Глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин рассказал президенту о работе, и о том, как французские спецслужбы накрыли террористическую ячейку, связанную с российскими гражданами
"Глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин на встрече с президентом России Владимиром Путиным поделился ходом продвижения идей России в части противодействия спонсорам терроризма, а также рассказал, как французские правоохранительные органы ликвидировали террористическую ячейку, связанную с российскими гражданами.
Агентство федеральных расследований – FLB.ru давно следит за темой противодействия финансированию терроризма, поскольку многие страны, вместе с ее замечательной прессой, либо вообще игнорируют международные правила пресечения финансовых потоков, предназначенных для боевиков, либо исполняют существующие договоренности более чем формально. Как рассказал в свое время исполнительный секретарь FATF Дэвид Льюис, «многие страны игнорируют необходимые меры. Они приняли законы, создали учреждения и органы финансовой разведки для борьбы с терроризмом и проведения расследований, но при этом не занимаются эффективной реализацией предложенных мер, — отметил Льюис. — Особенно это касается заморозки активов. Мы выяснили, что две трети стран ещё не заморозили средства террористов, входящих в список ООН. Те государства, которые реализуют эти меры, продвигаются слишком медленно. Чтобы был результат, надо действовать в считанные часы. Но в большинстве случаев, прежде чем власти страны что-то предпримут, проходит от двух дней до месяца. За это время активы могут исчезнуть без следа» - подчеркнул Дэвид Льюис в комментарии RT еще в декабре 2015 года.
Тогда же, поняв, что существующие механизмы, мягко говоря, работают из рук вон плохо, а оперативной информации о спонсорах ИГИЛ и связанных с ней группировок, накоплено предостаточно, Россия совершила два шага для обновления подходов.
Со стороны российской дипломатии, совместно с США (пойманных не раз на поддержке джихадистов, поэтому деваться особо было некуда), Совет Безопасности ООН принял резолюцию 2253 от 17 декабря 2015 года, которая не только уравняла Аль-Каиду и ИГИЛ, как международные террористические образования, но и обозначила более мелкие группировки, связанные с ИГИЛ. Кроме того, всем странам-участницам предписывалось принять «незамедлительные меры» по пресечению террористических финансовых потоков. Так совпало, что страны, подозреваемые в грязных сделках с террористами, кинулись создавать очередной гуманитарный фонд, вроде как для помощи и поддержки Сирии. Однако даже западные журналисты фиксировали грабежи гуманитарных конвоев той же ООН боевиками, и взимание с них платы за провоз помощи мирным гражданам. Часть награбленного с конвоев раздавалась как гуманитарная помощь с эмблемами ИГИЛ. Но это так, к слову, для понимания происходящего.
На финансовом же фронте Россия, в лице Росфинмониторинга, в том же декабре 2015 года выступила на уровне FATF, где предложила свои варианты и методики решения проблем, предварительно доложив об этом президенту России, который с инициативами РФМ согласился.
И вот вчера на встрече президента с главой Росфинмониторинга тема получила продолжение. Как рассказал главе государства руководитель финансовой разведки России, к решению проблем пресечения финансирования терроризма разные страны по-прежнему относятся по-разному. «Надо сказать, - отметил Чиханчин, - «что неоднозначное отношение к этому вопросу проявляют различные страны, но мы свою позицию отстаиваем, согласовываем с Вами, три основных направления прорабатываем».
Первое направление – это международные террористические центры, их ячейки на различных территориях, в том числе на территории России. Второй блок – это террористы, которые попали и воюют на территории Сирии, на территории, подконтрольной ИГИЛ. И третье – это бизнес, который оказывает содействие и зарабатывает на терроризме.
Мы подключили к решению этих вопросов своих коллег, в первую очередь из СНГ, это главы финансовых разведок, Евразийская рабочая группа – это как ФАТФ (FATF), страны БРИКС подключили и провели накануне встречу с представителями рабочей группы Сирии, Ирака, Ирана и России. Мы согласовали общий подход, и этот подход дал возможность нам на площадке ФАТФ запустить нашу методологию по решению всех этих вопросов – рассказал глава РФМ.
