FLB: Столичные власти стремятся уйти от открытого обсуждения сноса и застройки центра города. "В случае принятия постановления ордера можно будет получать по упрощенной процедуре, а дома сносить без учета их исторической, градостроительной и архитектурной ценности", - говорится в заявлении движения "Архнадзор"
"
Мэрия Москвы намерена снять последний барьер для уничтожения старой Москвы и вернуть разрешения на снос тысяч исторических зданий в центре столицы, сообщил «Интерфакс».
Правительство Москвы планирует ликвидировать комиссию по вопросам градостроительной деятельности в зонах охраны памятников и на территории достопримечательных мест, более известную как «сносная комиссия». Проект соответствующего постановления опубликован на сайте московского департамента культуры.
«Летом 2015 года прокуратура Москвы вынесла представление, которое гласило, что работа «сносной комиссии» нарушает права предпринимателей – собственников исторических зданий, и в котором содержалось требование об устранении нарушений закона. Как пояснили изданию «Фронде ТВ» в пресс-службе прокуратуры Москвы, прокуратура не требует полностью отменить предоставление специальных разрешений на сносы зданий в зонах охраны; прокуратура считает, что предоставление этих разрешений комиссией – дублирование полномочий государственных органов», пишет в письме, полученном Агентством федеральных расследований FLB.ru, депутат совета депутатов Лефортово Александра Андреева.
«Однако правительство Москвы решило воспользоваться представлением прокуратуры Москвы, чтобы полностью отменить согласование сносов старинных зданий в центре города. Несколько дней назад на сайте департамента культурного наследия был размещен проект постановления правительства Москвы, которым предлагается признать утратившими силу почти все пункты постановления Правительства Москвы № 475 от 2011 года. (http://dkn.mos.ru/anti-corruption/anti-corruption-expertise/2193000/). Решение о ликвидации «сносной комиссии» в настоящее время является грубейшим нарушением законодательства об объектах культурного наследия .
Москвичи и градозащитники требуют не ликвидировать «сносную комиссию» до тех пор, пока не будет введен полный законодательный запрет на снос дореволюционных зданий и пока не будет образован и не начнет работать орган по рассмотрению вопросов о сносе зданий довоенного и сталинского времени, состоящий в основном из специалистов в области защиты культурного наследия и членов градозащитных организаций», пишет в письме депутат Лефортово.
Ликвидация "сносной комиссии" лишит историческую Москву механизма защиты, заявляют градозащитники.
"В случае принятия постановления о ликвидации комиссии ордера можно будет получать по упрощенной процедуре, а дома сносить без учета их исторической, градостроительной и архитектурной ценности ", - говорится в заявлении движения "Архнадзор", распространенном во вторник.
В "Архнадзоре" данную комиссию считают "единственным городским институтом, где публично, с участием представителей экспертного сообщества и общественных организаций, обсуждаются вопросы сохранения исторических зданий, не являющихся объектами культурного наследия, а также некоторые градостроительные проекты".
Один из основателей общественного движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин прокомментировал The Village ситуацию.
«Упраздняются пункты постановления о „сносной комиссии“, далее идут изменения в другие нормативные акты, и эти изменения сводятся к вычищению, вымарыванию упоминаний „сносной комиссии“ и её разрешений, в том числе в том, что касается порядка выдачи ордеров», — разъяснил он содержание документа.
По словам Рахматуллина, это означает упразднение механизма для обсуждения судьбы тех исторических зданий, которые не имеют статуса памятника. Он отметил, что этот механизм действовал в Москве с 1970-х годов. Представитель «Архнадзора» считает, что намерение ликвидировать «сносную комиссию» связано с давлением частных инвесторов.
«Это, конечно, давление строительного и инвесторского лобби, прочих хозяйствующих субъектов, которые просят их не „кошмарить“, упростить порядок согласования. Это сейчас в тренде: упростить согласование, поспособствовать развитию бизнеса. Но в действительности это в первую очередь желание инвестора развязать себе руки. Инвестор понимает каждый объект как свою собственность, и если это не памятник, то он не понимает, почему решение о сносе зависит не только от него», — сказал Рахматуллин.
