Плата за проезд: правительство и перевозчики ищут компромисс
FLB: Внедрение в России европейских схем платных дорог вызвало споры и протесты.
"В регионах России водители большегрузных автомобилей провели акции протеста против взимания платы с грузовиков весом от 12 тонн, которое начнется 15 ноября. Акции с участием сотен водителей прошли в Подмосковье, под Новосибирском, в Карелии, Удмуртии, Белгородской области и других регионах. Дальнобойщики ссылаются на то, что система не протестирована, что ведет к угрозе больших штрафов. «Президенту доложено об акции дальнобойщиков» - цитирует ТАСС комментарий Дмитрия Пескова. По словам пресс-секретаря президента, «все-таки это больше тема правительства, больше тема Минтранса. Я думаю, что вопросы нужно адресовать им». Дмитрий Песков отметил, что сторонам нужно найти компромисс.
10 ноября 2015 года председатель правительства Дмитрий Медведев подписал постановление, изменяющее порядок взимания платы с транспортных средств массой свыше 12 тонн. Согласно новому регламенту, за каждый километр до конца февраля 2016 года с дальнобойщиков будут взимать 1,53 рубля. При этом ранее планировалось взимать 3,73 рубля. Но уже с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года стоимость проезда по трассам для грузовиков массой свыше 12 тонн составит 3,06 рубля за километр. 11 ноября водители фур вышли на акцию протеста, чтобы добиться отмены покилометровой оплаты проезда с 15 ноября – напоминает хронику событий РСН.
Перевозчики, однако, не выступают за безоговорочную отмену платы за проезд по федеральным трассам. По словам председателя Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслава Трунаева, перевозчики хотят, чтобы «систему сначала протестировали хотя бы полгода в каком-нибудь регионе, снизили плату (летом федеральное Минэкономразвития подсчитало, что для формирования необходимого фонда достаточно будет собирать по 97 копеек за километр) и сумму штрафов (с 400 тыс. до 50 тыс. рублей), ввели постоплатную систему расчета и выдали водителям аппаратуру для подсчета километража» – информирует ТАСС.
Между тем, - обращает внимание «Взгляд», - идея создать систему взимания платы (СВП) для 12-тонников по примеру западных стран была озвучена Минтрансом еще в 2012 году. Эта система получила название «Платон», на ее разработку ушло три года. Возможности работы с системой «Платон» две. Компании-перевозчики, у которых в грузовиках установлены GPS/ГЛОНАСС-датчики, предпочитают первый путь – зарегистрироваться в «Платоне», получить расчетный счет в нем, внести на него денежный депозит и платить онлайн за километры по мере следования по трассе.
Второй вариант оплаты, скорее всего, выберут частные перевозчики. Надо заранее построить и согласовать маршрут грузовика и оплатить поездку через терминал или мобильное приложение. За правильностью маршрута будут следить камеры вдоль федеральных трасс.
СВП-приборы выдаются бесплатно. Транспортные власти посчитали, что их потребуется в общей сложности около 2 млн штук. Именно столько 12-тонников ездит по российским дорогам. Но пока выпущено только 200 тыс. приборов. Но это не страшно, так как на первых порах, как показала европейская практика, ими пользуется лишь небольшой процент грузовиков. По словам коммерческого директор «РТ-Инвест Транспортные Системы» Антона Замкова (компания разрабатывала «Платон»), в системе уже зарегистрировались 360 тыс. транспортных средств, из них свыше 100 тыс. зарегистрировалось через личный кабинет. В основном это индивидуальные предприниматели и физические лица с небольшим парком».
«Конечно же, все профессионалы, а большегрузные автомобили – это бизнес, который осуществляет перевозки по федеральным трассам, конечно же, знали об этой мере и готовились к ней. Но, как всегда у нас снег выпадает неожиданно, так и здесь получилось, что многие из частных в основном автоперевозчиков сейчас пытаются каким-то образом повлиять на давно уже принятое и фактически реализованное решение», – заявил в эфире «Россия 24» министр транспорта РФ Максим Соколов. В результате возникновения «острых углов» дальнобойщикам разрешили еще полгода ездить без компенсации разрушения дорог.
Обращает на себя внимание, что активное освещение акций протеста ведут либеральные СМИ, ратующие за прозрачность финансовых потоков, и максимальное развитие рыночных инструментов в экономике, чтобы всё «как в Европе». Но как только такие инструменты появляются – рыночный запал куда-то исчезает. А меж тем, Россия в вопросе дорожных сборов лишь следует за мировой практикой. В Европе и США качество дорог уже давно обеспечивает пользователь. За разрушение асфальтового полотна автомобилист платит пропорционально ущербу, и самые большие тарифы установлены для самых тяжелых. Грузовики весом от 12 тонн и выше в той же Германии платят от 14 до 29 евроцентов за километр, во Франции – от 11 до 15,5 евроцентов и это заметно выше уровня, который вводится в России. И второй, немаловажный момент, на который выпадает из поля зрения некоторых комментаторов – сокращение «серой зоны» на рынке крупных перевозок. Сейчас по оценкам экспертов едва ли не каждая пятая фура на дорогах России работает в обход налогов и нарушает установленные нормы по весу. Платежи и штрафы помогут вывести «из тени» и легализовать этот сегмент рынка. Правительство России, - как пояснил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт, - рассчитывает за счет введения данной системы получить в бюджет дорожный фонд, в бюджет Российской Федерации в следующем году почти 40 млрд. рублей. И данные средства могут быть использованы только целевым образом. «Эти средства являются окрашенными, потому что деньги с дорожного фонда ни на какие другие цели невозможно истратить» - подчеркнул глава агентства.
Вообще, ситуация местами напоминает 90-е, когда в попытках навести элементарный порядок в финансовом секторе, налоговые службы и правительство РФ внедряли кассовые аппараты в сфере торговли и частного предпринимательства. Акции протеста, если кто-то забыл, проходили даже в небольших городах страны, а различные «ассоциации бизнеса» писали манифесты и петиции, протестуя против нововведений. При этом все понимали, что «выходить из тени» - необходимо. Однако требования к предпринимателям были теоретическими, схему с практической точки зрения до конца не продумали – аппараты были не по карману многим торговцам. Противоречия, однако, сняли после скандалов, обеспечив рынок относительно недорогими портативными контрольно-кассовыми машинками. И сегодня кассовый чек даже за самый мелкий товар – обычное дело в любой торговой точке. Так что предложение со стороны перевозчиков сначала всё подготовить, опробовать и протестировать в паре регионов, и лишь потом внедрять повсеместно, вариант для конструктивного диалога. "