"Вячеслав Даржаа запомнился избирателям покушением, объектом которого он стал 26 февраля. Тогда около подъезда своего собственного дома Даржаа получил огнестрельное ранение: преступник прострелил ему мягкие ткани спины. Политологи и журналисты гадают, кому больше выгодны покушения на Даржаа - сначала физическое, теперь, так сказать, политическое. Сторонники кандидата считают, что скорее действующему главе республики Шериг-оолу Ооржаку, которого в своих выступлениях и публикациях Даржаа постоянно подвергал жесткой критике.
Например, в начале февраля вышла брошюра на тувинском языке с громким названием "Разрушенная Тува", проиллюстрированная фотографиями в буквальном смысле разваленных предприятий республики. Брошюра приводит цифры Госкомстата, сравнивающие положение в Туве в 2000 году, когда Ооржак стал председателем Совета Министров Тувинской АССР, с 2001 годом. Картина обезоруживающая. Из 72 совхозов осталось только два, один, кстати, носит имя Сергея Шойгу. По всей республике едва можно насчитать 760 тысяч голов мелкого рогатого скота, а в 1991 году было 1226 тысяч. Крупного рогатого скота осталось 105 тысяч из 205. Отсюда и спад перерабатывающего производства: в 1991 году в Туве производилось 2146 тысяч тонн колбасы, сейчас 17 тысяч. А если сократилось производство, уменьшилось и количество рабочих мест. В 2001 году в республике насчитывалось 29 тысяч безработных, то есть каждый десятый житель. Зато в 2,5 раза увеличилось количество чиновников, вместо 3400 стало 9114. Казалось бы, президенту Ооржаку есть за что невзлюбить правдолюба Даржаа.
Однако сторонние наблюдатели полагают, что такая шумиха выгодна прежде всего "жертве" покушений. Корреспонденту flb.ru удалось получить данные социологических опросов, проведенные в конце февраля штабом президента Ооржака и предназначающиеся исключительно для внутреннего пользования. Опрошено было 2500 избирателей. Согласно опросу, в конце февраля, то есть еще до покушения, рейтинг Вячеслава Даржаа в столице республики Кызыле, где проживает половина избирателей Тувы, составлял всего 7%. А в кожуунах (районах) республики он составлял всего 2%, что во многом объяснялось его низкой известностью. Понятно, что Шериг-оолу Ооржаку, чей рейтинг в Кызыле на конец февраля составлял 48%, а в кожуунах целых 68%, такой конкурент был не слишком опасен.
Главный конкурент Ооржака, если верить социологам его штаба - это спикер Верховного Хурала (парламента) республики Шолбан Кара-оол. Его рейтинг в среднем по республике на конец февраля составлял 13,5%. После серии скандалов узнаваемость руководителя тувинского Управления судебного департамента, а вместе с ней и число сторонников, конечно, повысилось. Появился и ореол мученика, что тоже немаловажно. А регистрацию можно и восстановить - у Даржаа есть еще 10 дней, чтобы опротестовать решение суда. К тому же местные аналитики не исключают, что красивое лишение регистрации за неделю до выборов, напоминающее недавние выборы в Якутии, подстроено именно из расчета потом "добиться справедливости". Вячеслав Даржаа, будучи сам сотрудником судебной системы, знает, безусловно, как все тонкости судебного законодательства, так и всех представителей судебной ветви власти небольшой республики. Так что договориться с Верховным судом об инсценировке политического "покушения" было бы нетрудно.
А штаб Шериг-оола Ооржака, чей костяк, кстати, составляют сотрудники небезызвестной политтехнологической московской фирмы "Имидж-контакт", делает ставку скорее на агитацию. Штабу удалось договориться с влиятельными республиканскими СМИ, ранее поддерживающими оппозиционного Ооржаку мэра Кызыла Александра Кашина - независимым телеканалом "Новый век" и газетами "Информ плюс" и "Центр Азии". Если учесть, что второй и последний телеканал - ГТРК "Тува" - и единственная в республике ежедневная газета "Тувинская правда" и так были в лагере Ооржака, то становится ясно, что "информационного" ресурса штабу вполне достаточно.