FLB: Британия в ожидании скандального доклада. Подслушанный разговор – Блэр не смог отказать Бушу. Безответственные информаторы и генераторы войны, породившей ИГИЛ
"Британские депутаты намерены инициировать судебное преследование в отношении бывшего премьер-министра Соединенного Королевства Тони Блэра в рамках расследования обстоятельств участия Великобритании в войне в Ираке. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на данные газеты The Guardian.
По сведениям газеты, депутаты британского парламента, представленные лейбористами и шотландскими националистами, предпримут "попытку привлечения к ответственности бывшего премьер-министра в день публикации доклада следственной комиссии Джона Чилкота об обстоятельствах участия Великобритании во вторжении в Ирак". В качестве возможной меры наказания Блэру может грозить пожизненный "запрет на занятие должности главы правительства", отмечает издание. "Причина (данной инициативы) состоит в том, что 179 британских солдат были убиты и 150 тыс. человек погибли в результате конфликта в Ираке, при этом мир столкнулся с террористической угрозой", - сказал депутат от Шотландской национальной партии Алекс Салмонд, призвавший Блэра понести "юридическую и политическую расплату" за втягивание Великобритании в эту войну.
Как породили войну
Характерно, что осенью 2015 года Тони Блэр, что возникновение террористической организации ИГИЛ* связано с вторжением коалиции во главе с США в Ирак. Блэр также извинился за допущенные в ходе операции ошибки. «Я извиняюсь за то, что полученные нами разведданные были неверными. Также я извиняюсь за некоторые ошибки в планировании и, конечно, нашу ошибку в понимании того, что произойдет после свержения режима. Но мне трудно извиниться за свержение Саддама", - добавил Блэр в интервью CNN. Кроме того, тогда же газета Daily Mail со ссылкой на секретную переписку Колина Пауэлла, который занимал пост госсекретаря (2001-2005), ранее сообщила, что экс-президент США Джордж Буш и бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр еще за год до вторжения в Ирак договаривались о военных действиях против иракского президента Саддама Хусейна. При этом Блэр продолжал публично говорить о дипломатии и отвергать военное вмешательство.
Подслушанный разговор
О том, как договаривались по поводу Ирака Джордж Буш-мл и британский премьер, на страницах все той же The Guardian вспоминает Сара Хелм. «Незадолго до вторжения в Ирак мне удалось подслушать телефонный разговор Джорджа Буша и Тони Блэра, чей характер сыграл важную роль в процессе принятия решения о вторжении в Ирак. «Живя с человеком, который работал непосредственно с премьер-министром страны, я узнала об особенностях характера Блэра. Телефон звонил непрерывно, и я всегда старалась подслушать ответы на вопросы премьер-министра и, таким образом, узнать, что его беспокоило, что ему было нужно и в какое время дня, кому он доверял, какой чиновник вступил в должность, кого уволили и почему» - поясняет автор.
Было примерно 10 часов вечера по лондонскому времени. Дети уже отправились в душ. Внизу у нас были рабочие, поэтому Джонатану пришлось разговаривать по телефону в спальне. Не подслушивать было просто невозможно. В любом случае мне бы хотелось поддержать Блэра. Он хотел попытаться убедить Буша принять правильное решение и дождаться второй резолюции ООН» - вспоминает автор и приводит диалог, который ей удалось записать.
Голос американского военного: Господин премьер-министр. На линии президент США.
Длинная пауза. Ожидание. Кажется, что Буш очень далеко. А Блэр — очень близко, как будто в спальне.
Джордж Буш: Здравствуйте!
Блэр: Здравствуйте, как ваши дела?
Буш: У меня все отлично. Отлично. Но давайте о более важном — как ваши дела? Вы такой смелый. По-настоящему смелый. И ваш язык тела. Правда. Я видел вас по телевизору. Потрясающе. Настоящих лидеров будут помнить всегда. Поверьте мне.
Блэр: Да, пожалуй. Порой это трудно. Поверьте. Но вы тоже хорошо справляетесь.
Буш: Я? Я просто уже готов задать жару.
Блэр нервно смеется.
Спустя несколько реплик, выражающих взаимное восхищение — особенно «языком тела» друг друга — Блэр пытается сделать первый ход, подняв вопрос о французах. Президент Франции Жак Ширак (спустя пару лет, противник нестабильности в Сирии Ширак, точно также как Блэр вступит в сговор с Бушем-мл. в отношении Сирии, а затем Олланд начнет поставки оружия радикалам – прим. FLB ) становится причиной проблем, выступая против второй резолюции, говорит он.
