FLB: ОНФ взял на контроль решение вопросов, озвученных журналистами на Медиафоруме, прежде всего связанными с давлением на СМИ со стороны чиновников
" Фото: пресс-служба ОНФ
В Центр правовой поддержки журналистов ОНФ стали поступать сигналы о начавшемся давлении на журналистов со стороны руководства ряда субъектов после того, как они рассказали Владимиру Путину о проблемах на пленарном заседании Медиафорума, пишет Sibnovosti.ru . ОНФ призывает органы власти не допускать давления на журналистов и окажет им всю необходимую помощь в отстаивании своей позиции, а также возьмет на контроль решение поднятых журналистами проблем.
Вместо того, чтобы подключиться к решению обозначенных проблем чиновники на местах часто начинают опровергать слова журналистов по формальным основаниям и оказывать на них давление. Так произошло с корреспондентом ООО «Издательская группа «ВК-медиа» Юлией Лекомцевой и журналистом Рязанского делового портала «YA62.ru» Дарьей Копосовой. В Центр правовой поддержки журналистов поступают тревожные сигналы и от других участников Медиафорума.
«Мы рассчитывали, что представители власти в регионах адекватно отнесутся к тому, что говорили представители местных СМИ и подключатся к решению озвученных проблем. Вместо этого мы получаем сообщения от журналистов, что на них оказывается давление. Причем, с такой реакцией местных чиновников мы сталкиваемся уже не первый раз. Чиновники должны разбираться с проблемами, а не дожидаться того, чтобы по этим вопросам вышли президентские поручения и более того, пытаться заставить журналистов замолчать. Мы надеемся, что региональные власти все-таки подключатся к решению проблем. С нашей стороны мы обещаем, что Центр правовой поддержки журналистов будет отслеживать все случаи давления на журналистов-участников Медиафорума, а ОНФ взял на контроль решение озвученных ими проблем», – отметила руководитель Центра правовой поддержки журналистов ОНФ Наталья Костенко.
Напомним, что чиновники пытались оказывать давление на представителей СМИ и по итогам двух предыдущих Медиафорумов ОНФ. Так, после того как гендиректор газеты «МК-Бурятия» Николай Будуев в прошлом году на Медиафоруме рассказал Владимиру Путину о том, что за последние два года зарплата мэра Улан-Удэ Александра Голкова выросла вдвое и достигла 420 тыс. руб. и попросил ускорить регламентирование «потребностей» чиновников, журналист получил от мэра сразу четыре иска о защите чести и достоинства на общую сумму более 1,5 млн руб.
Напомним, в медиафоруме независимых региональных и местных СМИ «Правда и справедливость» Общероссийского народного фронта, который прошел в Санкт-Петербурге с 4 по 7 апреля, приняли участие около 500 человек из всех регионов страны, семеро из них представляли Северную Осетию. Журналисты, блогеры, руководители федеральных СМИ, министерств и ведомств на панельных дискуссиях обсуждали вопросы, стоящие сегодня перед отечественной журналистикой.
ОНФ ведет карту нарушений прав журналистов в стране, продолжает тему «МК». Речь идет и о запрете на получение информации от органов власти, и о физическом насилии в отношении журналистов. Число регионов, нарушающих права прессы, возросло с 30 до 48. Лидируют здесь республика Бурятия, Хабаровский край, Свердловская и Иркутская области. Власти Бурятии особенно жестко относятся к журналистам, что не раз отмечалось на Медиафоруме. За прошедший год там засудили четырех представителей СМИ, а в декабре прошлого года в мэрии Улан-Удэ избили двух журналистов телекомпании «Россия 24».
По информации «фронтовиков», некоторые участники встречи уже подверглись давлению со стороны местных и региональных властей, пишет Pravdaurfo.ru .
В частности, пресс-служба правительства Санкт-Петербурга опровергла информацию о непризнанной блокаднице, проживающей в Свердловской области. Напомним, журналистка газеты «Вечерний Краснотурьинск» Юлия Лекомцева рассказала главе государства о пенсионерке Евгении Крупецкой.
В течение 20 лет та не могла выяснить, может ли претендовать на статус блокадницы. После встречи с президентом глава пресс-службы Смольного Андрей Кибитов написал в соцсетях о том, что Крупецкая в начале войны проживала в деревне Зеленец в Волховском районе, который не был оккупирован войсками Вермахта. Журналистке автор поста рекомендовал принести извинения за сообщение президенту недостоверной информации.
Аналогичная ситуация произошла с корреспондентом рязанского делового портала YA62.ru Дарьей Копосовой, которая рассказала Владимиру Путину о критичном состоянии дорог в региональном центре и незаконном строительстве на родине Сергея Есенина – селе Константиново.
