""Мы, ведь, все же не военный оркестр, который играет по приказу военные марши", - ругался Сергей Королев - легендарный "отец спутника", - когда Кремль заставлял к определенным срокам делать космические старты. Такое произошло, например, в 1957 году, когда Хрущев потребовал к 40-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции отправить в космос два спутника с живым существом: сукой Лайкой. Или в 1963 году, когда накануне международной конференции женщин в Москве в космос должна была стартовать первая женщина-космонавт Валентина Терешкова на корабле "Восток-6". Королев, который семь лет отсидел в ГУЛАГе, был вынужден согласиться.
В проекте под названием "Чайка" - позывной Валентины Терешковой - интересы этих двух человек совпадали. Для Королева, - поскольку с технической точки зрения для него не было проблемой посадить в космический корабль женщину, и поскольку он ожидал ответа на вопросы научного характера. Для Хрущева - поскольку такой полет обещал поднять политический престиж. Пять женщин, которые все были парашютистками, прошли испытания: учительница английского языка Татьяна Кузнецова (20 лет), авиаинженер Валентина Пономарева (28 лет), которая была единственной, кто имел лицензию на право управления самолетом и летный опыт, инженер-машиностроитель Ирина Соловьева (24 года) и текстильщица-технолог Валентина Терешкова (25 лет).
Их начальная подготовка в Звездном городке продолжалась восемь месяцев, в ходе которой решения в отношении кандидатов так и не было принято. Первоначально речь шла о полете сразу двух женщин по примеру коллег-мужчин Андрияна Николаева на корабле "Восток-3" и Павла Поповича на корабле "Восток-4". Но потом было принято решение об одиночном полете женщины - Валентины Терешковой - на корабле "Восток-6" и ее рандеву с мужчиной - Валерием Быковским, который должен был лететь на корабле "Восток-5". "Валя с Волги" с самого начала была фавориткой Хрущева, поскольку она казалась ему самой подходящей кандидатурой для того, чтобы представлять Советский Союз перед международной общественностью. За плечами молодой женщины была полная лишений жизнь. Ее отец - отличный тракторист - погиб на фронте в первые дни войны. У матери - рабочей на фабрике - на руках остались трое маленьких детей. Валентина из-за послевоенной нужды пошла в школу только с десяти лет и доросла от чернорабочей до технолога.
Однако, было бы неверным рассматривать полет Валентины Терешковой как чисто пропагандистское предприятие. Полет отвечал, в большей мере, на основополагающие вопросы биомедицинского характера. В одном из сообщений Академии наук СССР по этому поводу говорилось: "Полет доказал, что организм женщины в плане его конституции ни в коей мере не уступает организму мужчины. Его особые психологические признаки не ограничивают способность летать в космос. Трехдневный полет не нанес ущерба главным функциям женского организма, связанным с деторождением". Это, не в последнюю очередь, доказало рождение 8 июня 1964 года совершенно здоровой девочки, родителями которой были Валентина Терешкова и Андриян Николаев. Елена была первым ребенком, чьи родители до ее появления побывали в космосе.
Однако многие вопросы сначала оставались открытыми. Тем не менее, прошло два десятилетия, прежде чем Светлана Савицкая первой из женщин в мире вышла в открытое космическое пространство. И лишь спустя более, чем три десятилетия, Елена Кондакова своим полугодовым космическим полетом доказала отсутствие каких-либо специфических биомедицинских барьеров, касающихся организма женщины. Открытие секретных архивов и опубликование воспоминаний современников сделали достоянием гласности неизвестные до последнего времени детали. Так, профессор Борис Раушенбах - один из заместителей Королева - сообщал, что с большим трудом удалось провести определенные испытания космических кораблей перед стартом. Во время одного из таких контрольных проверок была обнаружена роковая ошибка в системе ориентации корабля "Восток-6". Если бы ее не обнаружили, то во время полета в случае ускорения или торможения космонавтка могла бы погибнуть. Так, своей "академической дерзостью", в которой его некоторые упрекали, профессор спас Валентине Терешковой жизнь.
План с запуском корабля "Восход-4" с женским экипажем в составе трех человек и выходом одной из женщин в открытое космическое пространство так и не был реализован. После роспуска в 1969 году женской группы в корпусе космонавтов оставалась только "Чайка".
Если сегодня из 37 космонавток, представляющих шесть стран мира, только три россиянки, то это говорит о том, что если раньше речь шла о пропагандистских проектах, то теперь политики и военные ориентируются при планировании на денежную прибыль, а в их руководящих органах женщин как не было, так и нет."