Подруга Васильевой рассчитывает на мягкое назакание
FLB: Бывший агент ОАО «Оборонсервис» по продаже активов военного ведомства может отделаться штрафом
"Суд над последней обвиняемой по делу «Оборонсервиса» — экс-главой центра правовой поддержки (ЦПП) «Эксперт» Екатериной Сметановой — пока откладывается. По данным «Известий», Следственный комитет уточнит ей обвинение, после чего фигурантка дела может рассчитывать на мягкое наказание. С 2013 года Сметанова находится на свободе под госзащитой.
Сметанова с подачи Васильевой возглавляла ЦПП «Эксперт» (позже ООО «Мира»), который искал покупателей на активы Минобороны. Фактически Сметанова являлась уполномоченным агентом ОАО «Оборонсервис» по продаже активов военного ведомства. Следователи считают, что «Эксперт» необоснованно получал за это многомиллионные агентские гонорары, а владельцем компании была Васильева.
Напомним, Екатерина Сметанова заключила сделку со следствием и дала ключевые показания против своей подруги Евгении Васильевой и других фигурантов дела, среди которых был и ее супруг Максим Закутайло. Следственный комитет возобновил расследование против Сметановой с учетом последних изменений в деле «Оборонсервиса» — по приговору суда из дела исчезла часть эпизодов, сумма ущерба снизилась в разы и уже была возмещена за всех обвиняемых отцом Евгении Васильевой. Как следует из документов Апелляционного суда, отец Евгении Васильевой полностью погасил за всех осужденных ущерб Минобороны в 216 млн рублей.
По мнению экспертов, всё это может благоприятно сказаться на приговоре Сметановой. Впрочем, возможно, ей придется оплатить крупный штраф за «откаты», которые она получала от покупателей активов Минобороны деньгами, турпутевками и планшетами iPad, отмечают «Известия».
Как ранее писали «Ведомости», бывшая глава центра правовой поддержки "Эксперт" Сметанова и ее преемница на этой должности Билялова, единственные из фигурантов дела "Оборонсервиса" еще в 2012-2013 гг. заключили "сделку с правосудием" – соглашение о сотрудничестве со следствием в обмен на смягчение приговора.
«Именно признательные показания Сметановой и другого фигуранта дела – Динары Биляловой позволили следствию и гособвинению закрепить доказательства вины подсудимых по этому делу», – подчеркивал информатор «Интерфакса».
Динара Билялова в феврале 2014 г. была осуждена в особом порядке на четыре года лишения свободы, позже этот срок был сокращен до трех лет. В феврале 2013 г. Сметановой была изменена мера пресечения с ареста на подписку о невыезде, тогда же ей была предоставлена госзащита.
Сметанова дала развернутые показания, в том числе, и на своего гражданского мужа Максима Закутайло, а также на давнюю подругу, экс-главу департамента имущественных отношений Минобороны Евгению Васильеву. Женщины дружили еще со времен, когда учились на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета.
Изначально в деле Сметановой были все эпизоды хищений, как и у Евгении Васильевой, с общим ущербом в более чем 3 млрд рублей, также пишут «Известия». Самые крупные были связаны с продажей акций столичного ОАО «31-й ГПИСС», земельного участка в поселке Пересыпь Темрюкского района Краснодарского края, помещения магазина № 29 ОАО «Мосвоенторг» на Арбате.
По данным источников «Росбалта» в спецслужбах, Екатерина Сметанова и ее покровители из ОАО «Оборонсервис» и Минобороны попали в поле зрения военной контрразведки еще в 2011 году. Были установлены все участники коррупционных схем по продаже имущества военного ведомства, их телефоны поставили на прослушивание. Среди многочисленных посредников, участвовавших в сделках, оказался и отставной военный Борис Мирошников. Он подыскивал клиентов, желавших по дешевке купить здания МО, Сметанова и ее покровители организовывали всю необходимую работу в ОАО «Оборонсервис», а потом Мирошников передавал им так называемые «откаты».
В том же 2011 году отставной военный познакомился с неким Антоном Михайловым, который рассказал, что одна фирма из Самары хочет купить четыре здания местного военторга, выставленные МО на продажу. За сделки со зданием отвечало ООО «Центр правовой поддержки «Эксперт», возглавляемое Сметановой. Эта структура была уполномоченным агентом ОАО «Оборонсервис» по реализации военного имущества.
В феврале 2012 года Сметанову задержали с поличным при получении «отката» за проданные по дешевке здания военторга в Самаре. Следы аферы привели к знакомой министра обороны Анатолия Сердюкова, бывшему начальнику департамента военного ведомства Евгении Васильевой. Однако неожиданно все претензии к Сметановой были сняты, а громкое дело превратилось в историю о мелкой афере с двумя «пешками» в качестве обвиняемых.
Как рассказывала на суде Сметанова, она учредила компании «Эксперт» и «ВитаПроджект» по заданию Васильевой, рассказывало агентство РБК. «Эксперт» была выбрана министром обороны для сопровождения сделок по отчуждению имущества ведомства, следует из материалов дела. Фирма получала агентское вознаграждение в размере 5% от сделки, которое, по словам Сметановой, накапливалось на счетах фирмы. На эти деньги компания «ВитаПроджект» планировала приобрести объекты Минобороны, рассказывала свидетель. Сметанова, а затем сменившая ее на этом посту Динара Билялова также ранее утверждали, что всеми делами и финансами в компании заправляла Васильева.
Сама Васильева на суде утверждала, что Сметанова и Билялова оговаривают ее и дают признательные показания под давлением следствия.
Васильева была признана виновной в хищении акций и госактивов (здания) «31 ГПИСС», которые, по версии обвинения, приобрела подконтрольная ей компания «ВитаПроджект», а также в незаконном получении агентских вознаграждений другой подконтрольной фирмой — «ЦПП Эксперт».
В свою очередь, муж Сметановой, как и другие фигуранты дела, также настаивал, что в его действий не содержатся признаков преступления, – он выполняли распоряжения министра и решения советов директоров компаний. «Мы заключали агентские договоры вне зависимости от экономической обоснованности, — также утверждала бывший финансовый директор ООО «Мира» Ирина Егорина, поясняя эпизоды с получением агентского вознаграждения компанией «Эксперт». — У меня не было никакой корыстной заинтересованности».
«Известия» также напоминают, что незадолго до приговора по делу «Оборонсервиса» государство в лице Минобороны России, а также холдинги ОАО «Оборонсервис» и ОАО «Оборонстрой» полностью отказались от всех претензий к подсудимым, а значит, и к Сметановой. Из дела «ушли» некоторые эпизоды, например об участке земли в поселке Пересыпь. Бывшие потерпевшие сочли, что обвиняемые возместили причиненный ущерб в 2,2 млрд рублей. То, что эта сумма оказалась меньше, чем было в обвинительном заключении, связано с тем, что по некоторым эпизодам — например, ОАО «Военторг» и ОАО «31-й ГПИСС» — был заявлен двойной ущерб: от имени государства и от имени самих акционерных обществ. Государство полностью сняло свои претензии, но заявленный ущерб от ОАО в деле остался. После приговора Пресненского суда окончательный ущерб по делу оценивался уже в 216 млн рублей, который в августе 2015 года за всех осужденных полностью покрыл отец Васильевой — петербургский бизнесмен Николай Васильев."