«Чиновники должны разбираться с проблемами, а не дожидаться того, чтобы по этим вопросам вышли президентские поручения и, более того, пытаться заставить журналистов замолчать. Мы надеемся, что региональные власти все-таки подключатся к решению проблем. С нашей стороны мы обещаем, что Центр правовой поддержки журналистов будет отслеживать все случаи давления на журналистов-участников медиафорума, а ОНФ взял на контроль решение озвученных ими проблем», – подчеркнула руководитель Центра правовой поддержки журналистов ОНФ Наталья Костенко.
Что делать, если чиновники давят на журналистов? – продолжает «МК». К примеру, одна из мурманских газет написала об использовании губернатором вертолета за счет бюджета, после чего несколько журналистов были вынуждены уволиться по собственному желанию. А что делать, если журналистов оппозиционного издания не оповещают о совещаниях в администрации, где решаются важные для жителей проблемы? Журналисты жалуются и на то, что суды нервно реагируют на критику и обсуждения судебных решений.
Отказ в предоставлении информации, игнорирование запросов СМИ или отписки на запросы побудили активистов ОНФ создавать черный список чиновников, которые нарушают право журналистов на поиск информации.
ОНФ предлагает увеличить финансовую поддержку региональных СМИ, независимых от власти. Роспечать каждый год открывает программу для электронных и печатных СМИ, предоставляя федеральное финансирование на социально важные проекты. В 2015 году по этой программе субсидии получили 502 региональные редакции. А в этом году суммы субсидий увеличены до 450 тысяч рублей. Вместе с тем получение субсидии и отчет по ней сильно забюрократизированы. Редакциям необходимо открывать счет в казначействе, составлять акты приемки работ, ждать перечисления денег долгое время. Как говорится, уже не рады, что связались с госсубсидиями. Вопросы оказались настолько болезненными, что журналисты даже нажаловались об этом президенту страны на пресс-конференции, состоявшейся 7 апреля.
Беспокоят редакции газет и высокие штрафы по искам о защите чести и достоинстве, продолжает «МК». Подать такой иск к автору статьи и изданию, где она опубликована, может практически любой герой публикации, обидевшись на то или иное выражение. Региональные власти используют такие иски как средство давления на журналистов, требуя непомерные компенсации морального вреда. Суды решают такие дела по-разному, чаще всего снижая запросы истцов до разумных сумм, но бывают исключения. В марте Верховный суд сделал обзор практики по делам о защите чести и достоинств в арбитражных судах и судах общей юрисдикции. Авторы обзора обратили внимание на то, что по новой редакции закона, предприниматели вправе требовать опровержения сведений, порочащих их деловую репутацию, или опубликования ответа в печати. Компенсацию же можно требовать только если бизнесмен понес убытки от публикации ложных сведений. Что касается размеров компенсации, то Верховный суд рекомендует использовать прожиточный минимум в регионе как планку для установления компенсации. В отношении редакций вообще действует особый порядок, согласно которому сумма компенсации не должна приводить к закрытию СМИ. Юристы ОНФ также рекомендуют редакциям всегда подавать апелляцию в вышестоящую инстанцию, если суд удовлетворил большую сумму компенсации, поскольку, как показал обзор судебной практики, число удовлетворенных апелляций по делам о защите чести и достоинства высоко.
ОНФ также поднял вопрос о расходах глав регионов на освещение их деятельности в СМИ. Активисты фонда возмущались большими суммами на пиар и непрозрачностью этой сферы расходов. Часто вместо освещения важных для региона тем, редакции, получившие господдержку, занимались личным пиаром губернаторов. Правительство согласилось с критикой, и в прошлом году обязало Минфин разработать формы отчетности для губернаторов, что и было сделано. По словам Натальи Костенко, отчеты о затратах на пиар сдали порядка тридцати регионов. Лидерами по бюджетам в этой сфере стали Москва, Московская область и Ямало-Ненецкий автономный округ.
Журналисты обратили внимание на то, что получая финансирование от муниципальных властей, они впадают от них в зависимость, начинают заискивать и не публикуют критику. Аналогично обстоят дела со СМИ, которые финансируют бизнесмены. СМИ зависят даже от рекламодателей, не рискуя испортить с ними отношения критикой. Но это неправильно, и журналисты не должны навязывать себе правила игры. До чиновников же следует доносить мысль о том, что чрезмерный пиар и отсутствие критики производит на жителей регионов часто негативное впечатление.
По мнению главы пресс-службы Роскомнадзора Вадима Ампелонского, термин «пиар» приобрел негативный оттенок, хотя изначально он означает развитие отношение с обществом. Если его понимать прямо, то вместо создания позитивного образа руководства, местные журналисты должны налаживать диалог власти с обществом, служить проводниками. «Открытость является необходимым и возможным способом существования власти в обществе», — считает Ампелонский. Только открытость может привести к снижению рисков для органов власти. "