Константин Михайлов, член общественной палаты, координатор движения «Архнадзор» дал комментарий на страницах BFM.
«Истинными мотивами и причиной этого решения является желание городских властей избавиться от головной боли, связанной с необходимостью регулировать эти вопросы сохранения исторических зданий в центре Москвы. Комиссия существовала, причем, еще с 1976 года. С какого-то момента, очевидно, эта комиссия городские власти перестала устраивать, а также та критика, которая раздавалась в адрес властей либо после очередных решений комиссии о сносе, либо после неисполнений решений комиссии о сохранении. В конце концов, просто решено было от нее отказаться, и облегчить себе жизнь, оставив решение вопросов исключительно на усмотрение частных собственников этих зданий. Взамен этой комиссии не предлагается никакого иного альтернативного механизма решения этих вопросов. Просто возникает черная дыра, в которой будут, я уверен, эти здания исчезать десятками . Центр разрешений перемещается в градостроительную земельную комиссию, которую возглавляет сам мэр Собянин, который работает в абсолютно закрытом режиме, без привлечения общественных представителей, и решает эти вопросы так, как городу кажется нужным».
Отметим, что «Сносная комиссия» в нынешнем её виде существует с 2011 года и является единственным институтом для публичного обсуждения вопросов сноса исторических памятников, не имеющих индивидуального охранного статуса. Проект постановления о её упразднении не предусматривает создания иного органа для этих целей.
Иного мнения придерживается руководитель Национального агентства по архитектуре и градостроительству Елена Косоренкова, которая считает , что комиссия слишком замедляла решение вопросов о сносе зданий и, действительно, мешала.
«В упразднении этой комиссии, как это ни странно, я вижу положительный результат, потому что это один из тех барьеров, которые убираются, административных барьеров. Это на месяц может сократить уже принятие решения. А что касается исторических памятников в Москве, извините, они все уже переписаны, они есть уже в базе данных Москомнаследия, у всех заинтересованных специалистов. Это правильное решение — комиссию надо убирать. А если есть в этом необходимость, можно передать полномочия на уровень профессиональных специалистов, которые будут работать на общественных началах. Как раз та система, которой занимается Национальное агентство по архитектуре и градостроительству. Это может быть общественное обсуждение, но снятие барьеров — это будет реально. Потому что всплывают такие анекдотичные слушания, на которые уходит очень длительное время. А у нас задача поставлена президентом — снятие административных барьеров при получении разрешительной документации, сокращение сроков».
Официальных комментариев о причинах упразднения комиссии департамент культуры не дает, уточняя, что окончательное решение еще не принято.
Комиссия действовала в последние годы советской власти, и при Юрии Лужкове, и при нынешней мэрии, пишет газета «Ведомости». Особые мнения и протесты экспертов не смогли защитить историческую Москву от варварства девелоперов и связанных с ними чиновников. В постсоветские годы город лишился более 500 зданий исторической застройки (450 из них – при Лужкове). Многие из сохранившихся построек утратили подлинность из-за «реконструкций» (Военторг, гостиница «Москва», Теплые торговые ряды рядом с Красной площадью).
Тем не менее, комиссии удалось отстоять от разрушения немало исторических зданий – в частности, жилой комплекс конца 1920-х гг. на ул. Усачева, дом Быкова неподалеку от Белорусского вокзала, настоять на качественной реставрации домов, признанных памятниками архитектуры. В первые годы после отстранения Юрия Лужкова комиссии удалось почти прекратить варварское разрушение центра столицы. Кроме того, комиссия была каналом связи между властью, экспертами и общественниками, стремившимися сохранить застройку исторической Москвы, замечает член комиссии, координатор «Архнадзора» Константин Михайлов. Протоколы заседаний появлялись в открытом доступе.