Буш: Да, но чего французам вообще удалось добиться? Какие войны они выиграли со времен Французской революции? (Какие войны затеянные США привели к демократии? – прим FLB. )
Блэр: Да, верно.
Далее следует несколько неприятных шуток о французах. Затем премьер-министр предпринимает еще одну попытку.
Блэр: Итак, что мы будем делать дальше?
Буш: Я хотел бы, чтобы вторую резолюцию приняли в пятницу. Нам нужно перейти к завершающей стадии, закрыть вопрос.
Пауза.
Блэр: Позвольте мне объяснить нашу точку зрения… Я хотел бы, чтобы европейцы нас поддержали, поэтому пятница — это слишком рано…
Долгое молчание. Доносятся звуки тихого разговора в Овальном кабинете. Спустя мгновение я слышу, как Буш снова взял трубку телефона и внезапно сменил тему беседы, заговорив о Владимире Путине. Потом Буш и Блэр вместе смеются над Гансом Бликсом (Hans Blix), инспектором ООН по разоружению Ирака, который не нашел никаких следов оружия массового уничтожения в этой стране. Буш называет Бликса «это ничтожество», а затем говорит о новых данных разведки, касающихся оружия массового уничтожения, которое Саддам готовится «отгрузить».
Буш: И знаете что? Мы можем поставить жучков и сделать так, что Ширак все это услышит. Чтобы доказать ему… И когда этот *** (нецензурная лексика — прим. ред.) ударит по Европе, они будут спрашивать: «А где же были Джордж и Тони?»
Смеются. Сидя в своей спальне и слушая этот разговор, мы молча надеемся на то, что Блэр сделает еще одну попытку. И он решается.
Блэр: Мы должны объяснить людям, что мы идем на войну не потому, что хотим этого, а потому, что у нас нет иного выбора.
Буш: Да. Завтра я выступаю с речью, и я попробую вставить в нее несколько слов об этом… Но мне нужно поработать над своим языком тела. Ваш язык тела великолепен. Как вы это делаете?
Блэр: Да уж.
К этому моменту становится ясно, что попытка Блэра договориться с Бушем о времени принятия новой резолюции и, таким образом, начала войны провалилась. И он это знает. Но прежде чем повесить трубку, Буш чувствует необходимость — снова — приободрить Блэра.
Буш: Знаете, Тони, американский народ никогда не забудет то, что вы делаете. Меня часто спрашивают, правда ли, что премьер-министр Блэр во всем вас поддерживает? Вы ему верите? А я отвечаю, что это так, потому что я признаю в человеке лидерские качества, если я их вижу. И истинное мужество. Он нас не подведет.
В этот момент Блэр снова смеется, по всей видимости, сомневаясь в том, как нужно реагировать на эти слова.
Блэр: Возможно, это станет моей эпитафией.
Буш: [смеется] Вроде: «Покойся с миром. Здесь лежит по-настоящему мужественный человек»?
Блэр: [заметно нервничает] М-да, верно.
После этого Блэр предпринимает последнюю попытку достучаться до Буша, на этот раз упоминая о мирном договоре между израильтянами и палестинцами, который, как он всегда надеялся, должен стать итогом войны, но Буш уже торопится закончить беседу. И с этим повисшим в воздухе образом эпитафии Блэра телефонный разговор подходит к концу.
Буш: Мне нужно ехать в Техас. Но будьте на связи. И помните — мужество.
В той тишине, которая образовалась после окончания разговора, я представила себе Блэра, сидящего в одиночестве у себя в резиденции и размышляющего над своей эпитафией. Мы не знаем, о чем он думал в тот момент — о том, что он проиграет голосование в Палате Общин, поскольку ему не удалось заручиться поддержкой по второй резолюции ООН, или же о том, что этот поздний разговор с человеком, который был готов обсуждать только свой «язык тела», является предвестником катастрофической войны, в которую ему придется вступить.
«Этот телефонный разговор между Бушем и Блэром, с моей точки зрения, стал еще одним свидетельством этой чрезмерной уверенности, но в последние его минуты Блэр, возможно, уже начал понимать, куда ведет эта беседа: к концу его политической карьеры. Мне кажется, что в своем докладе Чилкот должен уделить внимание характеру Блэра. Возможно, он так и сделает – полагает автор. По мнению репортера, «если Чилкот обратится к этой телефонной беседе, у него будут по крайней мере некоторые основания заключить, что Блэр подчинился Бушу, потому что — несмотря на все дурные предзнаменования — ему не хватило мужества сказать «нет».
