Коррупционные закупки Минобрнауки в 2015 году. Экспертный доклад
FLB: 190 лотов на 3 596 633 418 рублей размещены Минобрнауки в результате процедур, имеющих
коррупционные признаки, что составляет 80,98% от всего бюджета закупок министерства в 2015 году
"
Экспертами «Обрнадзора» проанализированы закупки Минобрнауки от одного миллиона рублей. Заказы были отнесены к одной из 8 категорий по содержанию технического задания закупочной документации. Агентство федеральных расследований FLB.ru публикует выдержки из отчета.
В 2015 году всего Минобрнауки разместило 298 закупок в 354 лотах на общую сумму 4 441 406 259 рублей по начальной (максимальной) цене контракта. Экспертиза процедур размещения заказов и способа формирования начальной цены контракта проводилась по 6 базовым антикоррупционным критериям. Закупки содержат коррупционные признаки вывода бюджетных средств, а процедура размещения таких заказов зачастую носит договорной, фиктивный характер.
190 лотов на 3 596 633 418 рублей размещены Минобрнауки в результате процедур, имеющих коррупционные признаки, что составляет 80,98% от всего бюджета закупок министерства в 2015 году.
Структура закупок Минобрнауки в 2015 году по количеству размещенных лотов
Был проведен анализ количества закупок Минобрнауки по категориям. Лидером по количеству размещенных заказов Минобрнауки второй год подряд стали заказы категории «Презентационно-выставочные мероприятия» – Минобрнауки разместило 170 таких закупок (лотов), отмечается в докладе.
В целях настоящего Докладе использована следующая классификация предмета закупок Минобрнауки:
ПВМ – презентационно-выставочные мероприятия (выставки, конференции, презентации, конкурсы, иные массовые и увеселительные мероприятия); НИР – научно-исследовательские работы; МОН – закупки на содержание аппарата Минобрнауки (содержание и обслуживание и охрана имущества, канцтовары, мебель, офисная техника и т.д.); ИТ – закупка услуг в сфере информационных технологий (разработка, совершенствование, адаптация, внедрение и т.п. программных продуктов, информационных ресурсов и технологий); ОБР – закупки услуг, напрямую связанных с развитием образования (разработка образовательных программ и образовательных модулей, внедрение пособий по преподаванию, оценка эффективности мероприятий по распространению моделей образования и т.д.); ПИАР – прямые и скрытые закупки пиар-услуг, закупки услуг пиар-агентов, услуг, связанных с медийной работой со СМИ; ПК – организация и проведение мероприятий по повышению квалификации специалистов в различных сферах, разработка программ повышения квалификации ДР – категория «Другие госзакупки» - закупки, не отнесенные ни к одной из категорий, представленных выше в основном из-за их незначительного количества (закупки, связанные с поддержкой детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями, закупки программы развития безопасного участия в дорожном движении и т.п.)
Второе место среди популярных заказов Минобрнауки по числу лотов занимают научно-исследовательские работы (НИР) с результатом 74 закупки на 2 690 547 115 рублей.
НИРы – безусловный лидер по объему закупок и самая коррупционная категория
Третье место по числу лотов занимают закупки Минобрнауки, направленные на содержание аппарата министерства и экспертной поддержки принятия управленческих решений (не связанные с ИТ-решениями). Таких закупок зафиксировано на 212 230 215 рублей в 42 лотах.
В целом по количеству лотов по категориям закупки Минобрнауки в 2015 году распределены следующим образом:
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, ЗЕП) выполнена Минобрнауки 5 раз, это услуги охраны объектов Министерства, услуги телефонной связи, поставка тепловой энергии, электрической энергии и горячей воды. Сумма таких заказов – 19 125 049 рублей.
