FLB: "Каста неприкасаемых" для полиции. Рёв мотоцикла сопоставим с грохотом товарного поезда.
"
«Совершенно секретно» выходит с материалом, рассказывающем о том, что мотоциклисты в России – это отдельная каста неприкасаемых. Почему полиция закрывает глаза на массовые нарушения правил дорожного движения? Не потому ли, что глава МВД Владимир Колокольцев сам любит «погонять на байке»?
Мотоциклисты – это единственная категория водителей, которая фактически существует вне правил дорожного движения. Их практически не ловят за скорость, они в нарушение правил несутся между рядами, они ездят с нечитаемыми, перевёрнутыми госномерами, их не наказывают за прямоточные глушители, когда шум проносящегося мотоцикла зашкаливает за 95 децибел и сравним с грохотом товарного поезда.
Лето – прекрасная пора. Но стоит ему лишь начаться, стоит лишь сойти снегу и зазеленеть траве, как появляются они. Подобно всадникам апокалипсиса они врываются в наши города и с диким рёвом проносятся мимо наших окон. Правда, сравнивать мотоциклистов с карой божьей всё-таки чересчур. Для большинства горожан они больше походят на бессовестных отмороженных хулиганов, которые попросту мешают нормально жить.
Образ мотоциклиста, пишет «Совершенно секретно», овеян романтикой. Прямое, уходящее вдаль шоссе и беспечный ездок, уносящийся за горизонт. Но всё это здорово, когда под колёсами мотоцикла Route 66, а мимо проносятся просторы техасской прерии. А вот когда всё это дело происходит где-нибудь на улице Декабристов в городе Ногинске, в три часа ночи, и рёв моторов отражают не склоны каньона, а стены стоящей напротив многоэтажки, кратно усиливая этот звук, то какая уж тут романтика?
Вообще складывается впечатление, что мотоциклисты в нашей жизни находятся вне досягаемости закона. Достаточно посмотреть, как они крепят к своим байкам регистрационные знаки, иногда просто вверх тормашками. Оправдания, что мотоциклы иностранных производителей не имеют штатного крепления для номерных знаков российского стандарта – не более чем чушь. Кастомайзинг, то есть переделка стокового транспортного средства в нечто уникальное, распространён в мотоциклетной среде, как ни в какой другой. Этим занимаются, как клубы по интересам, где-нибудь в гараже на окраине Солнцева, так и серьёзные брендовые мастерские. И если у человека находятся деньги, чтобы заказать себе спицованные колёса, или бензобак необычной формы, то трудно поверить, что он не оплатит работу мастера, который сделает ему приличный держатель регистрационного номера. Но нужно ли это самому мотоциклисту, ведь ездить с перевёрнутым номером – это и позиция, и вызов. А бездействие – полиции в этом отношении, только культивирует такое положение вещей. Могут себе позволить…
«Стрелки СТ» – камеры видеофиксации превышения скорости вот уже как лет пять стали обыденным явлением на наших дорогах. Но единственным типом транспортных средств, который они не «ловят» в России, оказались, конечно же, мотоциклы, у которых только один номер – сзади. Для того чтобы начать фиксировать мотоциклистов, надо просто развернуть камеры по ходу транспортного потока. Но такие камеры появились только в этом году и только в Москве! Всего, по данным Центра организации дорожного движения, в столице их установлено чуть больше сорока. 40 камер, способных фиксировать нарушения мотоциклистов на всю страну! Для сравнения: «автомобильных» камер в Москве – 805, а до конца 2016 года к ним прибавится ещё 600. Естественно, такое положение вещей – главная причина того, что люди, катающиеся на мотоциклах, позволяют себе бросать вызов обществу и гонять по городам на дикой скорости и с превышающим любые разумные пределы рёвом, сообщает «Совершенно секретно».
При этом эти проблемы практически не обсуждаются в обществе. Все водители вздрагивают, когда мимо них на скорости за 150 км/ч проносится спортбайк, почти каждый морщится от ревущих двигателей мотоциклов, но в целом отношение к этим всадникам остаётся на уровне хештега #онижедети.
«Достали эти мотоциклисты!»
