FLB: «Яблоко» показало партии Парнас ее бесперспективность. С партией, доставшейся Михаилу Касьянову сомнительным образом, похоже, никто не хочет иметь дел
Прошедший в конце февраля съезд партии «Яблоко» нанес жесткий удар по амбициям партии Михаила Касьянова. Во-первых, Григорий Явлинский дал согласие принять участие в выборах главы государства в 2018 году, и показал, что в отдаленной перспективе «Яблоко» вполне обойдется без Парнаса и Касьянова. И, во-вторых, Касьянову была продемонстрирована реальность, 2016 года, в которой ему, похоже, тоже ничего не светит. Вместо объединения «Яблока» и Парнаса, похоже, победила идея «демократы без Парнаса». Поэтому мысль включить в избирательный список «Яблока» на выборах-2016 Дмитрия Гудкова и Владимира Рыжкова близка к реализации. Оба политика прямо на съезде призвали «сформировать общий список демократов именно на базе «Яблока». Но не Парнаса, который многие эксперты и политики считают партией, которую «угнали» у Владимира Рыжкова его соратники.
«Демократы без Парнаса»
«У оппозиции должен быть не только единый список на выборах в Госдуму, который, я уверен, победит, но и единый кандидат в президенты в 2018 году», - заявил Владимир Рыжков. И добавил, что если таким единым кандидатом будет определен Явлинский, то он «полностью это поддержит». Часть либерального политического спектра, очевидно, ориентированная на Михаила Касьянова, Алексея Навального и деньги Михаила Ходорковского, немедленно начала скандальную полемику. Под раздачу попали в первую очередь Дмитрий Гудков и Владимир Рыжков, наличие которых в списках «Яблока» некоторым видится, как желание попасть в Государственную думу РФ любым путем, под любым флагом. Свою партию Рыжков, де, к выборам сформировать не успеет, а Республиканскую партии России, он вроде как покинул сам.
Один из лидеров «Яблока» Лев Шлосберг, впрочем, дал понять, что поминать РПР всуе не следовало. «Партия «Парнас» сначала пригласила Республиканскую партию России к политическому союзу, получила таким образом государственную регистрацию, а потом очень внезапно и совсем некрасиво исключила Владимира Рыжкова. Рыжкова выставили на улицу» - напомнил политик.
Жениха оставили без свадьбы
Ситуация вокруг РПР, прямо скажем, была неприглядная. Кто-то называл это «захватом», кто-то «кражей партии», но практически никто не обратил внимания на один важнейший фактор - фактор Касьянова. Он заключался в том, что собирающийся в депутаты, в президенты, или просто в «единые» лидеры оппозиции, господин Касьянов за десять лет пребывания в политике так и не смог выстроить собственную партийную машину. Пришлось, так сказать, в силу удобного случая, «угонять». И если Борис Немцов имел опыт, и хотя бы принимал участие в строительстве Союза правых сил, дошедшего, впрочем, до банкротства, то Касьянов, все эти годы пытался, что называется, удачно пристроиться. Весь опыт партийного строительства Михаила Михайловича странен и нелеп. Например, в 2005 году Михаил Касьянов присмотрел для себя шикарную структуру – Демократическую партию России (ДПР). Одним из ее основателей был демократ первой волны Николай Травкин.
Организация, прямо скажем, с историей, структурой и опытом. Касьянов решил, что он в магазине, партия ему вполне подходит, а вопрос его лидерства – дело техники. Ощутив себя большим партийным боссом, Касьянов, еще не заняв кресла «призвал демократов объединяться в единую демократическую коалицию, поскольку только так демократические силы могут победить на выборах в Госдуму в 2007 году». Однако съезд ДПР в декабре 2005 года закончился тем, что Касьянова не взяли в лидеры демократов и лозунгами «Жених! Свадьбы не будет!». Словом, региональные отделения ДПР устроили бунт. «Сегодня нам навязывают в качестве лидера человека с сомнительным прошлым и еще более сомнительным будущим Михаила Касьянова» - гласил документ, распространявшийся среди делегатов. Ситуация напоминала шапито, но кворума Михаил Михайлович так и не собрал, упустив шанс подержать знамя демократической традиции.