По его словам, если касаться международных террористических центров, их ячеек, то в этом году совместно с ФСБ нам удалось выявить только на территории России 42 таких ячейки. Если говорить о действиях с коллегами, то ещё порядка 30 мы увидели в других странах. В общей сложности, если говорить непосредственно о террористах, то только в перечень официальных, «публичных» террористов у нас внесено в прошлом году 1500 человек. Более 3500 счетов заморожено.
Кроме того, заметил Чихинчин, - появились материалы на сегодняшний день и в отношении бизнеса, который оказывает содействие терроризму. Мы работаем как по российским, так и по иностранным компаниям. Ведём сегодня совместную работу с Мальтой, Францией. Есть некая работа с Турцией. Разрабатываются международные террористические центры за рубежом. В частности, очень плотно сейчас работаем с французами.
Одна из ячеек уже арестована во Франции. Ее, как сообщил глава РФМ, «наши выходцы с Кавказа организовали. На территории России было более 1000 человек, с кем они поддерживали контакты, отправляли деньги в этом направлении. Часть из них – к сожалению, так получилось – ушла воевать в ИГИЛ».
«Нужно сказать, что наиболее хорошие результаты наша методика показала на площадке СНГ. Очень хорошо поработал Кыргызстан, у них выявлено около 500 человек, имеющих отношение к ИГИЛ. Десятки уголовных дел. И несколько дел мы ведём сегодня с ФСБ, с Кыргызстаном. Это лица, которые оказались на территории России. Мы здесь очень плотно работаем» - подчеркнул глава ведомства.
Конечно, вызывает очень большую озабоченность – и мы работаем здесь совместно с Администрацией, ФСБ – то, что даже на появление в социальных сетях объявлений о том, что деньги нужны для войны с «неверными», жители России откликаются и отправляют. К сожалению, эти факты имеют место, используются электронные кошельки. Что толкает таких людей? У каждого, наверное, своя причина, приходится разбираться. Большинство из них мы выявили. В общей сложности где-то несколько десятков человек». Работа в этом направлении продолжается.
Неплохих результатов добились российские специалисты в ходе сотрудничества с ФАТФ. По словам Чиханичина, это, в первую очередь, касается бизнеса. «Эксперты доложили о том, что сегодня активно, после того как уничтожены были нефтеперерабатывающие заводы, трубопроводы, идёт попытка добыть запчасти для этих заводов, находящихся под контролем террористической группировки ИГИЛ. «И сегодня совместно с ООН ведётся очень активная работа, в ближайшие дни появится список запчастей, которые необходимы для нефтепереработки в зоне ИГИЛ». Поставщиков, если таковые найдутся, похоже, ждут неприятные сюрпризы.
По словам Чиханчина, не менее интересный список должен появиться на сайте Евросоюза. Он касается артефактов и культурных ценностей, продажа которых считается в ООН одним из каналов пополнения касс террористов. Этот вопрос прорабатывается, «и банки, и коммерческие организации, и частные лица будут знать, что это ценности, которые вывозятся со стороны террористов ИГИЛ – сообщил Юрий Чиханчин.
Что касается бизнеса – ещё раз подчеркнул глава ведомства, – по данным экспертов ФАТФ, которые озвучены на пленарном заседании, около ста нефтеперерабатывающих заводов сегодня в Европе демонтируется, и есть опасения, что они могут оказаться в зоне ИГИЛ. Сориентировали всех участников и все страны. Мы в этом направлении работаем. Вот так примерно строится на сегодняшний день работа по вопросам, связанным с финансированием терроризма – рассказал президенту глава финансовой разведки России.
Понятно, что многие детали и подробности в силу специфики службы остались за кадром официального отчета. Но даже из открытой части просматривается серьезный настрой и последовательность работы в этом направлении.