В то время как цена бензина в Сибирском регионе прочно удерживается на уровне 7,20-7,60 руб. за литр, в Новосибирске наблюдается ее исключительное падение до 6 рублей. По одной из версий, это следствие начатого ЮКОСом и «Сибнефтью» передела рынка с целью разорения и скупки мелких операторов. Впрочем, последние сами виноваты в кризисе, считают в нефтяных компаниях
"По информации Госкомстата РФ, потребительские цены на автомобильный бензин в России в период с 12 по 18 февраля снизились на 1,2%. Однако в Новосибирске цены упали на 14,3%, заметнее всего подешевел бензин марки АИ-80 - на 18,2%.
По общему мнению операторов рынка ГСМ, падению цен на бензин в Новосибирске положила начало конкурентная борьба между «Новосибирскнефтепродуктом» (ННП) и оптовыми иногородними поставщиками, развернувшаяся около полутора лет назад. ННП (которой на паритетных началах управляют «Сибнефть» и ЮКОС) эту борьбу выиграл, но при этом сделал чрезвычайно выгодной «вилку» между оптовыми и розничными ценами. Это и привлекло внимание к рынку ГСМ «случайных» людей со свободными деньгами.
В результате сейчас в Новосибирске функционируют 146 коммерческих и 89 технологических АЗС, в стадии проектирования и строительства еще около 35. И это при наличии 146 тыс. автомобилей. Для сравнения, в Москве на 2,5 млн автомобилей приходится всего 617 коммерческих и 93 технологические АЗС. Если эту пропорцию соблюсти для Новосибирска, то на сегодняшний день достаточно иметь всего 41 АЗС. При росте автопарка на 10% в год имеющегося количества АЗС будет достаточно вплоть до 2016 года.
Следующим шагом ценовой войны стал сброс цен «Трансблоком» (партнер ЮКОСа в Сибири) до 7 рублей - в нынешнем январе. Остальные участники рынка пытались удержать цены, но после того как новосибирский ЛУКОЙЛ последовал примеру коллег, прогнозировавшийся обвал цен стал реальностью. Действия «Трансблока» породили слухи о стремлении ЮКОСа и других крупнейших торговцев бензином создать на рынке ГСМ условия, при которых работа мелких «заправщиков» станет нерентабельной.
Это, согласно слухам, позволит крупным нефтекомпаниям скупить мелкие АЗС. Так, президент новосибирского некоммерческого партнерства предприятий нефтепродуктообеспечения «ГСМ-Сибирь» Александр Бойко сказал, что падение цен - «это защита экономического будущего развитого комплекса АЗС». Не случайно в последние недели в Новосибирске идет активная реклама покупки и взятия в трастовое управление АЗС.
Последний ход в ценовой войне сделали сами владельцы многочисленных периферийных станций, способные привлечь покупателя только демпингом. Это тут же почувствовали крупные операторы рынка, чьи станции расположены в центральных районах города. В январе начали снижать цены вообще все АЗС.
Сотрудник пресс-службы «Сибнефти», отказавшийся назвать свое имя, сообщил корреспонденту «КС», что нефтяная компания не являлась инициатором снижения цены. Это стало ответом на общую тенденцию в Новосибирске. «Вероятность ценового сговора между основными операторами на этом рынке близка к нулю», - полагает представитель «Сибнефти».
Генеральный директор АО «Новосибирскнефтепродукт» Андрей Шимкив заявил, что снижение цены носит объективный характер: «Цену снизили заводы-производители». Кроме того, по мнению руководителя ННП, на ценовую политику накладывается сезонное снижение. «Цены вскоре после начала посевной кампании пойдут вверх», - поделился с корреспондентом «КС» своими соображениями Андрей Шимкив.
В любом случае, есть сговор крупных операторов или нет, многие мелкие операторы, разоряясь, идут на дно и тянут за собой всех остальных участников рынка. Генеральный директор ООО «Беркут» Михаил Сенчук говорит, что компании, продающие сегодня бензин по 6 рублей за литр, работают «в ноль». Ниже цена уже не опустится, но и при подобном положении мелкие компании уже находятся на пороге закрытия. Крупные компании тоже вынуждены идти на непопулярные меры - отправку сотрудников в административный отпуск или сокращение зарплаты. Уже сегодня скидка - непозволительная роскошь даже для крупного продавца бензина в Новосибирске.
Сейчас на новосибирском рынке ГСМ «Новосибирскнефтепродукт» занимает 20%, «Транссервис» - 16%, «Беркут» - 9%, «Трансблок» - 6%. Остальные - меньше 5% бизнеса. Однако в результате «ценовой войны» доли участников рынка могут измениться. «КС» будет следить за развитием событий.
1.03.02