В целом по способу размещения заказа закупки Минобрнауки в 2015 году распределены следующим образом:
Коррупционные закупки Минобрнауки: основные тенденции 2015 года
Экспертиза процедур размещения заказов Минобрнауки и способа формирования начальной (максимальной) цены контракта проводилась по 5 базовым антикоррупционным критериям. Закупки Минобрнауки 2015 года содержат коррупционные признаки вывода бюджетных средств, а процедура размещения таких заказов зачастую носит договорной, фиктивный характер. 190 лотов на 3 596 633 418 рублей размещены Минобрнауки в результате процедур, имеющих коррупционные признаки, что составляет 80,98% от всего бюджета закупок министерства в 2015 году.
В части подходов Минобрнауки к ценообразованию ситуация не изменилась по сравнению с 2014 годом – ведомство повально использует цены «аналогичных» закупок предыдущих лет и индексирует в соответствии с уровнем инфляции.
Коррупционный прием состоит в том, чтобы подобрать наиболее дорогие «аналогичные» закупки, поэтому в ходе такого подбора аналогичными указываются совершенно иные по содержанию закупки.
Ярким примером коррупционной закупки с таким признаком является закупка №0173100003715000112 «Организационно-техническое сопровождение II Общероссийского родительского собрания».
Мероприятие с участием министра образования и науки Дмитрия Ливанова проходило в одной из московских лицеев 27 августа и длилось 1 час 5 минут. В ходе мероприятий министр Ливанов рассказал приглашенным родителям о состоянии системы общего образования, планах министерства и т.д. Родители, присутствовавшие на мероприятии задавали министру Ливанову различные вопросы, а министр пытался на них отвечать.
Подрядчик, обеспечивающий сопровождение собрания обеспечил трансляцию мероприятия на сайте YouTube (https://www.youtube.com/watch?v=0Sya8_hFcTI ) и несколько включений видеоконференцсвязи со школами в регионах России.
Подобные услуги имеют низку себестоимость, а могут и вообще оказываться практически бесплатно (по Скайп). Вопросы для родительского собрания принимались через форму на сайте Минобрнауки, а прием и рассмотрение обращений граждан – прямая обязанность министерства.
За «обеспечение» часовой встречи министра Ливанова для ответов на вопросы родителей и учителей (что является прямой обязанностью министра) из бюджета потрачено 6 768 452 рублей, то есть по 104 103 рубля в минуту. Такая сомнительная закупка стала возможна из-за того, что «аналогичными» были признаны закупки «Оказание услуг по обеспечению Культурных мероприятий России в странах Латинской Америки» (цена 9 587 160 рублей), «Оказание услуг по обеспечению комплекса мероприятий по организации региональных театральных фестивалей» (цена 8 396 986 рублей).
Таким образом, часовая встреча министра Ливанова с родителями в Москве закупщиками Минобрнауки была приравнена по цене к нескольким культурным мероприятиям за рубежом и театральным фестивалям.
Важнейшей тенденцией коррупционных госзакупок стало изменение количества участников конкурсных процедур. Было установлено, что при закупках Минобрнауки стал использоваться инструмент участников-дублеров, вероятно для того чтобы процедура размещения выглядела легально.
Анализ процедур размещения показал, что 344 раза (лотов) в процедурах размещения (открытый конкурс или электронный аукцион) приняли участие 1 или 2 участника (1 процедура не состоялась).
247 лотов (72%) разыграны между 2 участниками, 97 – при одном участнике (28%), то есть без рассмотрения предложения о качестве работ (услуг) в случае проведения открытого конкурса.
Только один раз число участников было больше двух – 4 компании участвовали в аукционе на поставку мебели для нужд Министерства образования и науки на 1,69 млн. рублей, и даже в ходе этой процедуры начальная цена упала всего на полпроцента.
Таким образом, реальной конкуренции при распределении заказов Минобрнауки не существует, но ведется работа по ее имитации.