Вот что пишут простые люди, приведём лишь несколько реплик с сайта «Доскажалоб.рф». Светлана, г. Дмитров:
«Сил терпеть больше нет! Мы живём в центре города, а ощущение складывается, что рядом с МКАД. Каждую ночь начиная с 22:00 под нашими окнами по улицам Советской и Загорской начинаются гонки мотоциклистов. Все это действие продолжается до 04:00, а однажды до 07:00 утра. О существовании глушителей мотоциклисты даже не догадываются! Всё это действие происходит в 500 метрах от полиции города Дмитрова. Уже пытались воззвать к совести мотолюбителей, на что последовал ответ: «Закрывайте окна». Я мать двойняшек, им 6 месяцев, я и так устаю за день, но получается, что ночью тоже не могу отдохнуть: постоянно вскакиваю и успокаиваю детей».
Анатолий Иванович, Санкт-Петербург: «Невозможно выносить ночной шум от мотоциклов байкеров нашей Северной столицы. За ночь дети просыпаются по несколько раз. Когда ГАИ начнёт запрещать эксплуатацию мотоциклов с превышением норм по шуму? Особенно шумно на Московском проспекте (правительственная трасса)».
Блогер Nedv2000, г. Королёв: «У нас на проспекте Королёва в ночное время постоянно звучит музыка в автомобилях, мотоциклах… Куда смотрит наша нынешняя полиция, не знаю. Из ночи в ночь в своих окнах я только и слышу звук «продавленных» глушителей и соревнования на скорость между этими так называемыми участниками движения».
Администратор, г. Саяногорск: «Достали эти водители мотоциклов со своими ревелками… Почему так? Сегодня говорили с ГИБДД… реакция… ну, мягко говоря, пофигистская… мол, вам мешает – сами и решайте проблему».
При этом на форумах вовсю обсуждаются методы борьбы с «ревущими мотоциклистами» от самых радикальных и неприемлемых: «Предлагаю отстреливать… Так, глядишь, после одного-двух десятков дичи остальные будут сливаться с местностью», дотехнической фантастики: «Против хрустиков идеально было бы мощный магнетрон с параболическим зеркалом и мегаваттный импульс длиной пару наносекунд. Электронике моцика хана навсегда, мотор глохнет, хруст удивлённо чешет глупую репу. После повторения энного количества раз – данная дорога получит статус «проклятой», и они ездить там не будут. Собирать только сложно, хотя описания в Сети встречал».
А ведь, к сожалению, на необъятных просторах нашей страны и факты стрельбы случались. Например, в июле прошлого года под Красноярском пенсионер застрелил байкера за шум мотоцикла. «Как рассказали сотрудники правоохранительных органов, байкеру неоднократно делались замечания по поводу нарушения тишины в вечернее время, однако молодой человек их игнорировал. В итоге терпение у соседей лопнуло. Вечером 1 июля 63-летний мужчина в очередной раз начал скандалить с мотоциклистом, и в результате перепалки выстрелил в него из своего ружья».
Не это ли яркое и трагическое свидетельство того, что правоохранительные органы, да и вообще любые регулирующие государственные структуры мотоциклистами просто не занимаются? Для полиции они «каста неприкасаемых», а потому они и ездят, как хотят, практически безнаказанно, сообьщает «Совершенно секретно».
Да каждый из нас может выступить в роли свидетеля того, что мотоциклы действительно ревут, частенько это происходит по ночам, и это действительно мешает жить окружающим. Однако когда мы обратились за консультацией к автоюристу, оказалось, что всё не так просто:
«При всём моём уважении, вы не эксперт, я не эксперт, – ответил корреспонденту «Совершенно секретно» Сергей Волгин, руководитель правового департамента Российского автомобильного товарищества. – Ни вы, ни я, не можем оценивать на глаз, или на слух то, или иное нарушение, чтобы его установить, нужно обладать специальными средствами. За этими нарушениями должны следить сотрудники Гостехнадзора, органов внутренних дел, Ространснадзора».
Безусловно, Сергей Волгин прав на все сто, конечно определением, оформлением, наказанием за административное нарушение должны заниматься уполномоченные органы.
Но кто-нибудь хоть когда-нибудь видел на наших дорогах сотрудников Гостех или Ространснадзора, которые бы проверяли уровень шумности транспортных средств, как им это и предписано государством? И ведь если наши властные органы поставят себе задачу, то они с ней справятся. Вот, несколько лет назад мотовзвод ГИБДД столицы добился того, что в пределах МКАД мотоциклисты не рискуют ездить без шлема. Но с шумом, который производят ездоки на железных конях, почему-то никто не борется. А не потому ли, что наш министр Владимир Колокольцев сам любит погонять на байке?