Брожение по полю
Дальше у Касьянова были движение НДС, РНДС, с попытками преобразования в партию, однако, на политическом поле себя особо не проявивших. Так себе - партийный офис, стол и стул, небольшие акции «за все хорошее, против всего плохого», визиты Касьянова на Запад. Часть активистов грезила «оранжевой революцией», пыталась налаживать контакты с «экспортерами демократии». Но в реальную политическую силу, хорошо организованную и структурированную, и самое главное, готовую к выборам, всё это не выросло. Это показал 2008 год, когда Касьянов собрался в президенты России. Итог – отказ в регистрации из-за безобразных подписей. Поладить с коалицией «Другая Россия» Касьянов не смог из-за разногласий с Гарри Каспаровым, в том числе из-за финансовых вопросов. Ситуация в целом ясна – Касьянов как стоял на окраине политического поля, так там и остался. Движений было совершено много, но они оказались безрезультатны. А партию очень хотелось…
РПР: краткий курс клинической смерти
Параллельно с вышеописанными событиями тихо умирала другая организация – Республиканская партия России. Отличный бренд для тех, кто ориентирован на западные идеалы и ценности, тихо, и по разным причинам, загибался. Пульс РПР стал прощупываться с появлением в этой организации Владимира Рыжкова. Однако дела обстояли не просто сложно, а очень сложно. РПР попросту не выписывалась в новое законодательство, ориентированное на оптимизацию партийного поля, и выявления живых и мертвых политических структур, которых наплодили в 90-е.
Из досье FLB
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФРС ПО ИТОГАМ ПРОВЕРКИ ЧИСЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПАРТИИ РОССИИ
Ингушетия
По адресу, указанному при регистрации, руководящие органы партии не размещаются, никакой информации об их месторасположении нет. Полномочия выборного органа истекли еще в декабре 2004 года и с тех пор не переизбирались, никаких собраний не проводилось.
Калмыкия
Региональная парторганизация была ликвидирована по решению республиканского суда 19 мая 2005 года в «связи с нарушением порядка создания организации, носящим неустранимый характер».
Мордовия
При регистрации была указана численность местной организации в 975 человек, а в конференции по выдвижению делегатов на партсъезд участвовало только 52, что делает ее нелегитимной из-за отсутствия кворума. Кроме того, полномочия местного руководства, избранного еще 15 июня 2002 года истекли еще в 2004 году, и с тех пор деятельности партии в Мордовии никак не прослеживалось.
Татарстан
При регистрации партии декларировалась численность 620 членов. В протоколе конференции указывается уже в два раза меньше - 333, из которых только 17 пришли на это собрание. Более того, проверкой ФРС было установлено что 80 человек из списочного состава РПР заявили, что вообще никогда в этой партии не состояли.
Удмуртия
В республике из 999 записанных в партийные ряды человек 400 с удивлением узнали, что их занесли в списки какой-то партии без их ведома. Причем, 44 из них проживает совсем в других регионах.
Московская область
Сведений о наличии в Московской области местных отделений партии не имеется, и по запросу ФРС руководство РПР никаких данных не представило. Полномочия местного руководства истекли еще в октябре 2004 года, новых выборов не было.
Мурманская область
При регистрации Мурманского регионального отделения партии была заявлена численность в 792 человека. На конференции уже фигурировала цифра 100 из которых присутствовало 78. При проверке же 562 человека не подтвердили своего членства, в связи с чем ФРС был заявлен иск о ликвидации этого отделения РПР.
Новгородская область
При проверке новгородского отделения РПР было установлено, что из заявленных 956 членов подтвердили свое членство в партии только 41, а 121 не проживают в этом регионе.
Новосибирская область
Новосибирское отделение 21 июня 2006 г было ликвидировано по решению суда за грубые нарушения при создании.
Омская область
Омское отделение самостоятельно прекратило свое существование в 2004 году.
Самарская область В Самаре из 1036 «членов партии» вообще ни один не подтвердил своего членства в РПР.
Тамбовская область В Тамбовском отделении заявляли о 541 соратнике, 177 из которых не подтвердили членства, а 33 не проживают в области. Местные отделения не создавались.
Тверская область
В тверском отделении утверждали при регистрации о наличии в партийных рядах аж 7561 человек. Но на конференции присутствовало только 132.
Тульская область
В тульском отделении срок полномочий местного руководства истек в июне 2004.
