FLB: В Крыму пройдет суд над человеком, решившим сделать республику «зеленее, чище и красивее»
"«Российская газета» выступила в защиту «московского умницы и ботаника» Дмитрия Соколова, решившего возродить в Крыму знаменитые лесные сады чаир. О Соколове – руководителе благотворительного питомника растений «Первоцвет», решившего силами волонтеров «сделать Крым зеленее, чище, красивее» – в течение двух последних лет с восторгом писала вся крымская пресса. А теперь он неожиданно оказался преступником: сажая свои сады, Дмитрий не учитывал, что любое самое благое и прекрасное начинание может обернуться у нас уголовным сроком, если не оформлено по закону.
«В парке чаир распускаются розы, в парке чаир расцветает миндаль…» – так поется в одной очень популярной некогда песне замечательного тенора Аркадия Погодина.
«Крымские татары с незапамятных времен прививали к дикорастущим растениям плодовые культуры, – пишет корреспондент «РГ» Юрий Снегирев. – «Как хорошо: корневая система, защищенная от вредителей, скажем, орешника, а дерево дает яблоки или груши. Никакого ухода! Приходи в лес и собирай плоды. Это и есть чаир. До Великой отечественной войны чаиры были распространены в Крыму. А потом древний способ забыли. Остался один парк над Ливадией, который разбила еще Екатерина Великая. Да и тот декоративный». И Соколов решил возродить под Бахчисараем древнее искусство взращивания «диких садов».
«Дмитрий Соколов закончил два ВУЗа. 14 лет назад переехал из душной Москвы в Крым. Про таких говорят: не от мира сего. Умница, но не в житейских вопросах», – продолжает «Российская газета». – «Наша газета уже писала про него три года назад. Соколов занялся… сказкотерапией. И весьма успешно. Но первое образование ботаника не оставляло его… Обложился книгами. Даже приобрел репринтное издание Семененко.
– Когда Крым вернулся в Россию, я отчетливо понял, что стоять в сторонке не могу, – говорит Митя. – Я решил сделать полезное. Чаиры – самое удивительное, что создал человек и природа. Тут важна не только прививка к дикорастущему дереву. Надо проложить сеть каналов для питания водой. Продумать, как солнце будет освещать плантацию. Словом, это целый комплекс, существующий автономно. Начальник лесхоза разрешил мне санитарную вырубку тридцати ив. Я их и срезал. А потом завели уголовное дело…».
«Преступление» совершилось на Празднике леса. Приехали волонтеры со всего Крыма. Запущенный уголок, что возле туристской тропы, расчищали всем миром. Но ответственность за порубку взял на себя один Митя. Проект все равно его. Да и перед ребятами неудобно…»
6 июля у Дмитрия Соколова суд. На словах и к нему самому, и к его прекраснодушным инициативам все относятся замечательно – в том числе, и Председатель Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым Василий Чебанов. Но ведь машина-то уже запущена…
«…Волонтер. Бессребреник. Вину свою признает, – отмечает корреспондент «Российской газеты». – «А статья – до двух лет. Может, учтут, что к семидесятилетию Победы Митя посадил 70 саженцев у Могилы Неизвестного солдата? На жизнь он не жалуется. При мне продал ноутбук сына. Деньги нужны на адвокатов. Да и трое детей у него. Но что же будет с чаиром?..»