FLB: Александр Хинштейн по поводу принятия Госдумой законопроекта, облегчающего применение силы к заключенным: "Это или техническая ошибка, или результат сложных отношений Минюста с правозащитниками, или это потому, что ФСИН в структуре Минюста на правах Золушки"
"
Комитет Госдумы по безопасности в четверг рекомендовал принять в первом чтении законопроект правительства, облегчающий применение силы и спецсредств к заключенным. Разработанные Минюстом и внесенные в мае поправки в законы об органах исполнения наказаний и о содержании под стражей расширяют основания для применения силы к заключенным и разрешают применять спецсредства за нарушение правил внутреннего распорядка, информирует газета «Ведомости».
В своем заключении комитет предлагает существенно переработать документ. Статс-секретарь Минюста Юрий Любимов, представляя законопроект, отметил, что его поддержали МВД, ФСБ и Минэкономразвития, а в сентябре Минюст обсудил все необходимые поправки с правозащитниками.
Разработанные Минюстом и внесенные в мае поправки в законы об органах исполнения наказаний и о содержании под стражей расширяют основания для применения силы к заключенным и разрешают использовать спецсредства за нарушение правил внутреннего распорядка, пишет NEWSru.com .
В свою очередь, зампред комитета Александр Хинштейн напомнил, что закон вызвал большой резонанс - опасения правозащитников связаны с тем, что будут предоставлены чрезмерные полномочия по применению силы и спецсредств.
В начале года проект согласовали с правозащитниками, но потом Минюст внес в Думу несогласованную версию, в которой сохранялись прежние положения. "Это или техническая ошибка, или результат сложных отношений Минюста с правозащитниками, или это потому, что ФСИН в структуре Минюста на правах Золушки", - предположил Хинштейн, отметив, что даже сами представители службы были согласны с правозащитниками.
«Вместо того чтобы заниматься профилактической работой, мы даем им в руки палку», – подчеркнул проголосовавший против поправок единоросс Борис Резник. «Возникает вопрос: если наши правозащитники давали свои заключения на иную редакцию, как могло получиться, что мы одобряем эту?» – возмутился эсер Дмитрий Горовцов.
Законопроект был внесен в правительство именно в этой редакции и перед внесением проходил процедуру общественного обсуждения, но ни одного замечания и предложения мы не получили, они были представлены только после внесения, оправдывался представитель Минюста. «То, что мы услышали, ни в какие ворота не лезет. Недопустимые вещи, нас за это будут бить», – подчеркнул Горовцов.
Уполномоченный по правам человека Элла Памфилова, которая ранее призывала отозвать законопроект, заявила, что "произошла непонятная замена законопроекта", но депутаты обещают все поправить, отмечает NEWs.ru.com . По какой причине согласованный с правозащитниками текст исчез при прохождении через правительство - непонятно, но ФСИН такое расширение полномочий не нужно, уверен член Совета по правам человека Андрей Бабушкин.
Напомним, что, согласно законопроекту , сотрудники ФСИН смогут применять к заключенным физическую силу, спецсредства и огнестрельное оружие. Документом устанавливается, что сотрудник ФСИН вправе применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не действуют при пресечении преступлений и нарушений режима содержания, конвоировании, задержании осужденного, заключенного под стражу.
Физическое воздействие также предлагается разрешить "для преодоления противодействия законным требованиям" представителя УИС. Подробно перечисляются случаи, когда работникам ФСИН разрешено использовать специальные палки, газовые, световые и акустические средства, электрошоковые и светошоковые устройства, служебных собак, средства сковывания движения, водометы и бронемашины.
Так, при конвоировании и охране осужденных и арестованных, "когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе", сотрудник ФСИН сможет использовать "наручники и иные средства ограничения подвижности". При отсутствии последних разрешается использование "подручных средств связывания". Такой же способ нейтрализации заключенных можно применять для "пресечения сопротивления или неповиновения" осужденных и для их задержания при побеге или после него.
Законопроектом исключается действующая сейчас норма о том, что использование водометов и бронемашин возможно только по указанию начальника или заместителя начальника пенитенциарного учреждения с "последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента их применения". Однако отмечается, что применение водометов не допускается при температуре воздуха ниже нуля градусов по Цельсию.
В документе прописаны также основания применения огнестрельного оружия. Сотрудник ФСИН сможет его использовать, в частности, для защиты себя и иных лиц от посягательства, если оно сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья, для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств, для задержания осужденного и лица, заключенного под стражу, оказывающих вооруженное сопротивление, а также для пресечения побега.
Сотруднику уголовно-исполнительной системы запрещается применять спецсредства и оружие в отношении женщин "с видимыми признаками беременности", лиц "с явными признаками инвалидности" и несовершеннолетних, когда их возраст "очевиден или известен" (кроме случаев вооруженного группового нападения). Не допускается нанесение человеку ударов спецпалкой по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам и в область проекции сердца.
Предусматривается, что сотрудники исполнительных учреждений освобождаются от ответственности за вред, причиненный осужденным при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если это произошло на законных основаниях.
«Если поправки будут приняты, то тюремщики получат право применять силу и спецсредства не только в случае угрозы побега или нападения, но и за любое нарушение правил внутреннего распорядка. Буквально за то, что человек не поздоровался с надзирателем, его можно будет законно ударить дубинкой», — считает основатель социальной сети для заключенных Gulagu.net Владимир Осечкин.
Не согласованный с правозащитниками вариант выглядел как переписанный закон о полиции: авторы даже не задумались, что правонарушение на свободе и правонарушение в тюрьме - разные вещи, заявил председатель Комитета против пыток Игорь Каляпин.
Легализация применения спецсредств в местах лишения свободы приведет к беспределу, считает юрист и депутат Госдумы Иван Сухарев.
«На мой взгляд юриста, как человека, который придерживается закона, выражаясь простонародным языком, они «перегибают палку». Потому что в законопроекте прописано, что сотрудник УИС не несет ответственности за вред, причиненный осужденным, лицам, заключенным под стражу, иным лицам, при применении физической силы, спецсредств, огнестрельного оружия. В частности, применение физической силы разрешено при нарушении режима содержания. Все мы знаем, что такое режим содержания, незначительные, в общем-то, вещи. Пункт 4 ст. 30 предлагаемого закона предусматривает преодоление противодействия законным требованиям сотрудника УИС. Какие требования это были – поди докажи. Были ли они, не были. Может, это инсценировка была, а в итоге к человеку применена физическая сила, а сотрудник избегает ответственности, что может привести к перегибам.
По предлагаемому законопроекту, только в случае ранения или наступления смерти осужденных, заключенных под стражу, в результате применения сотрудником физсилы, спецсредств или огнестрельного оружия, уведомляется прокурор. Конечно, в условиях закрытости этих заведений, это может привести к так называемому беспределу», считает депутат. "