FLB: Производство информационных фантомов Свердловская власть поставила на поток — и чем дальше, тем меньше эти фантомы соотносятся с тем, что происходит на самом деле. Заявляется о снижении госдолга на 3,6 млрд рублей, а по факту он вырос на 18,3 млрд
"
По мере нарастания кризиса российское чиновничество всё больше утрачивает связь с реальностью. Реальность неприятна, неудобна, опасна. Властвующим субъектам кажется, что признать проблему — это проявить слабость, стать уязвимыми и навлечь на себя гнев свыше (кто бы там выше них ни был). Вместо этого чиновники и политики выбирают другой путь — вместо принятия неудобной реальности они создают собственную реальность, в которой все хорошо, в которой рожь колосится и кризиса нет. И если на федеральном уровне это делается в промышленных масштабах пропагандистской машины и давно уже никого не удивляет, то в регионах разрыв между настоящим и выдуманным бросается в глаза и вызывает только недоумение, пишет сегодня ИА «Политсовет».
Фотография департамента информационной политики губернатора Свердловской области
Для наглядности можно взять Свердловскую область. Производство информационных фантомов региональная власть поставила на поток — и чем дальше, чем меньше эти фантомы соотносятся с тем, что происходит на самом деле.
Самый свежий пример — новость о «сокращении» государственного долга области. 18 января департамент информационной политики губернатора рапортовал: госдолг области снизился на 3,6 миллиарда рублей и составил всего 66,5 миллиарда (конечно, это объявлено заслугой губернатора и правительства).
«По результатам проводимой правительством региона долговой политики, на 01.01.2016 года обеспечено снижение государственного долга Свердловской области по сравнению с уровнем, утвержденным законом об областном бюджете, на 3,6 млрд рублей. На 01.01.2016 года государственный долг Свердловской области составил 66,5 млрд рублей», — говорится в сообщении департамента информполитики.
Вот только в реальности госдолг не снизился, а вырос, причем сразу на 18,3 миллиардов, или на 37% по сравнению с третьим кварталом 2015 года. Все данные об этом можно за минуту найти на сайте регионального Минфина.
Сравнивать же фактический госдолг с цифрой, заложенной в бюджете, некорректно, поскольку в бюджет закладывается не реальная величина долга, а его предельный объем — то есть сумма, которую долг не может превышать. В действительности же сумма в 66,5 миллиардов является рекордной для Свердловской области — госдолг региона еще никогда не повышался до такой величины, пояснял «Политсовет» чуть ранее.
Но власти области не могут признать, что долг вырос, даже если он и правда вырос. Они готовы вывернуть наизнанку любую статистику, чтобы показать, что долг снизился — и все это сделано ради того, чтобы в информационном пространстве не появилось никаких негативных новостей про губернатора. Имидж губернатора, а не реальные факты — вот чем в первую очередь заняты лучше умы чиновничества.
Пример с долгом был бы лишь забавной несуразностью, если бы он был единственным. Но, увы, это лишь один из многих подобных случаев.
Так, в самом конце прошлого года первый вице-премьер областного правительства Алексей Орлов отчитывался перед губернатором Евгением Куйвашевым о поддержке местных предприятий.
«При поддержке областных властей также началась реализация таких проектов как строительство завода по производству металлических порошков и лакокрасочной продукции в Арамильском городском округе, развитие «Высокогорского шаропрокатного завода» в Нижнем Тагиле, создание рекреационно-туристского комплекса «Невьянский мыс» и других», — заявили по итогам этого совещания в департаменте информационной политики губернатора.
Не прошло и месяца, как выяснилось, что шаропрокатный завод в Нижнем Тагиле на самом деле никакой поддержки от областной правительства не получал и даже не просил ее, своим развитием завод занимается самостоятельно, без помощи вице-премьера Орлова. А о рекреационно-туристском комплексе «Невьянский мыс», который якобы создают власти, никто из участников местного туристического рынка даже не слышал.
Чем дальше заходит политический и экономический кризис, тем победнее и восторженнее становятся заголовки пресс-релизов, выпускаемых администрацией губернатора.
«Губернатор Евгений Куйвашев придал новый импульс развитию рабочих профессий на Среднем Урале», — читаем мы один из заголовков новостей на сайте губернатора. Воображение читатели тут же рисует картину того, как губернатор своими руками придает импульс, вдохновляет рабочих на трудовые подвиги. Но на самом деле оказывается, что Куйвашев всего-навсего изменил состав оргкомитета проекта «Славим человека труда!». Сугубо бюрократическое, проходное событие, которое явно не изменит ничего в положении рабочих профессий. Но власть уже не может остановиться, не может просто написать «Губернатор изменил состав оргкомитета», и раздувает всё до космически-героических масштабов.
«Губернатор Евгений Куйвашев вывел развитие конкуренции в Свердловской области на новый уровень», — гласит другой заголовок на официальном сайте губернатора. От такого заголовка можно ожидать хотя бы каких-то статистических данных, свидетельствующих о росте конкуренции, или на худой конец экспертных оценок о том же самом. На деле же речь идет о том, что Куйвашев «утвердил перечень приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в регионе» — то есть просто подписал один из многочисленных документов, производимых бюрократической машиной.
Во всех этих случаях публике навязывают не то что фантастическую, а фэнтезийную картину — герой-губернатор совершает подвиги одним росчерком своей ручки. Поставил одну подпись — расцветают рабочие профессии, поставил другую — взлетает на невиданный уровень конкуренция. Подписывание бумаг становится заменой реальной деятельности.
Всё это еще могло бы быть уместным в «мирное» время, но в кризис этот разрыв между фэнтезийной картиной и суровой реальностью становится все более драматичным. Это на федеральном уровне мы уже привыкли к пропаганде и выдуманной ей картине мира, но когда тем же самым начинают заниматься региональные власти, от этого становится страшно — потому что ты видишь и осознаешь, что вот эти люди действительно управляют нами, от них зависит будущее. Но они не могут даже честно признать проблемы — но без признания проблем решить их невозможно. Никто их и не решает.
За созданием фэнтезийной реальности кроется потеря управляемости, неспособность повлиять на положение дел в стране и регионе. Губернатору придумывают подвиги не от хорошей жизни — их приходится придумывать потому, что на реальные подвиги он не способен, а без них он никому не нужен. За 15 лет власть приучила к публику своему героическому имиджу, и отказаться от него она не в силах, даже если никакого геройства и в помине нет.
На выходе мы имеем не только экономический, но и управленческий кризис. Вся региональная машина власти, кажется, думает только о том, как спасти имидж губернатора и произвести картинку получше. Область занимает одно из последних мест по эффективности политического управления, но победных реляций становится всё больше и больше. Одна из последних новостей — «Почетные граждане Свердловской области поддержали определенную губернатором стратегию развития региона». В чем эта стратегия, неважно — главное, что поддержали. Что характерно, в отсутствие самого губернатора, который к почетным гражданам даже не вышел.
Власть погружается сама и погружает общество в мир фантазий и фантомов, которые уже мало чем управляют, но всё еще делают вид. Делание вида стало главным смыслом и содержанием политики — уже и в регионах. Но очевидно, что рано или поздно из мира фантазий придется выйти в реальность, и эта встреча с реальностью вряд ли будет приятной.