FLB: Адвокаты генерала ходатайствуют о прекращении уголовного преследования в связи с отсутствием состава преступления
"Экс-руководитель ГУЭБиПК МВД Денис Сугробов завершил ознакомление с материалами уголовного дела об организации преступного сообщества в антикоррупционном ведомстве, сообщает «Коммерсантъ». Всего в деле оказалось 305 томов, включая 49 секретных.
Следственный комитет готовит громкое дело для передачи на утверждение в Генпрокуратуру. Одновременно генерал и его защитники ходатайствовуют о прекращении его уголовного преследования, а если их требование не будет удовлетворено, просят допросить следователей, прокуроров и судей, выносивших процессуальные решения по материалам оперативников, которые в СКР сейчас считают незаконными.
«Из описываемых следствием событий любому здравомыслящему человеку понятно, что никакого преступного сообщества в ГУЭБиПК не было, так же как превышения должностных полномочий и провокаций взяток,— утверждает адвокат Сугробова Эдуард Исецкий.— Наоборот, из материалов видно, что разрабатываемые оперативниками подозреваемые, признанные в итоге следствием потерпевшими, деньги брали добровольно».
По словам адвокатов, в материалах дела нет ни одного показания о том, что Сугробов принимал участие в проведении оперативно-разыскных мероприятий или давал своим подчиненным указания о совершении неправомерных действий. «Единственный, кто об этом говорит, да и то в качестве предположения, сотрудник ФСБ Игорь Демин (с его разработки оперативниками МВД и начались аресты в ГУЭБиПК)»,— отметил Эдуард Исецкий.
Кроме того, сообщают «Известия», защита экс-руководителя антикоррупционного ведомства ходатайствовала о допросе еще более 140 свидетелей со стороны защиты, включая следователей, возбуждавших дела по материалам ГУЭБиПК, надзиравших за ними прокуроров, а также судей, санкционировавших и продлевавших аресты фигурантам коррупционных дел. Так защита Сугробова намерена доказать, что расследования проводились в рамках закона. По словам адвокатов, допросить их следствие обещало на протяжении всего хода расследования, но так этого и не сделало.
СПРАВКА: Денис Сугробов известен своей головокружительной карьерой. Он родился в 1976 году в Москве, после окончания средней школы поступил в Московскую высшую школу милиции, которую окончил в 1997 году в возрасте 21 года, ему было присвоено звание младшего лейтенанта. К 2013 году он прошел путь от лейтенанта до генерал-лейтенанта. ГУЭБиПК он возглавил в июне 2011 года. На тот момент ему было всего 34 года и он был самым молодым генералом в ведомстве. За плечами Сугробова — работа в 10-м оперативно-разыскном бюро МВД, занимающемся борьбой с экономической оргпреступностью. Он также известен личным участием в расследовании целой серии громких уголовных дел. Среди них — дела о коррупционных сделках при закупках дорогостоящих томографов для Минобороны, разработка и задержание начальника департамента контрольного управления президента Андрея Воронина, начальника главного медицинского управления Минобороны генерал-майора Александра Белевитина и директора ФГУП «Дирекция единого заказчика-застройщика Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» Вадима Можаева».
Напомним, что о раскрытии организованной преступной группы, действовавшей в ГУЭБиПК МВД РФ, Следственный комитет сообщил в феврале 2014 года. Фигурантами этого дела являются еще девять человек, в том числе погибший во время следствия после падения из окна здания Следственного комитета в Техническом переулке замглавы ГУЭБиПК генерал Борис Колесников.
Родственники Колесникова отказались закрывать дело по нереабилитирующим обстоятельствам, и поэтому его деяния будут оцениваться судом наравне со всеми. Также в деле остаются ставшие известными агенты ГУЭБиПК: Сергей Пирожков, Руслан Чухлиб и Павел Глоба. Именно Глоба, как потом выяснилось, был завербован Федеральной службой безопасности (ФСБ) и поставил в известность своего куратора о том, что в отношении генерала ФСБ ведется разработка.
Напомним, согласно материалам дела, Сугробов и его подельники обвиняются в создании преступного сообщества, превышении должностных полномочий и в серии провокаций взяток сотрудниками правоохранительных органов и должностных лиц.
По версии следствия, незаконной разработке со стороны борцов с коррупцией подверглись замдиректора Московского научно-исследовательского онкологического института имени П. А. Герцена (МНИОИ) Сергей Безяев, начальник отдела физической культуры и спорта департамента социального развития правительства РФ Артем Чесноков, директор департамента Счетной палаты Александр Михайлик и другие высокопоставленные чиновники.
Кстати, после ареста Сугробова многие из чиновников потребовали признать их потерпевшими по делу и заявляли, что в отношении них была спровоцирована взятка. Таким образом, они сейчас получили право на реабилитацию и возмещение ущерба, в том числе и материального, пишут «Известия». В рамках дела они заявляли гражданские иски на различные суммы.
Самый большой иск по этому делу заявлен другим фигурантом этого же дела — директором департамента СП по контролю за расходами на науку, образование, культуру, спорт и СМИ Александром Михайликом. Он потребовал от оперативников 40 млн рублей. Дело против Михайлика было закрыто в июне 2014 года. Следователи СКР проверили его обстоятельства и решили, что оно было сфабриковано оперативниками ГУЭБиПК.
Ошибкой оперативников стало то, что они решили заняться разработкой чекиста. В материале «Чекисты раскопали «провокацию» до Сугробова» агентство FLB уже расказывало о том, что, по версии следствия, оперативники и «неустановленные» руководители управления пытались подставить Игоря Демина — замруководителя одной из служб 9-го управления ФСБ, отвечающей за обеспечение собственной безопасности сотрудников ведомства. Разработка господина Демина с использованием агентов велась оперативниками с осени прошлого года. При этом следствие считает, что оперативники через посредников планировали выйти на чекиста и, представляясь руководителями коммерческих структур, предложить ему взять их бизнес под крышу, получая за общее покровительство $10 тыс. в месяц.
14 февраля в одном из ресторанов Москвы агент ГУЭБа и должен был передать ему десять тысяч меченых «зеленых». А заодно и записать весь разговор на диктофон. Как оказалось, Демин об «оперативном эксперименте» был предупрежден и пришел на встречу тоже с диктофоном. Мало того: как только в корзиночке для хлеба оказались десять тысяч долларов, положенные туда агентом, в ресторан вошли сотрудники ФСБ. На агента-коммерсанта надели наручники. В тот же день задержали и оперативников ГУЭБа. Спустя 6 дней подал в отставку генерал Сугробов, спустя 12 дней задержали его заместителя Бориса Колесникова и начальника управления «Б» Салавата Муллаярова. А в мае арестовали и Сугробова. Камеры им приготовили в Лефортово, бывшей тюрьме КГБ.
«Они (Сугробов и Колесников) нарушили негласное правило: нельзя разрабатывать сотрудников ФСБ. Тем более без разрешения вышестоящего начальства», — утверждал The New Times источник из центрального аппарата МВД. Он же отмечал, что министр генерал Колокольцев ничего об инициативе ГУЭБа по разработке полковника ФСБ знать не знал и думать не думал: «Все их неприятности с этого начались, и министр не смог их защитить»."