Санкт-Петербург Здесь выяснилось, что из 1084 членов партии 643 человека заявлений в партию никогда не писали и в РПР не состояли. Местных отделений нет. ФРС заявлен иск о ликвидации партии.
Белгородская область В Белгородском отделении проверкой установлено, что местных отделений не имеется, и в установленном порядке они не создавались.
Иркутская область
В Иркутской области проверка установила, что 44 члена партии по указанным адресам не проживали, 29-проживали в других регионах, 27 заявлений не писали, 10 оказались несовершеннолетними. По итогам проверки подан иск о ликвидации.
Чувашская республика, Краснодарский край, Чеченская республика, Республика Адыгея В этих регионах значительная часть списочного состава оказались вымышленными лицами» (Данные Минюста РФ, 2006)
Данная сводка приводится для тех, кто считал, что РПР в 2006 году - конкурентоспособная структура. Это, во-первых. А во-вторых, в таком состоянии партия, по закону, подлежала ликвидации. Соответственно, Минюст РФ, выполняя свои обязанности запустил эту печальную процедуру. Удивительное дело, но Владимир Рыжков, к созданию РПР не имевший, в общем-то, отношения, (партия выросла из Демократической платформы, а Рыжков долгое время состоял в движении Виктора Черномырдина «Наш Дом - Россия» - прим. FLB) стал биться в судах за существование РПР. И если в России его аргументация звучала нелепо и неубедительно, то поход в ЕСПЧ увенчался успехом. К тому времени, а это был уже 2012 год, подоспела либерализация партийного законодательства. И РПР снова оказалась в строю. И, похоже, стала мишенью для тех, кого Рыжков считал соратниками.
Нецелевое использование партии
Коалиционная площадка, созданная Борисом Немцовым, Владимиром Рыжковым и Михаилом Касьяновым под названием «Партия народной свободы», ставшая чуть позже официальной партией на базе документов РПР, реанимированной через решение ЕСПЧ, давала возможности участвовать в выборах разного уровня, и по новой набирать вес. Борис Немцов, например, получил мандат депутата в Ярославской области. И это пусть скромный, но результат, до сих пор дающий право Парнас не собирать подписи на выборах в федеральный парламент. А дальше, вместо развития успеха, и мотивации членов партии, волевым решением Михаила Касьянова и Бориса Немцова на выборах мэра Москвы партию банально «кладут» под поддержку Алексея Навального. Результат последнего для партии здесь не важен. Важно, что в большущей, ну такой она себя видит, партии не нашлось собственного кандидата, готового побороться за кресло столичного градоначальника. Ради чего, спрашивается, боролись за РПР в судах, в том числе и в ЕСПЧ? Это был первый звоночек для Владимира Рыжкова, что «что-то идет не так». «В прошлом году Немцов и Касьянов сломали этот принцип [консенсус] и стали голосовать большинством – сетовал позднее Владимир Рыжков. «Они стали продавливать нужные им решения, так было по выдвижению кандидатом на выборы мэра Алексея Навального, так было в ситуации с питерским отделением партии».
По дороге разногласий
В регионах и вовсе фиксировались прямые разногласия внутри РПР-Парнас. Например, в 2013 году, в ходе визита в Ставропольский край Владимир Рыжков противоречил Борису Немцову. Рыжков прямо признал провал протеста, хотя был одним из его лиц, и объявил о необходимости «кропотливой работы». «Не революция нам нужна, а перемены к лучшему! Никакого преддверия революции у нас нет. Давайте смотреть на вещи реально: народ пассивен. Поддержка власти народом сохраняется. Нравится нам это или нет, но рейтинг доверия Путину составляет 60%», – отмечал он в своем выступлении. «Наша задача показать реальную альтернативу тем путям, которые предлагает власть. Своё влияние мы будем наращивать через региональные местные выборы. Это для нас очень важно. Дайте нам 2–3 года, и наша программа получит поддержку большого числа людей!» - говорил Рыжков, прекрасно понимая, что это идет вразрез с позицией Немцова, который высказывал более радикальные планы, мечтая сколотить некую демократическую суперпартию. «Я считаю, что создание демократической суперпартии – это гарантия того, что мы будем жить в другой России, а именно свободной и демократической. Эта суперпартия получит в Думе 30% мест. Это будет другая страна. Вы ахнете, вам понравится», – фонтанировал прожектом Борис Немцов, в 2012 году предлагая из всех партий сделать одну, вызывая восторг у одних, и скепсис у реалистов. Впрочем, описывать все интриги и разногласия внутри РПР – совершенно незачем. Все просто увидели, отмечало FLB, что серьёзные для любой партии выборы (мэра Москвы и Алтайского губернатора) по воле Немцова и Касьянова для РПР-Парнас прошли без их кандидата, именно от РПР-Парнас, которым мог бы стать Владимир Рыжков, как уроженец региона.