Еще несколько обстоятельств
Неверные разведанные, упомянутые Тони Блэром, касательно ОМУ в Ираке, заставляют вспомнить еще несколько вещей.
Во-первых, правительство Великобритании составило досье об оружии массового уничтожения в Ираке, основываясь на сведениях, полученных от иракского таксиста. Эту информацию «Таймс» сообщил член парламента, консерватор Адам Холлоуэй (Adam Holloway). По его данным, в 2001 году таксист подслушал разговор, который вели на заднем сиденье его такси два высокопоставленных иракских военнослужащих. Этой информацией таксист поделился с источником в Секретной разведывательной службе (MI6). Позже она попала на Даунинг-стрит, став частью иракского досье. При этом агент MI6 передал эту информацию с пометкой "может быть недостоверной". По словам Холлоуэя, кабинет министров это замечание проигнорировал.
Во-вторых, добытой по ОМУ информацией гордилась одна британская частная структура - Erinys International. Она, как сообщалось, предоставляет широкий спектр услуг от подготовки военнослужащих и консультаций в военной области до участия в армейской оперативной деятельности, работе полиции и разведслужб. Erinys была основана в 2002 году Шоном Клири, чиновником в годы апартеида в ЮАР, имеющий связи с ангольским правым экстремистом Жонасом Савимби, лидером и основателем повстанческой группировки УНИТА, а также отставным британским военным Джонатаном Геррэттом. Геррэтт, в свою очередь, был в тесных отношениях с Ахмедом Халади, поставлявшим сведения для досье ЦРУ о наличии у Саддама Хусейна оружия массового уничтожения. Досье послужило основанием для вторжения в Ирак, но ОМУ там так найдено не было. Позднее именно Халади помог Erinys заключить 86-миллионный контракт с правительством Ирака на охрану нефтяных полей и трубопроводов. Услугами Erinys пользуются ООН, правительства США и Великобритании. Данная фирма фигурировала в скандале вокруг смерти Литвиненко в Лондоне. Её представителей допрашивали в качестве свидетелей. В настоящий момент Erinys, как представляется, работает в Ираке под вывеской Erinys Iraq.
Сведения эти приведены здесь потому, что частной фирме, намутившей «досье по ОМУ в Ираке» ради прибыли, видимо, ничего, в отличие от Блэра, не будет. Как, впрочем, и генераторам вторжения в Ирак – США.
В-третьих, мировая пресса как-то уже подзабыла имя доктора Дэвида Келли. Правительственный советник по вопросам вооружений попал в центр разразившегося в Британии скандала, после того, как журналисты Би-Би-Си открыто обвинили правительство Блэра в преувеличении данных досье по иракскому ОМУ. Британское военное ведомство решило, что репортеров на фальсификацию «досье по ОМУ» навел доктор Келли. (На самом деле это был он, поскольку понял, что к войне в Ираке привели манипуляции с данными об ОМУ и хотел это остановить – прим. FLB).
После дикого скандала вокруг фальсификации сведений, озвученных, к слову, на уровне ООН американскими деятелями с пробиркой в руках, и ставших предлогом для вторжения в Ирак, Дэвид Келли был найден мертвым в лесу, в двух милях от своего дома. Рядом с его телом полиция обнаружила нож и пакет с обезболивающими препаратами. По заключению судмедэкспертизы, Дэвид Келли, как отмечалось в прессе, покончил с собой, вскрыв вены и приняв сверхдозу лекарственных препаратов. Он скончался в результате потери крови. В своем заявлении для общественности, озвученном полицией, родные доктора Келли написали, что жизнь стала для него «невыносимой» – отмечали британские издания.
Всех ли вспомнят?
Вспомнят ли о роли и месте США в подстрекательстве к войне, которой могло и не быть, или об упомянутой выше частной разведывательной структуре, причастной к добыванию данных для досье по ОМУ в Ираке, оказавшихся фальшивыми, а так же трагическую историю доктора Келли составители доклада, узнаем уже скоро. Сам документ об обстоятельствах участия Великобритании в рамках военной кампании НАТО в Ираке в 2003 году как планируется, будет опубликован 6 июля 2016 года.
*ИГ (ИГИЛ) – террористическая организация, запрещенная в России и ряде других стран "