Вероятно, чиновники рассудили, что «решать вопросы», касающиеся прибыльного строительства в старых кварталах города, лучше без лишних глаз и ушей, под прикрытием разговоров об уважении к истории и традициям, считает газета.
В этих условиях «Архнадзор» просит создать альтернативные механизмы защиты исторической Москвы. Участники движения предлагают учредить исторические поселения и внести их в перечень охранных зон. Историческим поселением необходимо провозгласить старую Москву в границах Камер-коллежского вала, отмечают активисты. Кроме того, в Москве нужно издать региональный закон, запрещающий снос исторических зданий. Подобный закон есть в Санкт-Петербурге, отмечает Агентство социальной информации .
«Без альтернативного механизма защиты исторического города решение Правительства Москвы о ликвидации «сносной комиссии» выглядит как самоустранение городских властей от решения этой важной проблемы и их добровольная капитуляция перед частными застройщиками», — подытожили в «Архнадзоре».
Как отмечает ИА «Моссовет», 16 сентября Правительство России опубликовало подписанное премьер-министром Дмитрием Медведевым Постановление № 972 от 12 сентября 2015 года «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия…». Согласно Положению, проекты зон охраны помимо экспертных заключений должны быть подкреплены результатами общественного обсуждения .
Ранее «Йод» рассказывал о том, почему в День города снесли дореволюционный военный госпиталь Красного Креста в Лефортове.
Напомним, что 1 сентября градозащитники обратились в Мосгорнаследие с заявлением о включении здания по адресу Красноказарменная ул., 14А, стр. 20 в госреестр объектов культурного наследия мемориала Первой мировой войны. 5 сентября в СМИ появилась информация, что Департамент принял заявку и направил собственнику, группе компаний «Мортон», запрет на проведение там работ. Через несколько часов застройщик потенциальный памятник снёс.
Руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов в интервью телеканалу «Россия» оценил вклад застройщика во всеобщий праздник как «вопиющее нарушение закона», обещав принять все меры для привлечения виновных к ответственности. Градозащитники, в свою очередь, уверены, что такая оперативность девелопера не случайна.
Также напомним и о материале «Вестей», который появился в конце августа, где подробно рассказывается о строительстве мансард на федеральных памятниках. В частности, в материале речь шла о мансардах на Мясницкой, где ими облеплен доходный дом Строгановского училища, построенный по проекту архитектора Шехтеля.
А чуть раньше в Замоскворечье снесен памятник архитектуры — фабрика Бахрушиных
Снос начался в пятницу 14 августа, утром. Застройщик, просчитав все ходы, очевидно, пришел к выводу, что простой техники обойдется ему дорого, и несколько экскаваторов начали работу. В течение всех выходных работы продолжались, и утром в понедельник, 16 августа, в очередной раз прибывшие на стройплощадку градозащитники обнаружили, что снесена последняя, торцевая, стена фабрики. Историческое здание перестало существовать, в настоящее время с площадки вывозятся кирпичи.
«Это произошло, несмотря на то, что никаких соответствующих документов у застройщика не было, — сообщил корреспонденту ИА REGNUM координатор общественного движения «Архнадзор» Андрей Новичков. — Здание фабрики находилось в охранной зоне, в начале 2015 года по нему было заседание комиссии при правительстве Москвы по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия, и эксперты подтвердили ценность объекта. Так что снос следует признать абсолютно незаконным».
Стоит напомнить также и о том, что 13 августа завершился аукцион «на закупку установки для уничтожения документов, который проводил Департамент культурного наследия города Москвы. При этом стоимость товара оценили в 697 тысяч рублей! Вероятно, уничтожать уникальные исторические документы и исследования решили в очень большом количестве и по первому разряду, чтобы точно ничего не уцелело, отмечали тогда «Аргументы.ру».
Впрочем, стоит ли удивляться такому отношению городских властей, если мэр столицы Сергей Собянин не так давно произнёс очень интересную фразу – «Лучшее лекарство от кризиса – это стройка». Пожалуй, лучше и не скажешь в отношении градостроительной политики нынешнего Правительства Москвы.