Чем дороже контракт – тем больше «откат»
Десятки миллионов рублей утрачены Минобрнауки в результате выбора подрядчиков, предложивших большую цену по сравнению с конкурентом (предположительно номинальным). Так, например, «Разработка и реализация мероприятий, направленных на популяризацию деятельности современных российских ученых и их научных достижений на территории Российской Федерации, в том числе с целью привлечения молодежи в науку и развития коммуникационных инструментов (методов) информирования широкой общественности» от ООО «Агентство гуманитарных технологий» стоила министерству на 6,5 млн. рублей дороже, чем предложение конкурента; «Выполнение комплекса работ по обеспечению демонстрации российских перспективных разработок и организационно-техническому сопровождению участия делегации Минобрнауки России, в том числе ученых и молодых исследователей, в международной промышленной выставке «EXPO-RUSSIA BELARUS 2015» от ООО «Группа компаний ИНКОННЕКТ» стоило на 3,5 млн. рублей дороже, чем у другого участника конкурса и т.д. Всего зафиксировано 73 подобные ситуации.
Выбор Минобрнауки в пользу более высоких цен у участников конкурсных процедур может свидетельствовать о коррупционной заинтересованности чиновников получить максимально возможный «откат» при реализации госконтракта за счет изначально завышенных начальных цен.
Нереальная экономия
Внимание экспертов привлекли сомнительные закупки Минобрнауки, цена контракта которых упала в ходе электронных аукционов в несколько раз. Например, услуги на «Проведение всероссийского творческого конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодых ученых» Минобрнауки планировало закупить за 2 193 600 рублей, а в результате аукциона ООО «Консалтинговая Группа Лекич и Ко» предложило оказать эти услуги за 123 864 рубля, то есть с экономией в 94%.
На услуги «Разработка, изготовление и рассылка буклетов для родителей по безопасному участию детей в дорожном движении» Минобрнауки установило начальную цену в 3 308 300 рублей, а участник аукциона ООО «Талан Групп» согласился сделать все за 578 953 рублей (экономия 82,5%).
Услуга «Организационно-техническое сопровождение проведения Международной научной конференции, приуроченной к 70-летию Победы и посвященной внешней политике СССР в годы Второй мировой войны» оценивалась Минобрнауки в 1 100 000 рублей, а ООО «Интеграция: Образование и Наука» согласилось выполнить заказа за 232 000 рублей (экономия 78,9%).
Описанные случаи могут свидетельствовать как о неверном формировании начальной (максимальной) цены контракта закупщиками Минобрнауки в коррупционных целях, так и о коррупционном характере закупки в целом в случае с выставочными мероприятиями.
Эта схема описана в докладе «Небюджетные презентации», заключается в том, что мероприятие изначально организовано какой-то компанией, а непосредственно перед его началом министерством объявляется закупка на его организацию и проведение. В таком случае компании-сообщнику лучше получить пару сотен тысяч рублей вместо миллионов, чем не получить вообще ничего.
«Распил» на сайте
Коррупционно-расточительной можно считать закупку Минобрнауки России у Агентства «ИМА-пресс». За 7,93 миллиона рублей ИМА-пресс выполняет «Эксплуатационно-аналитическое обеспечение, функциональное развитие и контент-наполнение официального сайта Министерства образования и науки Российской Федерации».
Исходя из периода выполнения работ (с 08 июня по 15 декабря 2015 года) один рабочий день обслуживания веб-сайта министерства обходится бюджету в 72 тысячи рублей. Данные расходы министерство несет, несмотря на то, что в его структуре есть отдельный специализированный департамент (Информационной политики).
В соответствии с информацией официального сайте министерства (http://минобрнауки.рф/департаменты/информационной-политики/ ), департамент «Обеспечивает администрирование и информационное наполнение официального интернет-портала Министерства, его официальных аккаунтов в ведущих социальных сетях, координирует работу Интернет-ресурсов подведомственных организаций и Интернет-ресурсов, созданных для коммуникационного сопровождения программ, реализуемых Министерством». Таким образом, функции департамента дублируются в предмете госконтракта.
«Распилы» на науке
Из 74 закупок научно-исследовательских работ в 67 закупках эксперты обнаружили коррупционные признаки, что составляет 90%.