И, кстати, сами «мотогонщики», как только на форумах поднимается тема того, что их «покатушки» надо бы хоть как-то ограничить, демонстрируют крайне анитисоциальное поведение. «Шумно, продайте свою квартиру и переезжайте в село».
«Ставьте рамы, в уши беруши – радуйтесь тому, что пешком всюду можно дойти, для этого же в центре живете!?»
Или вот как просто в Интернете реагирует на замечание зеленоградский мотоциклист: «А по весне у многих шизофреников обострения, отсюда и проблемы со сном».
Шум мотоцикла и поезда сопоставимЫ – 90 дБ
Конечно, среди мотоциклистов, пишут «Совершенно секретно», немало и законопослушных водителей, которые интересуются, каким должен быть уровень шума, чтобы не беспокоить окружающих. Но всегда найдутся те, кто будет прокачивать тему того, что для мотоциклистов закон не писан. Вот как отвечает один из участников мотофорума на вопрос о том, какие должны быть нормы звука, издаваемого мотоциклом: «Да нет ГОСТа по шумности на мотики, нет. Спроси номер у гайцов, интересно, чего ответят?»
И действительно, сотрудникам ГИБДД вряд ли найдётся что сказать. ГОСТ-то есть, называется он ГОСТ Р 41.41-2001, и в нём действительно прописано, какой уровень шумности должен соответствовать тому или иному объёму двигателя мотоцикла. Самый большой допустимый предел – 80 дБ. Но это стандарт для сертификации продукции, то есть он касается только производителей, желающих продавать свои мотоциклы на российском рынке, а вот на те, кто гоняет по ночным улицам, этот стандарт легко игнорируют.
Документа, в котором было бы чётко прописано, что уровень шума мотоциклиста на дорогах общего пользования должен составлять вот столько-то децибел, просто нет. Все стандарты и нормативы написаны так путано, что невольно кажется, что сделано это специально. Мы уже отметили, что в одном ГОСТе указан уровень в 80 дБ, а в других документах встречаются ограничения до 85, 95 и даже 100 дБ. При этом все заводы выпускают технику по единому стандарту.
«Могу засвидетельствовать, как человек, который работал с ведущими мировыми производителями мототехники, – уверил «Совершенно секретно» известный в мотоциклетном мире эксперт Дмитрий Юдин, – что те мотоциклы, которые приходят на наш рынок, все идут с выдержанными нормативами по уровню шумности. Какой бы мы мотоцикл, пришедший от производителя, не проверили бы, уровень шума был бы в порядке».
И этот стандарт – 80 дБ на холостых оборотах. А как заревёт мотоцикл на городской улице, на скорости 80, 100, 150 километров в час? А ещё находится немало умельцев, которые специально переделывают «стоковые» выхлопные системы своих мотоциклов так, что они ревут с совершенно фантастической громкостью. Реальная цель таких переделок, а называются они «прямоток», – установка прямоточной выхлопной системы, увеличение мощности мотоцикла. Шум, это приятный довесок, бонус, так сказать.
Судите сами, громкость человеческой речи от 45 до 60 дБ, громкость интенсивного уличного движения – 80 дБ. Мотоцикл едущий по улице и поезд, издают звук громкостью 90 дБ, а шум пролетающего самолёта – 130 дБ. Это усреднённые значения. Российский государственный социальный университет опубликовал научную работу «Шум как фактор риска для здоровья населения и защита от шума», в которой приведена шкала шумов: 85 дБ – очень шумно – мотоцикл с глушителем; 90 – очень шумно – грузовой железнодорожный вагон; 110 дБ – крайне шумно – вертолёт; 130 дБ – болевой порог – самолёт на старте. А по другим данным, шум работающего мотоцикла и поезда вообще сопоставим — 90 дБ. В 2014 году в Туле проводили рейд по проверке уровня шумности мотоциклов. И один из «попавшихся» мотоциклистов стал выкладывать в Интернет перипетии своих судебных разбирательств с ГИБДД. Так вот у него на мотоцикле не стоял «прямоток», просто был рассверлен выхлоп. И замеры показали значение в 110 дБ на холостом ходу. А прямоток даст звук ещё громче, и кто знает, на высоких оборотах, не дотянет ли он до уровня самолёта – в 130 дБ?
Представляете, ночью по улицам и проспектам города проносятся железнодорожные товарные составы. Именно такой уровень шума выжимают из своих двухколёсных транспортных средств гордые мотоциклисты. Здесь и закрытые стеклопакеты, и беруши не помогут.