«Без оглядки на наше мнение»
Ну и наконец, 8 февраля 2014 года, Владимир Рыжков хлопнул дверью. «В последнее время они [Немцов и Касьянов] стали принимать все решения искусственно сформированным большинством без оглядки на наше мнение. Тем самым они спровоцировали кризис в партии. Сейчас они стремительно распространяют этот рейдерский захват на регионы, где выдвигают свои варианты списков кандидатов на выборах, - пояснил Рыжков, заявив, что глубоко разочарован тем, что происходит. Моментально на место Владимира Рыжкова была посажена «рука Касьянова» - Констатин Мерзликин, он быстро уведомил ЦИК России о кадровой ротации в партии. Его же внесли в состав учредителей партии.
«Люди захватили партию и заметают все следы»
Борис Немцов по теме «ротации» говорил очень демократично. «Должность ответственного секретаря (ее занимал Рыжков) – как ядерная кнопка. В спокойной ситуации она ни о чем, а в случае конфликта она может партию взорвать. Никто из сопредседателей не должен владеть таким инструментом, – пояснил тогда Борис Немцов. Однако его мечтам, увы, опять не удалось реализоваться. 27 февраля 2015 года Борис Немцов был убит. А уже спустя несколько месяцев знаковый для ветеранов демократического движения брэнд Республиканской партии России, за который столько боролись в судах Рыжков и его соратники, вымарывается из названия организации.
Как, впрочем, и исчезает институт сопредседателей. Единоличным лидером становится Михаил Михайлович Касьянов. Казалось бы, вот оно, то самое, к чему годами стремился Касьянов – таки через скандалы и трагедию стал вождем партии. «Создается впечатление, что, выдавив меня и многих других республиканцев год назад, Михаил Касьянов стремится окончательно сделать партию своим личным проектом и вычистить любые воспоминания о том, что это – старейшая партия страны со славной историей»,– делился мыслями Владимир Рыжков. По мнению Рыжкова, такое решение еще и «морально некрасиво». «Получается, что люди захватили партию и теперь заметают все следы этого в истории», – заявил политик.
Один список на три региона
Впрочем, первое же испытание «обновленной» партии региональными выборами летом 2015 года показало: Парнас в альянсе с Ильей Яшиным, Алексеем Навальным, при поддержке Михаила Ходорковского оказалась, мягко говоря, «мыльным пузырем» – на три региона партия Касьянова едва смогла набрать один список из ста человек, выставив практически одних и тех же людей в разных областях. Куда же делись тысячи сторонников и активистов Парнаса – никто сказать не может. И в партии «Яблоко», судя по реакции Льва Шлосберга, все эту некрасивую историю с «угоном РПР» и выдавливанием Рыжкова, прекрасно знают. И не просто знают, а подразумевают при велеречивых предложениях со стороны Парнаса.
Парнас без Касьянова?
Ну а заигрывание лидера Парнас Михаила Касьянова с радикалами, может завершиться очередным фарсом. Дело в том, что за его нынешним партнерами по альянсу – Алексеем Навальным и Ильей Яшиным, - вполне себе водятся амбиции партийных вождей. Например, в 2007 году юный Яшин собирался решительно бороться за пост лидера «Яблока». Он мечтал упразднить должность председателя партии («только коллегиальное управление») и «начать диалог с другими оппозиционерами об объединении». Интересно, что перед глазами повзрослевшего Ильи Яшина та же картина. Только уже на базе Парнаса. Сложности взаимоотношений с коллегами по демократическому флангу и единоличное правление Касьянова, очевидны всем. И это ровно то, с чем Яшин сражался в «Яблоке». Ситуация для таких как Яшин упрощается тем, что Михаил Михайлович Касьянов не входит в состав учредителей Парнаса – сметут и не заметит, как снова окажется вне партийного поля.