"Череда официальных предупреждений о новых терактах в США, казалось, утихла. Рядовые американцы с головой ушли в привычные заботы о “хлебе насущном”. И вдруг — какой там “гольф” в уик-энд и “кружка пива”, когда террористы заводят под основание Манхэттена ядерную боеголовку, купленную у русской мафии!
ЦРУ пришлось попотеть, проверяя сообщение, полученное из анонимного источника. Шутка ли: ядерное оружие, похищенное в России, контрабандным путем прибывает в США (скорее всего в Нью-Йорк), а затем... Что случилось бы затем, нетрудно представить: ядерный апокалипсис в городе, еще не оправившемся от катастрофы 11 сентября. Однако, как выяснилось, бить ядерную тревогу пока рановато.
Показания “источника” проверили на детекторе лжи. Тест показал, что информация о ядерной контрабанде оказалась фальшивкой от начала до конца. Однако, как заявило неназванное, но высокопоставленное лицо из американской разведки: “У нас не было иного выбора, кроме как отнестись к этим сведениям со всей серьезностью. В данном случае, после тщательного анализа мы признали эти данные не заслуживающими доверия”.
“Это предупреждение было далеко не первым, и боюсь, не последним”, — вторил ему другой неназванный коллега.
Заверения российской стороны о том, что все ядерные технологии находятся под строжайшим контролем, не удовлетворяют Вашингтон. Опираясь на сведения, полученные от неких “бывших руководителей российского Минобороны”, американцы заявляют о том, что утечки радиоактивных материалов могли иметь место. Ряд конгрессменов, имеющих доступ к данным внешней разведки, считает, что российская сторона “не дает достаточных оснований для уверенности в том, что радиоактивные материалы не могли быть похищены”. А значит, есть опасность того, что “Аль-Кайеда” или какая-нибудь другая террористическая сеть могли получить доступ к ядерным арсеналам — как к атомному оружию, так и к радиоактивным отходам, из которых можно соорудить “грязную бомбу”...
Наши официальные круги пока на эти сообщения никак не отреагировали. Это понятно: об опасности ядерной контрабанды из России американские СМИ трубили и прежде, в последний раз — накануне знаменитого визита Путина на ранчо к Бушу. Трубили не без намека: России следует ускорить демонтаж своих ядерных складов, а заодно — боевых ракет, c их ненадежной охраной. Под это дело США обещали даже подкинуть $ 100 млн.
Российские военные в подобных случаях заявляли, что ядерные погреба — под надежным контролем. И все же можно ли полностью исключать возможность ядерной “утечки”?
Неожиданными откровениями недавно разразился в своих мемуарах, опубликованных в Афинах, бывший советник премьер-министра Греции по вопросам обороны и безопасности Николаос Гриллакис. “Весной 1992 года, — вспоминает он, — люди из КГБ предложили мне купить три ядерных заряда небольшой мощности из арсенала бывшего СССР за 6 млн. долл. (по 2 млн. за каждый заряд). Это предложение мне сделал офицер КГБ. В этот момент он был обеспокоен своим будущим, поскольку в России начались гонения и увольнения тех работников КГБ, которые были верны прежнему коммунистическому режиму”.
По словам автора книги, торговцы “ядерной смертью” брали на себя доставку грузовиком ядерных зарядов из того места, где они хранились, в порт Антверпен в Бельгии, а также его погрузку на судно, которое должно прислать греческое правительство. Продавцы не требовали за свой опасный “товар” никакого аванса. Однако условленные $ 6 млн. следовало немедленно уплатить наличными после того, как ядерное оружие будет погружено на борт судна и оно выйдет в международные воды. Одновременно с ядерными зарядами русские должны были передать грекам также инструкции по пользованию.
В Греции на базах США в то время в условиях большой секретности складировалось американское тактическое ядерное оружие. Но его охраняли сами американцы и греков близко не подпускали. И все же в греческой армии имелся персонал, обученный пользованию ядерными зарядами. Но самое главное: соблазн задешево стать вдруг “ядерной державой” был очень велик. По этой причине советник премьер-министра пришел к выводу, что российские ядерные заряды будет выгодно иметь в качестве “превентивной меры” в отношении Турции — на случай, если та сама приобретет подобное оружие. Об этом он и доложил своему начальству. Пост премьер-министра Греции в то время занимал лидер партии “Новая демократия” Константинос Мицотакис.
“Премьер-министр, — вспоминает Гриллакис, — внимательно выслушал мой доклад, взвесил все “за” и все “против” и в конце концов дал указание “заморозить переговоры с КГБ”. Такая сделка могла сильно повредить отношениям Греции с США, а кроме того, Греция была в числе стран, подписавших договор о нераспространении ядерного оружия”. Гриллакис сказал торговцам из КГБ, что отрицательный ответ вызван “внутренними разногласиями внутри правящей партии”, хотя и оставил дверь для дальнейших переговоров открытой. Но русские больше на связь с ним не выходили. Не значит ли это, что, потерпев неудачу с Гриллакисом, они подыскали другого покупателя?
В свое время работы по созданию ядерного оружия в США закодировали под названием “Манхэттенский проект”. Нынешний “Манхэттенский проект” террористов, к счастью, оказался уткой. Но эта лопнувшая сенсация подстегнула Белый дом к ускорению разработки новой системы предупреждения гражданских учреждений и населения в случае угрозы террористической атаки. Что представляет собой эта система, пока неясно. Ясно лишь, что относительное общественное равновесие, установившееся в США спустя полгода после катаклизма 11 сентября, весьма неустойчиво и легко может разразиться новый кризис."
06.03.2002
Владимир Малышев, Наталья Золотарева, Михаил Мошкин Московский комсомолец