Проблема пренебрежения нормами и правилами существует не только у нас. Но в Германии, например, нашли способ бороться с такого рода нарушителями. «Если появляется человек, который откровенно пренебрегает правилами дорожного движения, – рассказывает «Совершенно секретно» про заграничную практику мотоинструктор из Германии Вальдемар Косс, – его ловят, лишают прав на два-три года и отправляют на психологический тест, который призван выявить, можно ли вообще этому человеку выезжать на дорогу в качестве водителя. У нас это аксиома. Если человек ставит себя выше интересов общества, это значит, что он больной. И такой человек никогда не сдаст «идиотен-тест», потому что психолог его спросит, как же вы, пренебрегая законами, поставили своё эгоистическое «я» выше интересов и здоровья окружающих?»
Попробуй-ка, замерь!
У нас психологических проверок никто не проходит, и всё упирается в работу контролирующих органов. Газета «Совершенно секретно» обращалась за разъяснениями и в МВД РФ, и в ГИБДД столицы, пытаясь выяснить, каким образом производится контроль за тем, не превышают ли мотоциклисты допустимые шумовые нормы. Однако наши запросы остались без ответа. Как мы предполагаем, на это есть сразу несколько причин.
В Москве действует норматив, согласно которому уровень шума ночью не должен превышать 30 дБ. Но это экологический стандарт, и ГИБДД, видимо, считает это достаточным поводом, чтобы этой проблемой всерьёз не заниматься. А вот если норматив всё-таки начать брать во внимание, то получится, что мотоциклам ночью на дорогах столицы – просто не место.
Но ловить мотоциклистов – дело хлопотное. Сперва его останови, не остановится – догони, догонишь, задержи. Да при всём при этом у инспектора должен быть с собой «шумомер». А вдруг после всей этой кутерьмы окажется, что уровень шума в норме? А даже если и не в норме, то штраф составляет всего 500 рублей. И какой же нормальный инспектор, находясь в своём уме будет таким делом морочиться?
К тому же штраф 500 рублей для мотоциклиста – это дешевле, чем заправить полный бак бензина. Нарушитель заплатит эти смешные деньги и будет дальше спокойно ездить. Ведь шанс, что он снова попадётся, ничтожен.
Законодательных инициатив, направленных на решение этой проблемы, – море. Но толку от них ноль. Предложения увеличить ответственность за уровень мотошума, поступали в Госдуму и в 2013, и в 2015, и в этом, 2016 году. Однако пока всё это – мертворождённые законопроекты. Их суть почему-то сводится к тому, чтобы просто взять и увеличить размер штрафа для нарушителя. Так, в этом году депутат Михаил Брячак предложил увеличить его размер до 10 тысяч рублей. Относительно судьбы этой законотворческой инициативы можно быть спокойным. Новая Госдума отвергнет это предложение, и только лишь потому, что оно противоречит базовой норме Административного кодекса РФ, согласно которому штраф за административное нарушение с физического лица не может превышать 5 тыс. рублей.
В итоге мы по традиции имеем заколдованный круг. Людям изрядно осточертели ночные «покатушки» мотоциклетчиков, а автоинспекция ничего с ними не может, а главное, не хочет делать. Впрочем, кое-где власти пытаются решать проблемы шума.
Некоторые регионы, пишет «Совершенно секретно», как, например, Новокузнецк, вводят ограничения на езду мототранспорта по определённым улицам в ночные часы. И пока это самый разумный и эффективный вариант. В Белоруссии ужесточили требования к уровню шума мотоциклов при прохождении техосмотра. В Казахстане в двух городахзапретили ездить байкерам по ночам и по отдельным улицам в дневное время. Ну, как у нас, запрещено фурам въезжать в Москву, и точка.
Известный автомобильный эксперт Игорь Моржаретто, помогавший в подготовке этого материала, считает, что массовый рёв мотоциклетных моторов по ночам – явление временное. «Просто у нас ещё не сформировалась культура езды на мотоциклах, какая есть в Германии, Италии или во Франции, где мотоциклисты не являются отдельной «кастой неприкасаемых» и не позволяют себе игнорировать не только правила дорожного движения, но и интересы общества. Но эта мотоциклетная культура обязательно появится, – уверен Игорь Моржаретто, – Мы в России, привыкнем к мотоциклам на наших дорогах. Ведь у нас мотоцикл для своего хозяина почти всегда – только лишь второе транспортное средство, а значит, пока что он – игрушка, а не обычное средство передвижения».+
В общем, мы вернулись к тому, с чего начинали – #онижедети."