FLB:Но ничьей заслуги в этом нет. Просто у процесса наступил естественный предел
"
По оценке Центробанка, за январь-февраль 2016 года отток капитала из России сократился почти в пять раз по сравнению с тем же периодом прошлого года – с 29,2 млрд. до 5,9 млрд. долларов, пишут «Новые Известия». А в целом за 2015 год отток капитала из страны составил 56,9 млрд долларов против 153 млрд в позапрошлом году.
Резкое замедление бегства капиталов из России, считает заместитель министра финансов РФ Максим Орешкин, чье мнение приводит газета, в том, что отечественная экономика, платежный баланс адаптировались к новым условиям, к ценам 30–40 долларов за баррель.
Действительно, ситуация с оттоком капитала сегодня выглядит лучше, чем полтора-два года назад, но только формально, считает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
- После любого шока наступает некая стабилизация, - говорит в комментарии «НИ» Николаев. - Адаптация к шоку у нас прошла в конце 2014-го – начале 2015 года. Из страны уже ушло слишком много денег, и у этого процесса есть естественный предел. Но ведь сам кризис никуда не делся, все кризисные явления, проявляющиеся, в том числе и в оттоке капитала, сохраняются.
Газета приводит мнение президента Aссоциации российских банков Гарегина Тосуняна, который поясняет причины бегства капитала из страны:
- Отток капитала из России связан, прежде всего, с внутренними проблемами, имеющими прямое отношение к бизнес-атмосфере в стране, которая, в свою очередь, связана с конкурентной средой, с уровнем коррупции и бюрократии и в целом с уровнем бизнес-культуры и деловой управленческой культуры.
Весь перечисленный набор причин, к сожалению, в России сохраняется, а, следовательно, остаются и мотивы для вывода того, что еще осталось. И это несколько отрезвляет оптимистичные заявления главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной о том, что российская экономика близка к точке стабилизации, и министра финансов Антона Силуанова, который считает, что правительство и ЦБ достойно ответили на сильнейший за последнее десятилетие шок. «Независимая газета» в статье заместителя заведующего отделом экономики газеты Анастасии Башкатовой «Инфляцию победила картошка, а не Центробанк», ставит под сомнение хвастливые заявления чиновников. Она приводит мнение Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), опубликовавшего список «тяжелых уроков» кризиса для ЦБ и правительства. По его оценке, надежды на девальвационное оздоровление, неизбежность импортозамещения и инвестиционный рост оказались в России иллюзией.
Эльвира Набиуллина, пытаясь похвалить Центробанк, невольно поставила под сомнение его успех, считает «Независимая газета»
В исследовании, посвященном итогам 2015 года, ЦМАКП отмечает: «Этот год стал годом тяжелых, но важных практических уроков, со всей наглядностью и со всей болезненностью показавших, что ряд упрощенных представлений о нашей экономике оказались в той или иной степени ошибочными».
Автор статьи процитировала несколько основных положений доклада Центра, развенчивающих складывающиеся мифы.
О девальвационном оздоровлении: «Девальвация рубля не обязательно способствует экономическому росту и тем более оздоровлению компаний».
О неизбежности импортозамещения: «Падение импорта в результате девальвации рубля не обязательно создает пространство для экономического роста. Вернее, пространство формально создается, но заполнить его российской продукцией в большинстве случаев невозможно без радикального улучшения ее технологического уровня и потребительских свойств».
О скором притоке инвестиций: «Инвестиции не растут сами по себе. Даже если у компаний есть деньги, они инвестируют только в ожидании дальнейшего развития».
О монетарном снижении инфляции: «Сложился цикл «разбалансировка платежного баланса – девальвация рубля – инфляция – жесткая процентная политика – низкий спрос – снижение инфляции», в котором снижение инфляции в итоге становится не результатом более или менее успешной монетарной политики, а следствием снижения экономической активности, «охлаждения» экономики и снижения на этой базе спроса на деньги».
О скоротечности кризиса: «Нынешний экономический кризис – не относительно короткая (год-полтора) перенастройка экономической системы, а затяжной системный процесс, который должен обеспечить для российской экономики формирование нового механизма роста взамен исчерпавшего себя».
«Независимая газета» приводит перечень проблем, которые обозначил в своем докладе ЦМАКП: импорт с рынка ушел, но внутреннее производство в целом не выросло; пока нефтяные цены падали, страна наращивала экспорт сырья, чтобы хоть как-то поддержать бюджет, при этом многие предприятия в условиях высокой долговой нагрузки и невозможности перекредитоваться на внешних рынках были вынуждены отложить инвестиции на потом и снизить расходы на персонал. Население, столкнувшееся с падением доходов, сократило потребление.
Похоже, пишет «НГ», что теперь и 2016-й тоже станет годом «тяжелых уроков». По прогнозу ЦМАКПа, спад ВВП по итогам года составит чуть более 2%, примерно на 6% сократится оборот розничной торговли, реальная зарплата населения снизится почти на 7%, инвестиционный спад составит около 2%. "