"Несмотря на очевидную отсталость экономики и общественно-политического устройства Туркменистана, который в 20-х годах двадцатого столетия из средневековья при помощи большевиков "перепрыгнул" в социализм, а затем после приобретения независимости вновь туда вернулся чуть модернизировавшись, государственные нувориши этой республики в некоторых коммерческих сферах действуют вполне современно. По указанию Туркменбаши, министерство обороны Туркменистана под эгидой КНБ (служба безопасности Туркменистана) с 1993 г. проводило активную деятельность на международном рынке вооружений в целях осуществления посреднических операций с различными образцами оружия и военного снаряжения. Основными контрагентами туркменской стороны в зависимости от военно-политической ситуации выступали Иран, Турция, Украина, Болгария. С представителями министерств обороны и спецслужб указанных стран туркменские военные чины имели многочисленные переговоры.
В апреле 1994 года заместители министра обороны Туркменистана посетили Болгарию, где в ходе переговоров проработали вопрос о закупке у болгарско-американской компании "Тератон-Мейтрикс" 10 тысяч ед. автоматов АК 47, 1000 минометов калибра 133 мм и 82 мм с боекомплектом для каждой единицы в количестве 500 мин, а также 5000 гранатометов РПГ-7. В тот раз "Тератон-Мейтрикс" выполнило свои обязательства только на 1/3. Закупленное у нее туркменами вооружение предназначалось для поставки в Турцию, которая в то время вела активные боевые действия против курдских повстанцев.
С американской стороны руководство "Тератон-Мейтрикс" было представлено Робертом Парисом (он же президент фирмы), а с болгарской – Младеном Мутовчинским. Однако, негласно руководство компанией осуществлялось в тот период американским конгрессменом Джоном Тауэром, погибшим в конце 1994 году в автокатастрофе. В мае 1994 года делегация туркменских военных дельцов выезжала в Венгрию. Однако после выяснения намерений венгерской стороны выступать в качестве посредника в предполагаемых сделках, туркмены свернули переговоры и выехали в Чехию и Словакию. В указанных странах туркмены провели успешные переговоры по закупке переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) "Игла" класса земля-воздух.
В середине 90-х министерство обороны и КНБ Туркменистана провели переговоры с Молдавией о закупке ракет SS-23 Spider (советское обозначение ОТР-23), которые подлежали уничтожению по советско-американскому договору о сокращении ракет средней и малой дальности (РСМД). Указанная ракетная техника предназначалась для перепродажи Ирану. Результаты переговоров неизвестны. Однако, в условиях перманентных региональных конфликтов, спрос на подобного рода услуги туркмен всегда имелся. Так, с ведома Туркменбаши в условиях эскалации внутрийеменского противостояния в 1994 г. туркменские военные эмиссары активно поддерживали "южан" (бывший социалистический юг Йемена). При посредничестве министерства обороны Туркмении в Аден осуществлялись поставки следующих видов вооружения:
1. Фирма "Феникс Эйр" вывезла из Молдовы – 4 единицы истребителей МИГ-29, из Румынии - 20 установок БН-21 "Град" 122 мм, 13 тыс. единиц автоматов АКМ-47.
2. Фирма "Глобул Эйр" вывезла из Белоруссии 8 единиц штурмовиков СУ- 22, 50 штук авиабомб "ЗАБ-500", 50 штук бомб "Бетаб -500".
3. Фирма "Элмет Инжениринг" вывезла из Белоруссии 10 тысяч штук НУРС С5К. Из Украины 4 единициы истребителей МИГ-17. Из Болгарии 18 единиц СА4 "Гвоздика", 60 штук ракет "Муар", 40 штук ракет "Стрела -3М", 20 тыс. автоматов АКМ 47, 10 млн. штук патронов калибра 7.62 мм.
Перечисленные наименования боевых систем и вооружений были официально оформлены к вывозу через государственные структуры и предназначались к отправке в Южный Йемен. Поставки санкционировались руководством вышеуказанных стран и координировались высшими чинами министерств обороны, в том числе Туркменистана.
Военные структуры Туркмении в 2000 году проводили конфиденциальные переговоры с уроженцем Ливана Бакри Абдул Реде (подданный Бельгии) и офицерами МО России Ислямовым Александром и Бутом Виктором о реэкспорте оружия в Судан.
Фактически до начала бомбардировок в Афганистане в рамках контртеррористической операции США Туркменистан начал активно помогать режиму талибов, закупая в больших количествах патроны калибра 7,62 для АКМ в г.Бишкеке. Кроме этого, режим Туркменбаши поставлял бывшей Кандагарской администрации ГСМ для танков и других транспортных средств.
Различные виды ГСМ и оружия следовали в Герат, далее в Кандагар и Кабул через афганский пограничный город Тургунди. Начиная с 1997 года, эти поставки осуществлялись систематически, а сотрудники МО и руководители КНБ Туркменистана, в том числе и бывший высокопоставленный сановник Туркменбаши Борис Шихмурадов, неоднократно бывали в гостях у мулло Омара, мулло Дадулло. Частыми гостями в Ашгабаде в 2001 году были командиры ДТ мулло Абдуразак - командир 5 армейского корпуса, Гавситдин Насратияр - командир 18 дивизии, мулло Фазель - начальник генерального штаба МО ДТ и заместитель последнего мулло Беродар, не говоря о бывшей военно-политической верхушке ДТ.
В январе с.г. в беседе с послом Германии в Ашгабаде Туркменбаши заявил о невозможности предоставления своей территории для размещения военнослужащих бундесвера, которые должны были выполнять миротворческие операции в Афганистане, ссылаясь на статус позитивного нейтралитета, который не позволяет Турменистану предоставлять третьим странам свои какие бы то ни было инфраструктуры для их использования против другого государства.
На фоне этого, заявления Туркменбаши о его нейтралитете выглядят несколько лицемерно.