будущей власти в США – вполне реальна.